Новости Государственного Совета

Фото с события















В муниципалитетах республики могут появиться старосты

13 сентября 2018, 15:20

В муниципалитетах республики могут появиться старосты
О том, насколько муниципалитеты обеспечены финансами для реализации переданных им государственных полномочий, говорили сегодня на заседании Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению. Кроме того, парламентарии обсудили законопроекты об изменении границ территорий муниципальных образований Верхнеуслонского района, о внесении изменений в республиканские законы об обязательном государственном страховании госслужащих, о государственной гражданской службе, о местном самоуправлении, а также в Кодекс о муниципальной службе и Избирательный кодекс республики.

«Вопрос финансового обеспечения муниципальных образований в части исполнения переданных им государственных полномочий – очень серьезный, - подчеркнул Председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, открывая заседание, - тем более, сейчас идет процесс формирования бюджета на следующий год».

Как отметила заместитель министра финансов республики Алла Анфимова, в настоящее время местным бюджетам предоставляется 21 субвенция (на общую сумму 25 млрд. 74 млн. рублей), три из них – на организацию воинского учета граждан, осуществление госрегистрации актов гражданского состояния и составление списков присяжных заседателей – выделяется из федерального бюджета. «Сумма субвенций из года в год растет, - подчеркнула Алла Анфимова, - наиболее значительное увеличение происходит в финансировании полномочий по организации образовательного процесса».  

Однако переданные муниципалитетам полномочия не всегда обеспечены финансированием. Как отметила заместитель главы города Казани Людмила Андреева, из 16 переданных Казани государственных полномочий (по большей части, в сфере образования и молодежной политики) профинансировано лишь 12. «На сегодняшний день на реализацию госполномочий нам не хватает порядка 700 млн. рублей», - резюмировала Людмила Андреева. В последние годы из муниципального бюджета дополнительно выделялось по миллиарду рублей, а это, считает замглавы города Казани, «существенная сумма». 

Еще одна проблема, по словам Людмила Андреевой, – неполное финансирование оплаты труда педагогических работников, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет, о 9 млн. рублей ежегодно. «По данному вопросу есть решение ЦЭСИ, но в связи с необходимостью дополнительных затрат бюджета, новый норматив в республике не принят. В нашем бюджете таких денег тоже нет», - посетовала Людмила Андреева.

«В Татарстане – один из самых низких в России нормативов штата отделов опеки и попечительства – 1 специалист на 8000 детского населения и один специалист на 100 000 взрослого населения, - обозначила еще один непростой вопрос Людмила Андреева, -  отсюда и проблемы с вопросами детства».  С 1 января 2019 года, благодаря усилиям депутатов Государственного Совета, в частности, Лилии Мавриной, в Казани предусмотрено введение дополнительных 8 ставок, однако, в республиканском масштабе, это, конечно, проблему не снимет.  

Парламентарии согласились с тем, что переданные полномочия должны быть полностью профинансированы. Профильный комитет рекомендовал Министерству финансов республики увеличить финансовое обеспечение переданных государственных полномочий в части организации стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, равной доступности услуг общественного транспорта, штатной численности отделов опеки и попечительства, а также  государственного контроля и надзора в области долевого строительства.

Также сегодня на заседании комитета был рассмотрен законопроект, вносящий изменения в границы Вахитовского и Шеланговского сельских поселений Верхнеуслонского района. В настоящее время на территории района реализуется республиканский проект «Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Волжско-Камском бассейне («Пять ветров»). Вблизи деревни Нариман, на территории более 30 га, планируется построить центр велнес туризма.

Рассмотренные сегодня два законопроекта о внесении изменений в республиканский закон о местном самоуправлении направлены на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Первый законопроект дополняет перечень прав муниципальных образований правом на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных федеральным законом по защите прав потребителей.

Кроме того, в полномочия муниципалитетов предложено включить положения, связанные с градостроительной деятельностью, такие как  направление  уведомлений о несоответствии планируемых к строительству или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома, о несоответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, о принятии решения о сносе самовольной постройки, о принятии решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению и т.д.

Второй законопроект, также вносящий изменения в закон о местном самоуправлении, предоставляет представительным органам муниципального образования возможность назначения старосты сельского населенного пункта. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации». Также Уставом муниципального образования староста сельского населенного пункта может наделяться правом правотворческой инициативы.

«Институт старост сельских населенных пунктов не является обязательным и вводится в случае наличия такой необходимости по решению представительного органа муниципального образования», - подчеркнул Альберт Хабибуллин.

Вносимые изменения в Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе, по словам Альберта Хабибуллина, устанавливают дополнительные основания для привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. Теперь таким основанием может стать доклад подразделения кадровой службы муниципалитета, отвечающего за профилактику коррупционных правонарушений. Данное правило будет работать в том случае, если сам сотрудник признает факт совершения коррупционного правонарушения и предоставит письменное объяснение. Безусловно, нарушение не должно быть связано с уголовной ответственностью.

Кроме того, данным законопроектом уточняется порядок участия муниципальных служащих в управлении организациями от имени муниципального образования. Они могут представлять на безвозмездной основе интересы муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование.

Все законопроекты рекомендованы профильным комитетом к принятию и будут рассмотрены на ближайшем заседании Государственного Совета.

Ольга Благодарова, Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан, фото Андрея Данилова