Доклад заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова по прогнозу социально-экономического развития Республики Татарстан

2 ноября 2023 г., четверг, 11:09

На Ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2024-2026 годы.

Параметры прогноза подробно обсуждены на Парламентских слушаниях и комитетах Государственного Совета.

Прогноз сформирован с учетом оценки текущей ситуации, внешних и внутренних факторов экономического развития страны и республики, реализации задач, обозначенных Президентом Российской Федерации и Раисом Республики Татарстан.

Несмотря на продолжающиеся ограничения и сохраняющееся санкционное давление, предприятиями и организациями республики удалось нивелировать многие вызовы, сохранить инвестиционную активность и производства.

Оперативным штабом республики, в том числе с участием депутатов, организована скоординированная с предприятиями работа по обеспечению социально-экономической стабильности и развития экономики, их участию в мерах поддержки.

В текущем году системообразующие организации республики получили федеральных мер поддержки в объеме порядка 45 млрд рублей.

Предприятия малого и среднего бизнеса уже поддержаны на сумму 57 млрд рублей.

С учетом прогнозов предприятий и организаций базовых отраслей экономики, реализуемых инвестиционных проектов, федеральных и республиканских мер поддержки, по итогам 2023 года валовой региональный продукт республики оценивается на уровне 3,9 трлн рублей.

Основной вклад в экономический рост республики вносят:

- промышленность, в первую очередь обрабатывающие производства;

- строительный сектор с учетом дорожного строительства;

- торговля, за счет восстановления оборота непродовольственной группы товаров.

В текущих условиях высокой неопределенности прогнозные показатели социально-экономического развития республики на 2024-2026 годы сформированы с учетом данных предприятий и организаций, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, а также реализации национальных проектов, государственных программ и комплекса мер поддержки для устойчивого развития экономики и благополучия граждан.

Валовой региональный продукт в 2024 году прогнозируется на уровне 102,2% в сопоставимых ценах к предыдущему году.

В основе роста – растущий спрос на товары и услуги отечественного производства и обеспечение участия предприятий республики в формировании предложений.

Наибольший удельный вес в структуре экономики республики занимает промышленность.

С учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства прогнозируется в 2024 году на уровне 102,5%.

Важнейшими факторами выполнения прогнозных показателей являются реализация инвестиционных проектов и обеспечение бесперебойной и эффективной работы предприятий.

По всем указанным направлениям действуют государственные меры поддержки. Информация по ним размещена на сайте Министерства экономики республики.

Необходимо продолжить информирование предприятий о мерах поддержки и оказание им содействия по сопровождению каждой заявки.

При наличии рисков недостижения предприятием прогнозных показателей в рамках работы балансовых комиссий совместно с собственниками предприятий необходимо оперативно прорабатывать соответствующие решения.

Важно внимательно следить не только за текущим состоянием конкретных отраслей и предприятий, но и за изменением внешних условий, оперативно реагировать на возможные риски, своевременно их нивелировать.

При этом в целом стратегически важным для развития промышленного производства республики является:

- обеспечение эффективной реализации мероприятий программы научно-технологического развития Республики Татарстан;

- а также учитывая значимость нефтегазохимического комплекса, где формируется порядка 60% объема произведенной продукции, - разработка и реализация новой Программы развития отрасли до 2030 года.

В 2024 году с учетом низкой базы текущего года производство сельскохозяйственной продукции, согласно прогнозу, составит 110,7% в сопоставимых ценах к уровню текущего года, в том числе в растениеводстве – 121,9%, животноводстве – 101,5%.

В 2025-2026 годах темпы роста сельскохозяйственной продукции согласно отраслевой государственной программе предусмотрены на уровне 101,9%.

Факторы обеспечения выполнения прогнозных показателей в сфере АПК представлены на слайде:

- реализация и запуск в планируемые сроки инвестиционных проектов, в том числе по увеличению объемов переработки производимой продукции;

- реализация программ импортозамещения, в том числе семян, посадочного материала, племенной продукции животноводства;

- тиражирование лучшего опыта хозяйств по внедрению технологий, для обеспечения повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций;

- а также дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе.

Одним из ключевых сегментов обеспечения потребностей населения является потребительский рынок.

Продолжается восстановление потребительской активности и переориентация рынка.

В непродовольственном сегменте рост обеспечен в первую очередь за счет восстановления продаж легковых автомобилей.

Оборот розничной торговли на 2024 год прогнозируется на уровне 102,5%.

Внешняя торговля также перестраивается. Отчётливо обозначился тренд на углубление сотрудничества с дружественными странами. В текущем году товарооборот с ними увеличился.

Продолжается также тенденция по увеличению количества поставщиков, зарегистрированных на маркетплейсах.

В текущем году количество татарстанских продавцов, реализующих свои товары на маркетплейсах, увеличилось на 23% и достигло почти 56 тысяч.

Оборот общественного питания республики прогнозируется на уровне 103,5-104,0%, в том числе благодаря дальнейшему развитию туризма.

Отмечу, что в целях развития туристической отрасли на федеральном уровне приняты специальные меры поддержки:

- налоговые преференции;

- а также мероприятия в рамках соответствующего Национального проекта и другие меры поддержки.

Необходимо максимально использовать данные меры поддержки для дальнейшего развития туристической сферы и привлечения туристов в республику.

В строительном комплексе республики предусмотрено сохранение объемов жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.

Прогноз в жилищном строительстве предусматривает ввод в 2024-2026 годах более 9 млн кв. метров жилья.

Факторы обеспечения выполнения прогноза в строительном секторе представлены на слайде:

- реализация комплексного подхода по сбалансированному развитию территорий, который разрабатывается Институтом пространственного планирования;

- обеспечение опережающего развития инфраструктуры;

 - сокращение инвестиционно-строительного цикла и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в установленные сроки;

- импортозамещение строительных материалов, оборудования и комплектующих.

Уважаемые депутаты!

Реализация инвестиционных проектов является одним из главных факторов обеспечения прогноза социально-экономического развития.

По нашей оценке, за 9 месяцев текущего года объём инвестиций в основной капитал составил 750 млрд рублей.

В текущих условиях для стимулирования инвестиционной активности необходимо на постоянной основе продолжать эффективную работу по улучшению инвестиционного климата.

Для выработки мероприятий по имеющимся резервам совместно с Госкорпорацией «Росатом» проведена работа по реализации проекта «Сквозной инвестиционный поток» в рамках 9 алгоритмов действий инвестора. По каждому направлению подготовлены соответствующие дорожные карты.

Ответственным министерствам, ведомствам, ресурсоснабжающим организациям и муниципальным образованиям необходимо обеспечить их качественное исполнение.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности важны стабильность условий для инвесторов, инфраструктура для инвестиционных проектов, доступность капитала и заёмного финансирования, грамотное распределение рисков между государством, инвесторами и финансовым сектором.

Особый приоритет – это поддержка инвестиций в технологически сложные проекты.

Для этого действует широкий инструментарий мер государственной поддержки.

Необходимо прорабатывать совместно с предприятиями возможность максимального их использования.

Большой потенциал сохраняется у особых экономических зон и территорий опережающего развития.

Информация по основным показателям ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис» представлена на слайде:

В ОЭЗ «Алабуга» разместилось 57 резидентов.

Объем осуществленных резидентами инвестиций нарастающим итогом за весь период превысил 163,9 млрд рублей,

создано 8 тысяч 880 рабочих мест.

В ОЭЗ «Иннополис» - 342 компаний, в том числе 125 резидентов, 59 компаний-партнеров и 158 стартапов.

С начала деятельности создано 7 тысяч 999 рабочих мест,

проинвестировано 112,2 млрд рублей.

В текущем году Правительство Российской Федерации расширило перечень видов экономической деятельности, доступных для инвесторов.

Моногородам необходимо воспользоваться данными возможностями для привлечения дополнительных резидентов.

Главам указанных моногородов необходимо обеспечить исполнение взятых обязательств в рамках соглашений с Минэкономразвития России.

Важным направлением для привлечения зарубежных инвесторов из исламских стран является реализация Федерального закона о проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации (от 4 августа 2023 года №417-ФЗ).

Целенаправленное развитие данного сегмента финансового рынка требует повышения системности и качества его регулирования, а также выравнивание условий реализации партнерских и традиционных финансов.

Главными целями эксперимента являются выявление проблем и дальнейшее устранение существующих правовых барьеров, выработка оптимального механизма нормативного регулирования для создания благоприятных правовых условий. Это направлено на повышение доступности и развитие инструментов партнерского финансирования для населения и бизнеса, а также привлечение международных инвесторов, уделяющих повышенное внимание этическим и религиозным аспектам инвестирования.

Для эффективной реализации данной задачи совместно с банковским сектором, ВУЗами, духовенством, экспертным сообществом, участниками рынка, республиканскими министерствами и ведомствами сформирован детальный План мероприятий (дорожная карта) по развитию партнерских финансов в Республике Татарстан на период эксперимента.

Уважаемые депутаты!

Для обеспечения социально-экономического развития нашей республики важная роль отводится малому и среднему предпринимательству.

В целом в секторе МСП наблюдается положительная динамика, так в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество субъектов МСП увеличилось на 3,8%.

Количество субъектов МСП на конец текущего года оценивается на уровне 170 тыс. ед.

По прогнозу на 2024 год количество МСП превысит 175 тысяч.

Численность занятых в малом и среднем бизнесе без учета самозанятых по итогам 2023 года по оценке превысит 600 тыс. человек.

Уважаемые депутаты!

Основными задачами государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства до 2030 года являются:

- повышение эффективности и производительности труда;

- улучшение условий создания МСП;

- увеличение срока их жизни;

- диверсификация структуры МСП.

Основные направления по реализации указанных задач представлены на слайде.

- Адаптация финансовых мер поддержки для начинающих МСП (микрозаймы, гранты, поручительства)

- Расширение применения налоговых мер поддержки (расширение АУСН и освобождения от НДС на МСП из отдельных отраслей)

- Цифровизация мер поддержки на платформе МСП.РФ

- Реализация экспортного потенциала в секторе МСП

- Развитие промышленных парков, технопарков

- Выстраивание кооперации крупного и малого бизнеса

- Стимулирование инвестиционной деятельности МСП.

В настоящее время в соответствии с поручением Раиса Республики Татарстан в рамках Послания Государственному Совету Республики Татарстан на 2024 год совместно с бизнес-объединениями формируется план мероприятий по улучшению предпринимательского климата в республике.

В данный план с учетом обратной связи от предпринимателей будут включены мероприятия по реализации указанных задач и направлений государственной политики в сфере МСП.

Ключевым резервом для обеспечения прогнозных показателей в МСП является развитие муниципальных промышленных парков, средняя заполняемость промышленных парков с начала года увеличилась на 10% и достигла 63 процента.

Этому способствует реализуемая концепция развития промпарков с учетом использования республиканских механизмов поддержки, налоговых преференций. В этом году нами проведена работа по снятию инфраструктурных ограничений на промышленных парках «Нижнекамск», «Промзона-Мензелинск», «Алексеевское», «Арский».

В прогнозном периоде будет продолжена реализация мер поддержки, в том числе направленных на развитие и модернизацию существующей инженерной инфраструктуры промышленных парков.

Задача муниципалитетов и бизнес-объединений:

- продолжать адресную работу с целью максимального вовлечения предпринимателей в федеральные и республиканские меры поддержки, содействовать в улучшении предпринимательского климата.

Одним из инструментов стимулирования спроса производимой продукции и выстраивания взаимодействия крупного и малого бизнеса является биржевая площадка – Республиканский маркетинговый центр.

По итогам 10 месяцев текущего года порядка 4 тысяч субъектов МСП получили, благодаря ресурсу, выручку в размере 123,1 млрд рублей.

Значительный вклад в развитии МСП отводится институту самозанятых. Для многих это первый шаг для начала ведения предпринимательской деятельности.

Задача:

- обеспечить максимальное вовлечение самозанятых в реализуемые в рамках нацпроекта МСП меры поддержки.

- вести адресную работу с самозанятыми по отражению своей деятельности в приложении «Мой налог» с целью увеличения доли экономически активных самозанятых.

В республике на сегодня экономически активными являются только 56% самозанятых или 150 тыс. человек.

Обращаю внимание: самозанятые могут воспользоваться мерами поддержки только при отражении своей деятельности в приложении «Мой налог»;

- кроме того, необходимо продолжить проведение в городах и районах республики специальных ярмарок для самозанятых.

Уважаемые депутаты!

Важнейшим фактором обеспечения прогноза социально-экономического развития, о чем было отмечено депутатами на всех комитетах, является обеспеченность кадрами. Растущей экономике требуется больше специалистов.

В настоящее время работодателями республики предлагается более 47 тыс. вакансий.

При этом на рынке труда в республике в текущем году наблюдается рекордно низкий уровень зарегистрированной безработицы.

В дополнение к проводимой Минтрудом республики работе по восполнению кадрового дефицита, в том числе:

- стимулирование экономической активности незанятого населения;

- обучение и финансовая поддержка предприятий при трудоустройстве отдельных категорий граждан;

- привлечение кадров на предприятия ОПК.

еще большую значимость приобретают мероприятия по:

- реализации программ повышения производительности труда, в том числе внедрение новых технологий, автоматизация и роботизация;

- и по повышению кооперации предприятий с образовательными организациями для максимального трудоустройства выпускников на республиканские предприятия.

Отраслевым министерствам и муниципальным образованиям совместно с предприятиями необходимо тиражировать лучшие практики данной работы.

Уважаемые депутаты!

Реализация обозначенных задач является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.

На 2024 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102,4%.

Основой для повышения заработной платы является рост производительности труда.

Республика Татарстан активно участвует в реализации национального проекта «Производительность труда».

Участниками нацпроекта в 2023 году являются 234 татарстанских предприятий. Инструментам повышения производительности труда обучены более 4-х тысяч сотрудников предприятий.

Следует отметить, что в прогнозном периоде предусмотрен опережающий рост производительности труда над уровнем реальной заработной платы.

Одним из важных инструментов достижения поставленных целей социально-экономического развития республики является реализация мероприятий национальных проектов.

На реализацию национальных проектов в текущем году из федерального и республиканского бюджетов предусмотрен лимит финансирования в размере 43,0 млрд рублей.

На 31.10.2023 объем кассового освоения выделенных средств составил 35,5 млрд рублей, или 83% от лимита.

Задачи по реализации национальных проектов представлены на слайде.

- обеспечить своевременное и качественное выполнение работ в рамках заключенных государственных контрактов;

- обеспечить полное освоение средств, выделенных на мероприятия национальных проектов;

- обеспечить достижение целевых значений 163 показателей качества жизни населения нашей республики.

По 2024 году совместно с федеральными отраслевыми министерствами необходимо провести работу по утверждению перечня мероприятий с финансированием из федерального бюджета.

Уважаемые депутаты!

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2024-2026 годы.

Для обеспечения достижения прогнозных показателей необходима согласованная и скоординированная работа всех уровней власти, предприятий и организаций республики, оперативное реагирование на возникающие проблемы для поиска их решений и выявления резервов экономического развития.

Соответствующая работа будет продолжена в рамках рабочей группы Оперативного штаба по обеспечению устойчивого экономического развития республики.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International