Свои представления о демократии люди связывают с собственной реальной возможностью участвовать в управлении государством. Пусть не прямо, а косвенно - через депутатов парламента. Известный русский философ, историк и публицист Б.И. Чичерин писал:
Парламентское правление служит признаком зрелости народа
Практика свидетельствует: демократическая форма правления - панацея от произвола, абсолютизма и тоталитаризма.
История становления народовластия в нашей республике по сравнению с рядом европейских стран относительно молода и протекала в неразрывной связи с общим развитием российского парламентаризма.
На пике Первой российской революции 1905-1907 годов император Николай II подписал 6 августа 1905 Манифест «Об учреждении Государственной Думы» и 17 октября 1905 года Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест), в соответствии с которыми прошли первые выборы, а 23 апреля 1906 года состоялась торжественная церемония открытия первого российского представительного учреждения парламентского типа (в новейшем понимании этого термина).
C самого начала депутатский корпус Государственной Думы был всесословным, многонациональным и поликонфессиональным. Активно проявляли себя в работе и депутаты, избранные от Казани и Казанской губернии. Именно в стенах Таврического дворца Санкт-Петербурга впервые прозвучали речи татарских депутатов – представителей мусульманской фракции Государственной Думы.
В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал").
Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа. Обратимся к хронологии событий тех дней:
Всетатарский Съезд Советов в пределах своей компетенции принимал законы и осуществлял общее руководство республикой по вопросам политической и экономической деятельности, национальной политики, социально-культурного строительства, административно-территориального устройства. Принимал и изменял Конституцию ТАССР, которая затем утверждалась высшим органом власти РСФСР.
Съезд сформировал систему постоянно действующих высших органов власти республики - Центральный Исполнительный Комитет ТАССР в составе 56 членов. На первом пленарном заседании ТатЦИКа был избран его президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым и образовано правительство республики - Совет народных комиссаров.
До 1929 года съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов ТАССР созывался ежегодно, а с 1929 года - раз в два года. За период с 1920 по 1937 годы состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имели съезды 1926 и 1937 годов: на них были приняты Конституции ТАССР.
Текст Конституции ТАССР 1926 года.
Текст Конституции ТАССР 1937 года (на русском языке).
В период между сессиями ЦИК Татарской АССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся его президиум. Он избирался из состава ЦИК и был ему подотчетен.
Президиум ТатЦИКа:
В 1937 году на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической республики.
Согласно Конституции ТАССР 1937 года Верховный Совет ТАССР:
26 - 29 июня 1938 года в Казани состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР первого созыва. На ней были избраны:
К началу 1940 года перестройка системы государственной власти и управления Татарской АССР на основе новой Конституции республики была завершена.
Неизгладимый отпечаток в истории представительных органов республики оставила Великая Отечественная война. Из 143 депутатов Верховного Совета ТАССР 44 добровольно ушли на фронт. Всего за годы войны в действующую армию были призваны 12 из 27 тысяч депутатов Советов Татарской АССР.
После окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ активизировалась сессионная форма работы Верховного Совета ТАССР. На преодоление послевоенных трудностей был всецело ориентирован пятилетний план развития республики одобренный депутатами Верховного Совета в марте 1947 года.
С 1957 года на сессиях Верховного Совета стали рассматриваться годовые народнохозяйственные планы. Увеличилось число постоянных комиссий - к трем существующим добавилось еще четыре новые: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению.
В 60 - 70-е годы ХХ века Верховный Совет интенсивно развивал законодательную базу республики. Именно в этот период были приняты законы:
С начала 1970-х годов Верховный Совет утверждал государственные пятилетние планы экономического и социального развития ТАССР; заслушивал отчеты о работе Совета Министров республики.
Конституция ТАССР 1978 года расширила полномочия автономной республики. Это сказалось и на возможностях Верховного Совета. В частности, парламент получил право окончательного принятия Основного закона республики и внесения в него изменений; самостоятельного решения ряда территориальных вопросов. Республика стала принимать участие в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и СССР:
Текст Конституции ТАССР 1978 года.
В 1978 году на основе Конституции республики были приняты:
Особое место в системе органов управления ТАССР было отведено Комитету народного контроля. Согласно Конституции ТАССР, весь состав Комитета народного контроля формировался непосредственно Верховным Советом.
Следующий этап в реформировании представительных органов власти связан с началом перестройки.
В 1990 году впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные Советы народных депутатов проводились на альтернативной основе.
30 августа 1990 года, исходя из неотъемлемого права народа на самоопределение, закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Верховным Советом республики была принята Декларация о государственном суверенитете
Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР.
Этот ориентированный в будущее шаг положил начало кардинальным преобразованиям национально-государственного устройства Татарстана, стал своеобразной точкой отсчета в проведении самостоятельной политики глубоких социальных преобразований.
Спустя четырнадцать лет, 26 августа 2004 года, на встрече с парламентскими корреспондентами Председатель Государственного Совета Ф.Х. Мухаметшин, говоря об историческом значении нашей Декларации, отметил:
Сегодня, с высоты прожитых лет, многим нашим политическим оппонентам, пытавшимся дискредитировать политику суверенизации, стало ясно, что Татарстан, как и другие национальные республики, не взломали стены Федерации. Напротив, своими последовательными, конструктивными шагами республики лишь укрепляли основы Российской государственности.
Сила и могущество России должны прирастать через соблюдение прав народов, обеспечение интересов регионов. Любые реформы, направленные на возрождение и процветание Российской Федерации, должны быть, прежде всего, продуктом общественного согласия.
Опыт устройства и функционирования российского государства, накопленный за прошедшее десятилетие, свидетельствует о необходимости последовательной реализации принципов федерализма, закрепленных в Конституции РФ.
Россия может вновь стать сильной только тогда, когда сильными и самодостаточными станут регионы.
Важным этапом в истории республики стало учреждение в 1991 году института Президентства в Татарстане.
С 1991 года ряд депутатов, в том числе председатели четырнадцати постоянных комиссий Верховного Совета, стали заниматься законодательной деятельностью на постоянной основе. В Верховном Совете впервые появились депутатские группы и фракции: "Народовластие", "Суверенитет", "Татарстан", "Согласие" и другие.
В марте 1992 года по решению Верховного Совета был проведен республиканский референдум о государственном статусе Татарстана.По итогам референдума 61,4% избирателей, участвовавших в голосовании, единодушно высказались за изменение статуса республики, утверждение новых принципов в межгосударственных отношениях, за упрочение гражданского мира и межнациональных отношений в нашем общем доме.
Выступая на пленарной сессии Государственного Совета, посвященной десятилетию провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, Президент республики М.Ш. Шаймиев отметил:
Оглядываясь на прошедшее десятилетие, я еще и еще раз убеждаюсь в правильности государственного и политического выбора, сделанного республикой, и горжусь тем доверием, той поддержкой, которые оказал нам многонациональный народ Татарстана.
6 ноября 1992 года Верховный Совет Татарстана принял новую Конституцию. Это событие открыло новый этап в политической истории нашей республики.
Текст Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.
Значение принятой Конституции, прежде всего, заключалось в том, что она:
В сложных условиях переходного периода Верховный Совет XII созыва сыграл исключительную роль в становлении государственности республики.
Предшественник Государственного Совета Татарстана:
Деятельность Верховного Совета способствовала сохранению в республике межнационального согласия, политической и социальной стабильности, строительству демократического правового государства, развитию рыночных отношений.