Мидхат Шагиахметов: «Экономическая ситуация требует повышения концентрации внимания собственников и руководителей предприятий, отраслевых министерств и муниципальных образований»

29 октября 2025 г., среда, 12:32

Доклад заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова по прогнозу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2026-2028 годы

На Ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2026-2028 годы.

Параметры прогноза детально рассмотрены на Парламентских слушаниях и заседаниях комитетов Государственного Совета.

Прогноз сформирован с учетом реализации национальных целей развития страны, сохраняющихся внешних и внутренних рисков — усиления санкционного давления, включая вторичные санкции; дефицита кадров, высокой ключевой ставки.

Текущая экономическая ситуация требует повышения концентрации внимания собственников и руководителей предприятий, отраслевых министерств и муниципальных образований к анализу рисков финансовой устойчивости и принятию соответствующих мер реагирования.

Оперативным штабом республики на основе системного анализа данных предприятий и организаций, Федеральной налоговой службы России, Росстата, Центрального Банка, Федеральной таможенной службы, коммерческих банков, отраслевых министерств и муниципальных образований организована скоординированная с предприятиями работа по обеспечению социально-экономической стабильности и развития экономики, их участию в мерах поддержки.

Благодаря бесперебойной работе предприятий и отраслей экономики по итогам 9 месяцев текущего года валовой региональный продукт республики составил 4 трлн 341 млрд рублей при темпе роста 103,1%.

Основной вклад в рост экономики обеспечили:

- обрабатывающие производства: нефтехимия, нефтепереработка и машиностроение, в первую очередь за счет предприятий ОПК.

Рост экономики обеспечен также за счет:

- увеличения объёма сельскохозяйственной продукции;

- умеренной потребительской активности в условиях сокращения потребительского кредитования;

- и сберегательной модели поведения населения.

Значимый вклад в развитие всех отраслей внесли:

- предприятия малого и среднего бизнеса;

- увеличение объемов производства резидентов особых экономических зон, промышленных парков и территорий опережающего развития,

- а также инвестиционная активность и реализация инвестиционных проектов.

Объем строительных работ сохраняется на уровне прошлого года.

С учетом прогнозов развития предприятий, реализуемых проектов и наращивания объемов промышленного производства, а также роста в сельском хозяйстве и сохранения положительной динамики на потребительском рынке, валовой региональный продукт республики по итогам 2025 года оценивается на уровне 5 трлн 430,4 млрд рублей при темпе роста 102,4%.

Прогнозные показатели социально-экономического развития республики на 2026-2028 годы сформированы на основе данных предприятий и организаций, формирующих около 70% промышленного производства республики, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, а также с учетом реализации новых национальных проектов, и государственных мер поддержки.

Валовой региональный продукт в 2026 году прогнозируется на уровне 5 трлн 783 млрд рублей при темпе роста 102,1%.

Важнейшими факторами выполнения прогнозных показателей являются обеспечение бесперебойной работы предприятий и их дальнейшее развитие с учетом: реализации инвестиционных проектов, расширения рынков сбыта, технологического развития и повышения производительности труда, от которых в конечном итоге зависят финансовые результаты предприятий и организаций и соответственно поступления в бюджет.

С целью принятия оперативных мер реагирования на постоянной основе осуществляется мониторинг рисков финансово-хозяйственной деятельности 670 предприятий, формирующих более 50% экономики, на платформе «Внешняя поставка данных» Федеральная налоговая служба России.

Наибольший удельный вес в структуре экономики республики занимает промышленность.

С учетом реализации планов предприятий объем отгруженной продукции прогнозируется в 2026 году на уровне 5 трлн 929 млрд рублей, индекс промышленного производства – 101,7%.

Выявляемые риски и проблемные вопросы по достижению предприятиями прогнозных показателей необходимо детально рассматривать совместно с собственниками и руководителями предприятий на балансовых комиссиях.

Объем строительных работ в 2026 году, с учетом планируемых объемов в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве, согласно прогнозу, превысит 1 трлн рублей при темпе роста 100,8%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2026 году, согласно прогнозу, составит 373 млрд рублей при темпе роста 101,5% в сопоставимых ценах к уровню текущего года, в том числе в растениеводстве – 101,5%, животноводстве – 101,5%.

В 2027-2028 годах темпы роста сельскохозяйственной продукции согласно отраслевой государственной программе предусмотрены на уровне 101,5-101,7% .

В прогнозном периоде прогнозируется сохранение умеренного роста потребительской активности.

Оборот розничной торговли в условиях роста денежных доходов населения, замедления темпов инфляции, а также планируемого увеличения туристского потока прогнозируется в 2026 году на уровне 1 трлн 950 млрд рублей при темпе роста 102,8%.

В прогнозном периоде будет продолжена работа в части развития разных форматов торговли, в том числе основанных на цифровых платформах, которые сбалансированно развивались в последние годы.

Федеральным законом «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики» от 31.07.2025 №289-ФЗ определены правовые основы платформенной экономики и отрегулированы отношения между операторами посреднических цифровых платформ, их партнёрами, пользователями и другими лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Эти изменения направлены на создание новой модели национальной торговли с учетом динамики развития электронной коммерции и платформенной экономики.

Реализация инвестиционных проектов является одним из главных факторов обеспечения прогноза социально-экономического развития.

Объём инвестиций в основной капитал в 2025 году по данным предприятий и муниципальных образований оценивается на уровне
1 трлн 605 млрд рублей или 103,8%.

Прогноз на 2026-2028 годы составлен с нвестиционных планов развития предприятий.

В текущей экономической ситуации критически важно поддерживать соответствующий уровень инвестиционной активности, обеспечивая реализацию и своевременный запуск инициированных проектов. 

Это требует от всех уровней власти продолжения системной работы по созданию благоприятных условий ведения бизнеса в нашей республике.

В соответствии с поручениями Раиса Республики Татарстан в рамках Послания нам необходимо продолжить развитие инфраструктуры для бизнеса, формируя новые точки роста, а также скоординированную работу всех уровней власти, предприятий и ресурсоснабжающих организаций по реализации инвестиционных проектов и мероприятий Плана по улучшению инвестиционного климата.

Следует максимально сократить инвестиционно-строительный цикл, в том числе за счет продолжения совместно с Госкорпорацией «Росатом» проекта «Сквозной инвестиционный поток» и использования всеми муниципальными образованиями и ресурсоснабжающими организациями цифровых решений и платформ, в частности Единого кабинета согласований.

Одним из ключевых факторов достижения прогнозных планов по объему инвестиций является своевременная реализация заявленных инвестиционных проектов, в том числе в рамках преференциальных режимов, которые позволяют для резидентов комплексно и системно снижать издержки и риски для бизнеса.

Дополнительным механизмом для привлечения инвестиций является созданная в июле текущего года по инициативе компании «Татнефть» особая экономическая зона промышленно-производственного типа - «Зелёная долина» в Заинском районе, которая разместилась на территории более 16 гектар, где будут осуществлять деятельность 5 якорных резидентов.

В ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис» резидентами вложено уже более
489 млрд рублей инвестиций.

Реализация инвестиционных проектов резидентов позволит в текущем и следующем году привлечь дополнительно более 40 млрд рублей.

В условиях сохраняющегося санкционного давления и с учётом введённого 19-го пакета санкций, направленного на резидентов ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис», совместно с отраслевыми министерствами и управляющими компаниями необходимо обеспечить их адаптацию к новым ограничениям, формирование устойчивых производственных и технологических цепочек с участием партнёров из дружественных стран и исполнение показателей, установленных соглашениями.

Также одним из факторов роста инвестиций является реализация инвестиционных проектов на территориях опережающего развития.

Сегодня осуществляют деятельность 147 резидентов, которыми вложено более 86 млрд рублей инвестиций.

Моногородам необходимо обеспечить достижение плановых показателей, установленных в Соглашениях с Минэкономразвития России, совместно с Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан усилить работу по привлечению новых резидентов.

Для обеспечения социально-экономического развития нашей республики важная роль отводится малому и среднему бизнесу.

В целом в МСП наблюдается положительная динамика.

В целях минимизации предпринимательских рисков с учетом изменений в налоговом законодательстве и создания более плавных условий адаптации к нововведениям:

- руководством республики совместно с федеральными коллегами прорабатывается вопрос:

о принятии мер поддержки в части неприменения штрафных санкций по упрощенной системе при работе с НДС в течение 2026 года;

а также, о сохранении права применения Патента для торговли в сельской местности.

- кроме того, Министерством в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом (Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан», Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса Республики), и кредитными организациями, в рамках проведенных совещаний приняты решения:

по запуску услуг по повышению квалификации персонала у МСП

и услуг по сдаче налоговой отчетности, специальных банковских сервисов, а также проведение образовательных модулей для бизнеса.

Соответствующая работа будет продолжена в рамках постоянного мониторинга сектора МСП, при этом в случае необходимости будут оперативно приниматься меры реагирования, включая точечную донастройку инструментов поддержки под конкретные запросы и потребности бизнеса.

С учетом планируемых изменений в налоговом законодательстве по прогнозу на 2026 год количество МСП достигнет порядка 186 тыс.

В рамках нового федерального проекта по малому и среднему предпринимательству основной задачей является качественный рост бизнеса.

В целях достижения установленных показателей задача муниципальных образований, министерств и ведомств республики продолжить необходимую работу по ключевым направлениям.

Одним из направлений является вовлечение бизнеса в меры поддержки.

С текущего года запущен ряд федеральных и республиканских программ льготного кредитования субъектов МСП.

С начала текущего года в целом по всем мерам малый бизнес получил порядка 38 млрд рублей.

Нам совместно с муниципальными образованиями и бизнес-объединениями необходимо продолжать адресную работу с целью максимального вовлечения предпринимателей производственной сферы в федеральные и республиканские меры поддержки.

Еще одним важным инструментом стимулирования инвестиций является рынок финансового капитала.

Наша задача – системно развивать данное направление, увеличивая число компаний, используя федеральные программы поддержки.

Ключевым резервом для обеспечения качественного роста бизнеса является дальнейшее развитие промпарков.

Благодаря реализуемой Концепции их развития, мерам поддержки
по итогам 1 полугодия увеличивается число резидентов и их работников.

В прогнозном периоде будут продолжены мероприятия по развитию и модернизации существующей инфраструктуры парков

с соответствующими обязательствами управляющей компании и муниципальных образований по привлечению резидентов и инвестиций.

На Федеральном уровне реализуется программа поддержки промпарков в целях закупки оборудования коллективного пользования.

По итогам федерального отбора от республики 6 парков признаны победителями и в 2026 году они получат субсидии на закупку оборудования.

Совместная задача с муниципальными образованиями и управляющими компаниями промпарков – обеспечить достижение всех заявленных обязательств.

Данная программа продолжится и в 2027-2028 годах, при этом Минэкономразвития России планирует увеличить предельные размеры финансирования из средств федерального бюджета с 50 до 200 млн рублей.

Совместно с главами районов будем прорабатывать проекты для участия в программе и в последующие годы.

Одним из важных факторов для развития малого бизнеса и достижения поставленных Национальных целей развития является стимулирование спроса на производимую продукцию через Республиканский маркетинговый центр.

С начала текущего года малый бизнес республики благодаря данному ресурсу получил выручку свыше 162 млрд рублей.

Наша совместно с муниципальными образованиями задача продолжить работу по привлечению МСП к работе на данных ресурсах.

Важнейшим фактором обеспечения прогноза социально-экономического развития является обеспеченность кадрами. В настоящее время работодателями республики предлагается более 41,5 тыс. вакансий.

В республике отмечается рекордно низкий уровень               безработицы – 3,3 тыс.человек.

При этом наблюдается рост численности скрытой безработицы, то есть работников в так называемом простое, занятых на неполный рабочий день или находящихся под риском увольнения.

Нам совместно с отраслевыми министерствами, министерством труда и муниципальными образованиями необходимо держать ситуацию на данных предприятиях на особом контроле, совместно с собственниками предприятий проработать меры по нивелированию причин и восстановлению объемов производимой продукции.

Учитывая сохраняющийся кадровый дефицит в большинстве предприятий и отраслей основным фактором обеспечения устойчивого развития экономики является повышение производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов.

Сравнительный анализ по эффективности использования трудовых ресурсов с субъектами Российской Федерации свидетельствует о наличии резервов в ряде отраслей.

При этом обращаю внимание, что работать необходимо с каждой отраслью и предприятием. Общая динамика в совокупности по отрасли может показывать рост, однако по отдельным секторам и предприятиям ситуация может значительно отличаться.

В соответствии с поручениями Раиса республики в рамках Послания нам совместно с отраслевыми министерствами и муниципальными образованиями необходимо организовать работу совместно с предприятиями курируемых отраслей и территорий по роботизации и автоматизации, реинжинирингу и оптимизации производственных процессов, максимально используя соответствующие меры поддержки повышения производительности труда и тиражирование лучших практик.

Реализация обозначенных в прогнозе задач является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.

На 2026 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102,8%.

Совместно с муниципальными образованиями необходимо продолжить работу по обеспечению достижения целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведения соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Реализация прогноза предполагает сбалансированное развитие нашей республики.

В решении данной задачи большая роль отводится государственным, республиканским программам и национальным проектам, реализация которых синхронизирована и осуществляется комплексно на территории всех муниципальных образований республики.

В 2025 году стартовал новый этап в реализации национальных проектов, которые были утверждены майским Указом Президента Российской Федерации. Всего на 2025-2030 годы утвержден перечень, состоящий из 19 национальных проектов.

В 2025 году для Республики Татарстан на реализацию мероприятий 46 региональных проектов в составе 12 нацпроектов предусмотрен лимит финансирования в размере 44,1 млрд рублей.

По состоянию на 27 октября текущего года кассовое освоение составило 34,6 млрд рублей или 73% от предусмотренного лимита финансирования, из них по средствам федерального бюджета 17,6 млрд рублей.

Важнейшим фактором обеспечения прогноза является научно-технологическое развитие.

С 2025 года стартовала реализация новых национальных проектов технологического лидерства (НПТЛ), реализация которых намечена до 2030 года и перспективу до 2036 года.

На данный момент сформированы 8 проектов, охватывающих наиболее перспективные направления от средств производства и новых материалов до космоса и медицины.

Стратегическая цель этих проектов – создание конкурентной, высокотехнологичной продукции с использованием современных научных технологий, а также формирование новых рынков посредством создания и развития собственных линий производства.

Отраслевыми министерствами совместно с депутатами проводится активная работа по участию республиканских предприятий и организаций в реализации НПТЛ.

На конец октября 2025 года предприятиями и организациями напрямую привлечены дополнительные федеральные средства в размере 4,6 млрд рублей.

Данная работа продолжается.

В среднесрочной перспективе важнейшая роль в достижении технологического суверенитета и лидерства отводится малым технологическим компаниям.

Для малых технологических компаний уже сегодня предусмотрен широкий перечень мер поддержки.

Сегодня в реестре МТК находятся 226 татарстанских компаний.

Крайне важно наращивать число таких компаний, с учетом действующих мер поддержки.

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2026-2028 годы.

Обеспечение:

достижения Стратегических целей, поставленных Раисом Республики Татарстан в Послании,

и выполнения задач Прогноза социально-экономического развития, на основе которого сформирован бюджет республики

требует предельной концентрации и согласованных действий всех органов власти, предприятий и организаций.

Деятельность Оперативного штаба по реагированию на текущие риски и вызовы и выработке системных решений будет продолжена.

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International