История татарстанского парламентаризма

Становление народовластия в Татарстане: вековой опыт парламентаризма

Свои представления о демократии люди связывают с собственной реальной возможностью участвовать в управлении государством. Пусть не прямо, а косвенно - через депутатов парламента. Известный русский философ, историк и публицист Б.И. Чичерин писал:

Парламентское правление служит признаком зрелости народа

Практика свидетельствует: демократическая форма правления - панацея от произвола, абсолютизма и тоталитаризма.

История становления народовластия в нашей республике по сравнению с рядом европейских стран относительно молода и протекала в неразрывной связи с общим развитием российского парламентаризма.

На пике Первой российской революции 1905-1907 годов император Николай II подписал 6 августа 1905 Манифест «Об учреждении Государственной Думы» и 17 октября 1905 года Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест), в соответствии с которыми прошли первые выборы, а 23 апреля 1906 года состоялась торжественная церемония открытия первого российского представительного учреждения парламентского типа (в новейшем понимании этого термина).

C самого начала депутатский корпус Государственной Думы был всесословным, многонациональным и поликонфессиональным. Активно проявляли себя в работе и депутаты, избранные от Казани и Казанской губернии. Именно в стенах Таврического дворца Санкт-Петербурга впервые прозвучали речи татарских депутатов – представителей мусульманской фракции Государственной Думы. 

В 1917 - 1918 годах энергия и политическая инициатива широких масс татар нашла свое выражение в деятельности Всероссийских мусульманских съездов и Милли Меджлиса, провозгласившего создание автономного Урало-Волжского штата ("Идель-Урал").

Одновременно в Казани полным ходом шло формирование представительных институтов советского типа. Обратимся к хронологии событий тех дней:

  • 2 марта 1917 года состоялось Объединенное собрание Советов раброчих и солдатских депутатов.
  • 14 марта 1917 года создан первый орган представительной власти народа в Казанской губернии - Городской Совет.
  • 6 мая 1917 года в обстановке нарастания революционной борьбы в Казани начал работу Первый губернский съезд крестьянских депутатов. На нем был избран губернский совет крестьянских депутатов.
  • 8 мая 1917 года на Объединенном собрании Советов раброчих и солдатских депутатов произошло слияние обоих Советов. Вслед за губернским центром Советы стали создаваться в уездах и волостях. Правом избирать и быть избранными пользовались все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, национальной принадлежности и вероисповедания.
  • После острых дискуссий и споров вокруг создания Татаро-Башкирской Советской республики 27 мая 1920 года Декрет ВЦИК и СНК России возвестил об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). С этого времени власть в республике осуществлялась Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
  • 25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Это событие вошло в историю как День образования Республики. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР.
  • 26 сентября 1920 года в Казани состоялся I съезд Советов автономной ТССР. В его работе участвовало 348 делегатов. Эта дата может считаться формальным днем рождения собственно татарстанского парламентаризма.

Всетатарский Съезд Советов в пределах своей компетенции принимал законы и осуществлял общее руководство республикой по вопросам политической и экономической деятельности, национальной политики, социально-культурного строительства, административно-территориального устройства. Принимал и изменял Конституцию ТАССР, которая затем утверждалась высшим органом власти РСФСР.

Съезд сформировал систему постоянно действующих высших органов власти республики - Центральный Исполнительный Комитет ТАССР в составе 56 членов. На первом пленарном заседании ТатЦИКа был избран его президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым и образовано правительство республики - Совет народных комиссаров.

До 1929 года съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов ТАССР созывался ежегодно, а с 1929 года - раз в два года. За период с 1920 по 1937 годы состоялось 11 съездов. Каждый съезд представлял знаменательное событие в жизни республики. Особое значение имели съезды 1926 и 1937 годов: на них были приняты Конституции ТАССР.

Текст Конституции ТАССР 1926 года.

Текст Конституции ТАССР 1937 года (на русском языке).

В период между сессиями ЦИК Татарской АССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти являлся его президиум. Он избирался из состава ЦИК и был ему подотчетен.

Президиум ТатЦИКа:

  • готовил съезды Советов и сессии ЦИК, контролировал исполнение их решений в центре и на местах;
  • мог приостанавливать или отменять постановления Совнаркома республики и отдельных наркоматов;
  • назначал и освобождал народных комиссаров;
  • изменял (с последующим вынесением на утверждение ВЦИК) административно-территориальное устройство республики.

В 1937 году на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства - Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической республики.

Согласно Конституции ТАССР 1937 года Верховный Совет ТАССР:

  • являлся высшим органом государственной власти;
  • избирался гражданами республики путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 20 тысяч населения;
  • был наделен широкими полномочиями по принятию и изменению Конституции ТАССР с последующим внесением ее на утверждение Верховного Совета РСФСР;
  • осуществлял законодательную власть, утверждал народнохозяйственные планы и бюджет республики;
  • избирал, учреждал и контролировал работу Президиума Верховного Совета, Верховного суда, Совета народных комиссаров;
  • контролировал соблюдение законов СССР, РСФСР и ТАССР на территории республики.

26 - 29 июня 1938 года в Казани состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР первого созыва. На ней были избраны:

  • Президиум Верховного Совета республики в составе Председателя и 14 членов;
  • сформированы три постоянных комиссии (Законодательных предложений, Бюджетная и Мандатная);
  • образовано правительство республики - Совет народных комиссаров ТАССР.

К началу 1940 года перестройка системы государственной власти и управления Татарской АССР на основе новой Конституции республики была завершена.

Неизгладимый отпечаток в истории представительных органов республики оставила Великая Отечественная война. Из 143 депутатов Верховного Совета ТАССР 44 добровольно ушли на фронт. Всего за годы войны в действующую армию были призваны 12 из 27 тысяч депутатов Советов Татарской АССР.

После окончания ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ активизировалась сессионная форма работы Верховного Совета ТАССР. На преодоление послевоенных трудностей был всецело ориентирован пятилетний план развития республики одобренный депутатами Верховного Совета в марте 1947 года.

С 1957 года на сессиях Верховного Совета стали рассматриваться годовые народнохозяйственные планы. Увеличилось число постоянных комиссий - к трем существующим добавилось еще четыре новые: по промышленности и транспорту, по сельскому хозяйству, по народному образованию и культуре, по здравоохранению и социальному обеспечению.

В 60 - 70-е годы ХХ века Верховный Совет интенсивно развивал законодательную базу республики. Именно в этот период были приняты законы:

  • о бюджетных правах ТАССР и местных Советов депутатов трудящихся;
  • о порядке отзыва депутатов Верховного Совета ТАССР и депутатов районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся. 

С начала 1970-х годов Верховный Совет утверждал государственные пятилетние планы экономического и социального развития ТАССР; заслушивал отчеты о работе Совета Министров республики.

Конституция ТАССР 1978 года расширила полномочия автономной республики. Это сказалось и на возможностях Верховного Совета. В частности, парламент получил право окончательного принятия Основного закона республики и внесения в него изменений; самостоятельного решения ряда территориальных вопросов. Республика стала принимать участие в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и СССР:

  • 11 депутатов ТАССР были избраны в Совет Национальностей Верховного Совета СССР;
  • Председатель Президиума Верховного Совета ТАССР входил в состав Президиума Верховного Совета РСФСР в качестве заместителя Председателя;
  • республике - в лице ее высших органов государственной власти - принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР.

Текст Конституции ТАССР 1978 года.

В 1978 году на основе Конституции республики были приняты:

  • законы о выборах в Верховный Совет ТАССР и местные Советы депутатов трудящихся;
  • закон о Совете Министров ТАССР;
  • Регламент работы Верховного Совета ТАССР;
  • бразовано 14 постоянных комиссий по основным отраслям народного хозяйства и сферам государственной деятельности.

Особое место в системе органов управления ТАССР было отведено Комитету народного контроля. Согласно Конституции ТАССР, весь состав Комитета народного контроля формировался непосредственно Верховным Советом.

Следующий этап в реформировании представительных органов власти связан с началом перестройки.
В 1990 году впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные Советы народных депутатов проводились на альтернативной основе.

30 августа 1990 года, исходя из неотъемлемого права народа на самоопределение, закрепленного в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Верховным Советом республики была принята Декларация о государственном суверенитете

Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР.

Этот ориентированный в будущее шаг положил начало кардинальным преобразованиям национально-государственного устройства Татарстана, стал своеобразной точкой отсчета в проведении самостоятельной политики глубоких социальных преобразований.

Спустя четырнадцать лет, 26 августа 2004 года, на встрече с парламентскими корреспондентами Председатель Государственного Совета Ф.Х. Мухаметшин, говоря об историческом значении нашей Декларации, отметил:

Сегодня, с высоты прожитых лет, многим нашим политическим оппонентам, пытавшимся дискредитировать политику суверенизации, стало ясно, что Татарстан, как и другие национальные республики, не взломали стены Федерации. Напротив, своими последовательными, конструктивными шагами республики лишь укрепляли основы Российской государственности.
Сила и могущество России должны прирастать через соблюдение прав народов, обеспечение интересов регионов. Любые реформы, направленные на возрождение и процветание Российской Федерации, должны быть, прежде всего, продуктом общественного согласия.
Опыт устройства и функционирования российского государства, накопленный за прошедшее десятилетие, свидетельствует о необходимости последовательной реализации принципов федерализма, закрепленных в Конституции РФ.
Россия может вновь стать сильной только тогда, когда сильными и самодостаточными станут регионы.

Важным этапом в истории республики стало учреждение в 1991 году института Президентства в Татарстане.

С 1991 года ряд депутатов, в том числе председатели четырнадцати постоянных комиссий Верховного Совета, стали заниматься законодательной деятельностью на постоянной основе. В Верховном Совете впервые появились депутатские группы и фракции: "Народовластие", "Суверенитет", "Татарстан", "Согласие" и другие.

В марте 1992 года по решению Верховного Совета был проведен республиканский референдум о государственном статусе Татарстана.По итогам референдума 61,4% избирателей, участвовавших в голосовании, единодушно высказались за изменение статуса республики, утверждение новых принципов в межгосударственных отношениях, за упрочение гражданского мира и межнациональных отношений в нашем общем доме.

Выступая на пленарной сессии Государственного Совета, посвященной десятилетию провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, Президент республики М.Ш. Шаймиев отметил:

Оглядываясь на прошедшее десятилетие, я еще и еще раз убеждаюсь в правильности государственного и политического выбора, сделанного республикой, и горжусь тем доверием, той поддержкой, которые оказал нам многонациональный народ Татарстана.

6 ноября 1992 года Верховный Совет Татарстана принял новую Конституцию. Это событие открыло новый этап в политической истории нашей республики.

Текст Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.

Значение принятой Конституции, прежде всего, заключалось в том, что она:

  • закрепила основополагающие идеи и принципы Декларации о государственном суверенитете;
  • сформулировала такие важные принципы правового государства как верховенство законов, их неуклонное соблюдение, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • впервые законодательно оформила основные права и свободы личности, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека;
  • закрепила взаимную ответственность гражданина и государства при приоритете прав человека как высшей социальной ценности;
  • стала надежным гарантом стабильности, гражданского согласия и доверия между людьми разных национальностей и вероисповедания, возрождения культур, языков и традиций народов республики;
  • позволила сформировать собственные органы власти, новые институты демократии и рыночной экономики;
  • установила принципиально новые подходы к экономической системе, в соответствии с которыми обеспечивается свобода хозяйственной деятельности и многообразия форм собственности.

В сложных условиях переходного периода Верховный Совет XII созыва сыграл исключительную роль в становлении государственности республики.
Предшественник Государственного Совета Татарстана:

  • утвердил новые государственные символы республики;
  • принял свыше 120 законов. В их числе законы: "Об основах народовластия", "О собственности", "О языках народов Республики Татарстан", "Об образовании", "О молодежи", "О занятости населения", Земельный кодекс и др.

Деятельность Верховного Совета способствовала сохранению в республике межнационального согласия, политической и социальной стабильности, строительству демократического правового государства, развитию рыночных отношений.

Текст Конституции Республики Татарстан (с изм. и доп. от 29. 11.1994 № 2243-XII, 30.03.1995 № 17, 08.12.1995 № 346, 27.11.1996 № 881, 26.05.1999 № 2180, 21.07.1999 № 2304, 03.03.2000 № 93, 31.05.2000 № 179, 19.12.2000 № 494, 28.06.2001 № 946, 19.04.2002 № 1380, 15.09.2003 № 34-ЗРТ, 12.03.2004 № 10-ЗРТ, 14.03.2005 № 55-ЗРТ).

Текст Конституции Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ)

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International