Конституция Республики Татарстан

(в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380,
от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ,
от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ,
от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ,
от 31 декабря 2022 года № 109-ЗРТ, от 26 января 2023 года № 1-ЗРТ)
 
Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа,
реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина,
исходит из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,
способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия,
создает условия для укрепления демократии, социально-экономического развития Республики Татарстан, сохранения исторически сложившегося единства народов Российской Федерации на принципах федерализма.
 
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
 
Статья 1
 
1. Республика Татарстан – демократическое правовое государство в составе Российской Федерации. Государственность Республики Татарстан выражается в обладании Республикой Татарстан всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, наличии своей территории, населения, системы органов государственной власти, своей Конституции и законодательства, государственных языков и государственных символов Республики Татарстан.
2. Наименования Республика Татарстан и Татарстан равнозначны.
3. Статус Республики Татарстан не может быть изменен без взаимного согласия Республики Татарстан и Российской Федерации. Границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия.
4. В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях.
 
Статья 2
 
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Татарстан.
 
Статья 3
 
1. Власть в Республике Татарстан осуществляется ее многонациональным народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Утратила силу.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Конституция Республики Татарстан и поправки к ней принимаются Государственным Советом Республики Татарстан или путем референдума.
5. Никто не может присваивать власть в Республике Татарстан. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
 
Статья 4
 
1. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Республика Татарстан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Татарстан, изданным по предметам ведения Республики Татарстан, действует нормативный правовой акт Республики Татарстан.
 
Статья 5
 
1. Территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна.
2. Границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
 
Статья 6
 
Республика Татарстан в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством
 и договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, осуществляет международные и внешнеэкономические связи, заключает соответствующие соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций.
 
Статья 7
 
Республика Татарстан вступает в отношения с субъектами Российской Федерации, заключает договоры и соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности совместных организаций.
 
Статья 8
 
1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.
 
Статья 9
 
1. Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют Глава (Раис) Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, мировые судьи Республики Татарстан.
3. Глава (Раис) Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
4. Органы государственной власти Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан.
 
Статья 10
 
В Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
 
Статья 11
 
1. Республика Татарстан – светское государство.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
 
Статья 12
 
В Республике Татарстан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
 
Статья 13
 
Республика Татарстан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
 
Статья 14
 
Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.
 
Статья 15
 
Утратила силу.
 
Статья 16
 
1. Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются в Республике Татарстан как основа жизни и деятельности народа.
2. Средства бюджета Республики Татарстан, иное государственное имущество, культурные и исторические ценности и другое имущество, обеспечивающее экономическую самодостаточность республики и сохранение материальной и духовной культуры, являются общенародным достоянием.
 
Статья 17
 
1. Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты.
2. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.
3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий регулирует развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной, кредитной, ценовой и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов.
 
Статья 18
 
1. В Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
 
Статья 19
 
1. Собственность неприкосновенна. Ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
2. Собственность не должна использоваться во вред государственным и общественным интересам, правам, свободам и достоинству человека.
3. Принудительное изъятие объектов собственности не допускается, кроме случаев, установленных федеральным законом.
 
Статья 20
 
1. В Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Государственные органы содействуют развитию малого и среднего бизнеса.
 
Статья 21
 
Утратила силу.
 
Статья 22
 
Граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права.
 
Статья 23
 
Республика Татарстан имеет свои государственные награды. Порядок их учреждения и присуждения определяется законом.
 
Статья 24
 
1. Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан. Законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, учреждения, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.
3. Законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы Республики Татарстан не применяются. Любые нормативные правовые акты Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. В Республике Татарстан применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации.
 
Статья 25
 
В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, может быть заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
 
Статья 26
 
1. Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Республики Татарстан.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Татарстан.
 
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
 
Статья 27
 
1. В Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.
2. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
 
Статья 28
 
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
 
Статья 29
 
1. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. В Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.
3. Порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав и свобод устанавливается законами.
 
Статья 30
 
Граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод.
 
Статья 31
 
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства.
 
Статья 32
 
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
 
Статья 33
 
1. В Республике Татарстан защищаются свобода и неприкосновенность личности.
2. Утратила силу.
3. Каждый в Республике Татарстан вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
4. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
5. Каждый привлекаемый к ответственности за правонарушение считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону и в рамках надлежащей правовой процедуры.
6. Каждый в Республике Татарстан имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
 
Статья 34
 
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
 
Статья 35
 
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
 
Статья 36
 
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
 
Статья 37
 
1. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными вероисповеданиями запрещается.
 
Статья 38
 
1. Семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства.
2. Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины; супруги равноправны в семейных отношениях.
3. Государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей.
4. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
5. Совершеннолетние трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
 
Статья 39
 
В пределах территории Республики Татарстан гарантируется право на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом.
 
Статья 40
 
1. Каждому в Республике Татарстан обеспечивается судебная защита его прав и свобод, чести и достоинства, жизни, здоровья и имущества.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
3. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
 
Статья 41
 
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также общественных объединений могут быть обжалованы в суд.
 
Статья 42
 
1. В Республике Татарстан каждому гарантируется свобода слова, печати, мнений и убеждений, их беспрепятственное выражение и распространение.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
 
Статья 43
 
Граждане в Республике Татарстан имеют право в соответствии с законом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
 
Статья 44
 
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Государство оказывает поддержку деятельности общественных объединений.
2. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
 
Статья 45
 
1. Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане в Республике Татарстан имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
 
Статья 46
 
Каждый в Республике Татарстан имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
 
Статья 47
 
Каждому гражданину в соответствии с законом гарантируется равное право доступа к государственной и муниципальной службе.
 
Статья 48
 
1. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Цензура запрещается.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не предусмотрено законом.
3. Сбор и хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, кроме случаев, предусмотренных законом.
 
Статья 49
 
Право частной собственности охраняется законом.
 
Статья 50
 
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
6. Государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию.
 
Статья 51
 
Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав.
 
Статья 52
 
1. Каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. Республика Татарстан обеспечивает оказание доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.
 
Статья 53
 
1. Каждый в Республике Татарстан имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2. Государство обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование, принимает меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды, поощряет деятельность, способствующую обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
 
Статья 54
 
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
 
Статья 55
 
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
 
Статья 56
 
1. Каждый в Республике Татарстан имеет право на образование.
2. В Республике Татарстан гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также обучение на государственных языках Республики Татарстан.
3. Каждый в Республике Татарстан вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
 
Статья 57
 
1. Каждому в Республике Татарстан гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
2. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются законом.
3. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
4. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
5. Республика Татарстан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, сохранение и развитие культуры татарского народа, национальных культур представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
 
Статья 58
 
1. Перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
 
Статья 59
 
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и наносить ущерба государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения.
 
Статья 60
 
Каждый в Республике Татарстан обязан соблюдать Конституцию Республики Татарстан и законы Республики Татарстан, Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.
 
Статья 61
 
1. Каждый обязан платить налоги и сборы в размерах и порядке, установленных законом.
2. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
 
Статья 62
 
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
 
Статья 63
 
1. Граждане в Республике Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом.
2. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы устанавливается в соответствии с федеральным законом.
 
Статья 64
 
1. Долг каждого в Республике Татарстан – уважительно относиться к государственным символам Российской Федерации и Республики Татарстан.
2. Публичное проявление неуважения к государственным символам Республики Татарстан влечет ответственность, предусмотренную законом.
 
РАЗДЕЛ III. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
 
Статья 65
 
1. Территория Республики Татарстан включает в себя районы и города республиканского значения в качестве административно-территориальных единиц республики. Территория города республиканского значения может состоять из районов.
2. Республика Татарстан состоит из административно-территориальных единиц:
районов – Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алексеевский, Алькеевский, Альметьевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Бавлинский, Балтасинский, Бугульминский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Заинский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинский, Черемшанский, Чистопольский, Ютазинский;
городов республиканского значения – Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Буинск, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Казань, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Чистополь.
3. Утратила силу.
 
Статья 66
 
Административно-территориальное устройство Республики Татарстан и порядок его изменения устанавливаются законом Республики Татарстан.
 
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
 
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ
 ТАТАРСТАН
 
Статья 67
 
Государственный Совет Республики Татарстан – парламент Республики Татарстан является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.
 
Статья 68
 
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.
 
Статья 69
 
1. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов.
2. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с законом пассивным избирательным правом и достигший 21 года.
3. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан регулируется федеральными законами и законами Республики Татарстан.
4. Депутаты Государственного Совета Республики Татарстан избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Татарстан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
 
Статья 70
 
1. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая, установленного в части второй настоящей статьи.
2. Число депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Республики Татарстан.
3. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральными законами.
4. Утратила силу.
5. Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
6. Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен.
 
Статья 71
 
Статус депутата Государственного Совета Республики Татарстан и гарантии его деятельности устанавливаются федеральным законом и законом Республики Татарстан.
 
Статья 72
 
Депутат Государственного Совета Республики Татарстан на заседаниях Государственного Совета Республики Татарстан имеет право обратиться с запросом к Главе (Раису) Республики Татарстан, Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министру Республики Татарстан, руководителям органов исполнительной власти Республики Татарстан, должностным лицам других органов, образуемых или избираемых Государственным Советом Республики Татарстан (кроме мировых судей Республики Татарстан), а также главам муниципальных образований Республики Татарстан. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию депутата Государственного Совета Республики Татарстан, письменный ответ в порядке и сроки, установленные законом.
 
Статья 73
 
1. Государственный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета. Глава (Раис) Республики Татарстан в течение этого срока может созвать Государственный Совет Республики Татарстан на первое заседание по своей инициативе.
2. Первое после выборов заседание Государственного Совета Республики Татарстан открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Совета старейший по возрасту депутат Государственного Совета.
3. Со дня начала работы Государственного Совета Республики Татарстан нового созыва полномочия Государственного Совета Республики Татарстан прежнего созыва прекращаются.
 
Статья 74
 
1. Основной формой работы Государственного Совета Республики Татарстан являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета.
2. Заседание Государственного Совета Республики Татарстан является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Для обеспечения работы Государственного Совета Республики Татарстан избирается Президиум и образуются комитеты Государственного Совета.
4. Порядок деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.
 
Статья 75
 
К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:
1) принятие Конституции Республики Татарстан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан;
3) утратил силу;
4) участие в определении внутренней политики и направлений внешней деятельности Республики Татарстан;
5) утверждение бюджета Республики Татарстан и отчета о его исполнении;
6) утверждение стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на долгосрочный период и порядка осуществления стратегического планирования в Республике Татарстан;
7) установление налогов и сборов Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством;
8) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Татарстан и отчетов об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Татарстан;
9) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Татарстан;
10) установление порядка организации и деятельности органов государственной власти Республики Татарстан в пределах полномочий, определенных Конституцией Республики Татарстан и федеральными законами;
11) избрание Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан из числа депутатов Государственного Совета;
12) избрание Президиума Государственного Совета, образование и избрание комитетов Государственного Совета из числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
13) утратил силу;
14) назначение референдума Республики Татарстан;
15) назначение выборов в Государственный Совет Республики Татарстан;
16) назначение выборов Главы (Раиса) Республики Татарстан;
161) утратил силу;
17) принятие решения о недоверии Главе (Раису) Республики Татарстан в соответствии с федеральным законом и настоящей Конституцией;
18) согласование предложений Главы (Раиса) Республики Татарстан
о назначении Премьер-министра Республики Татарстан и заместителей Премьер-министра Республики Татарстан;
19) выражение недоверия Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;
20) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
21) утратил силу;
22) избрание мировых судей Республики Татарстан;
221) назначение по представлению Главы (Раиса) Республики Татарстан Государственного Советника Республики Татарстан в соответствии с законом Республики Татарстан;
23) назначение Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в соответствии с федеральным законом;
231) назначение Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан в соответствии с федеральным законом;
24) назначение половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
241) назначение Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Татарстан;
25) утверждение схемы избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
26) установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения;
27) решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан;
28) утратил силу;
29) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Татарстан в соответствии с законом;
30) учреждение государственных наград Республики Татарстан;
31) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан;
32) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.
 
Статья 76
 
1. Право законодательной инициативы принадлежит Главе (Раису) Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному Советнику Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения.
2. Утратила силу.
3. Проекты законов Республики Татарстан об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Республики Татарстан, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, рассматриваются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Главы (Раиса) Республики Татарстан либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственный Совет Республики Татарстан в тридцатидневный срок со дня получения законопроекта.
 
Статья 77
 
1. Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы и постановления.
2. Законы Республики Татарстан и постановления Государственного Совета Республики Татарстан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, если иное не предусмотрено законодательством.
3. Утратила силу.
 
Статья 78
 
Проекты законов Республики Татарстан и другие наиболее важные вопросы государственной жизни республики решением Государственного Совета могут быть вынесены на народное обсуждение Республики Татарстан.
 
Статья 79
 
1. Принятый Государственным Советом Республики Татарстан закон Республики Татарстан в течение 14 календарных дней направляется Главе (Раису) Республики Татарстан.
2. Глава (Раис) Республики Татарстан в течение 14 календарных дней
с момента поступления закона Республики Татарстан подписывает и обнародует либо отклоняет его. Указанный срок приостанавливается в случае, если Президентом Российской Федерации направлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности принятого закона Республики Татарстан.
3. В случае отклонения закона Республики Татарстан Глава (Раис) Республики Татарстан возвращает его со своими возражениями
в Государственный Совет Республики Татарстан для повторного рассмотрения. В случае отклонения Главой (Раисом) Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
4. Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой (Раисом) Республики Татарстан и подлежит в течение семи календарных дней подписанию и обнародованию.
 
Статья 80
 
1. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.
2. Тексты законов на татарском и русском языках проходят идентификацию.
 
Статья 81
 
Государственный Совет Республики Татарстан в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Татарстан, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан, исполнением бюджета Республики Татарстан, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Татарстан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Татарстан.
 
Статья 82
 
1. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Государственный Совет и председательствует на его заседаниях, организует работу Государственного Совета, представляет Государственный Совет в отношениях с другими органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, парламентами других государств, общественными объединениями, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.
2. Заместители Председателя Государственного Совета выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
3. Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета.
 
Статья 83
 
1. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета. Президиум подотчетен Государственному Совету.
2. В состав Президиума Государственного Совета входят Председатель, заместители Председателя, Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан и депутаты Государственного Совета, избираемые Государственным Советом.
3. Президиум Государственного Совета возглавляет Председатель Государственного Совета.
4. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принимает постановления.
 
Статья 84
 
Президиум Государственного Совета Республики Татарстан:
1) созывает сессии Государственного Совета и организует подготовку его заседаний;
2) координирует деятельность комитетов и комиссий, создаваемых Государственным Советом;
3) оказывает содействие депутатам Государственного Совета в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
4) организует подготовку и проведение народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни республики в соответствии с законом;
5) осуществляет иные полномочия в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан;
6) утратил силу.
 
Статья 85
 
По истечении срока полномочий Государственного Совета Президиум Государственного Совета Республики Татарстан организует созыв и подготовку первого после выборов заседания Государственного Совета Республики Татарстан.
 
Статья 86
 
1. Государственный Совет из числа депутатов образует комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета.
2. Порядок образования, организации, деятельности и компетенция комитетов Государственного Совета определяются законом.
3. Государственный Совет при необходимости проводит парламентские расследования, создает ревизионные и иные комиссии.
 
Статья 87
 
Для осуществления внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия которой определяются законом.
 
Статья 88
 
1. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан прекращаются досрочно в случае:
1) принятия Государственным Советом решения о досрочном прекращении полномочий;
2) роспуска Государственного Совета Главой (Раисом) Республики Татарстан в соответствии с федеральным законом и настоящей Конституцией;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Решение Государственного Совета Республики Татарстан о досрочном прекращении полномочий принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета.
3. При принятии решения о досрочном прекращении полномочий
в соответствии с пунктом 1 части первой настоящей статьи Государственный Совет Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан.
4. Утратила силу.
5. При досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан в соответствии с пунктом 2 части первой настоящей статьи Глава (Раис) Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан.
 
ГЛАВА 2. ГЛАВА (РАИС) РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 
Статья 89
 
1. Глава (Раис) Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан.
2. Наименование должности высшего должностного лица Республики Татарстан – Глава (Раис) Республики Татарстан. Сокращенное наименование должности высшего должностного лица Республики Татарстан – Раис Республики Татарстан.
 
Статья 90
 
Глава (Раис) Республики Татарстан выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, договоров и соглашений Республики Татарстан.
 
Статья 91
 
1. Главой (Раисом) Республики Татарстан может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с законом пассивным избирательным правом и достигший 30 лет.
2. Глава (Раис) Республики Татарстан избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Татарстан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Глава (Раис) Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.
4. Порядок подготовки и проведения выборов Главы (Раиса) Республики Татарстан регулируется федеральными законами и законами Республики Татарстан.
 
Статья 911
 
Утратила силу.
 
Статья 92
 
1. Глава (Раис) Республики Татарстан обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральными законами.
2. Глава (Раис) Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий использует государственные языки Республики Татарстан.
 
Статья 93
 
1. Глава (Раис) Республики Татарстан вступает в должность не позднее одного месяца со дня официального объявления о результатах выборов Главы (Раиса) Республики Татарстан.
11. Утратила силу.
2. Глава (Раис) Республики Татарстан приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой (Раисом) Республики Татарстан.
21. Утратила силу.
3. Глава (Раис) Республики Татарстан при вступлении в должность приносит следующую присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан: «Торжественно клянусь верно служить многонациональному народу Республики Татарстан, обеспечивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Татарстан, федеральные законы и законы Республики Татарстан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Главы (Раиса) Республики Татарстан».
4. Присяга приносится в торжественной обстановке на двух государственных языках в присутствии депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, членов Кабинета Министров Республики Татарстан и других приглашенных лиц.
5. Глава (Раис) Республики Татарстан имеет Штандарт (флаг) Главы (Раиса) Республики Татарстан.
 
Статья 94
 
1. Глава (Раис) Республики Татарстан:
1) обеспечивает права и свободы граждан в Республике Татарстан, защиту государственности Республики Татарстан, сохранение ее территории в пределах установленных границ, общественную безопасность, законность и правопорядок на территории Республики Татарстан;
2) осуществляет руководство исполнительной властью в Республике Татарстан и обеспечивает ее взаимодействие с Государственным Советом Республики Татарстан, определяет основные направления деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан;
3) определяет внутреннюю политику и направления внешней деятельности Республики Татарстан;
4) представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение и утверждение проекты законов о бюджете Республики Татарстан и о его исполнении;
5) представляет Государственному Совету Республики Татарстан стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан на долгосрочный период;
6) обращается к Государственному Совету Республики Татарстан
с ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Государственный Совет Республики Татарстан о важных вопросах жизни республики;
7) представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодные отчеты о результатах деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом Республики Татарстан, а также сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Татарстан;
8) формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, руководит его деятельностью, принимает решение об отставке Кабинета Министров Республики Татарстан, назначает по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан Премьер-министра Республики Татарстан, заместителей Премьер-министра Республики Татарстан, назначает министров Республики Татарстан, председателей государственных комитетов Республики Татарстан, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Татарстан. Освобождает от должности Премьер-министра Республики Татарстан, заместителей Премьер-министра Республики Татарстан, министров Республики Татарстан, председателей государственных комитетов Республики Татарстан, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Татарстан;
9) определяет систему и структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан;
10) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Государственного Советника Республики Татарстан;
11) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
12) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан;
13) назначает на должность Уполномоченного при Главе (Раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей в соответствии с федеральным законом;
14) назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
15) представляет Республику Татарстан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей в пределах компетенции Республики Татарстан, подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях;
16) подписывает и обнародует законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан;
17) отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам Республики Татарстан и указам Главы (Раиса) Республики Татарстан;
18) награждает государственными наградами Республики Татарстан;
19) учреждает и вручает премии Республики Татарстан;
20) формирует комиссию по рассмотрению вопросов помилования
в Республике Татарстан и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования;
21) вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Татарстан, а также созывать вновь избранный Государственный Совет Республики Татарстан на первое заседание в течение установленного для этого срока;
22) вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума с правом совещательного голоса;
23) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан с иными органами государственной власти Республики Татарстан и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие органов исполнительной власти Республики Татарстан с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;
24) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан в случае принятия Государственным Советом Республики Татарстан Конституции Республики Татарстан и (или) закона Республики Татарстан, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственный Совет Республики Татарстан не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
25) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами Республики Татарстан;
26) вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения Главой (Раисом) Республики Татарстан предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с пунктом 25 части первой настоящей статьи главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора;
27) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования
в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом;
28) утверждает положение о Штандарте (флаге) Главы (Раиса) Республики Татарстан;
29) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Татарстан, договорами и соглашениями Республики Татарстан.
2. Глава (Раис) Республики Татарстан для осуществления своих функций образует свою Администрацию, назначает ее Руководителя.
 
Статья 95
 
Глава (Раис) Республики Татарстан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Республики Татарстан, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
 
Статья 96
 
Честь и достоинство Главы (Раиса) Республики Татарстан охраняются законом.
 
Статья 97
 
1. Полномочия Главы (Раиса) Республики Татарстан прекращаются досрочно в случае:
1) его отставки по собственному желанию;
2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации или выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Татарстан;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. В соответствии с федеральным законом полномочия Главы (Раиса) Республики Татарстан прекращаются досрочно решением Президента Российской Федерации или решением Государственного Совета Республики Татарстан по представлению Президента Российской Федерации.
3. Государственный Совет Республики Татарстан вправе выразить недоверие Главе (Раису) Республики Татарстан в случае:
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам Республики Татарстан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава (Раис) Республики Татарстан не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Республики Татарстан, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
ненадлежащего исполнения Главой (Раисом) Республики Татарстан своих обязанностей.
4. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан о недоверии Главе (Раису) Республики Татарстан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
5. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан о недоверии Главе (Раису) Республики Татарстан направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Главы (Раиса) Республики Татарстан от должности.
6. Утратила силу.
 
Статья 98
 
 1. В случаях досрочного прекращения полномочий Главы (Раиса) Республики Татарстан или его временного отстранения от должности до издания Президентом Российской Федерации указа о назначении временно исполняющего обязанности Главы (Раиса) Республики Татарстан, а также в случае, если Глава (Раис) Республики Татарстан не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий, временное исполнение обязанностей Главы (Раиса) Республики Татарстан осуществляет Премьер-министр Республики Татарстан.
2. В случаях, установленных федеральным законом, временно исполняющий обязанности Главы (Раиса) Республики Татарстан назначается Президентом Российской Федерации.
3. Временно исполняющий обязанности Главы (Раиса) Республики Татарстан в соответствии с частью первой настоящей статьи не имеет права распускать Государственный Совет Республики Татарстан, вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, а также по собственной инициативе освобождать от должности заместителей Премьер-министра Республики Татарстан и руководителей органов исполнительной власти Республики Татарстан.
 
ГЛАВА 3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 
Статья 99
 
1. Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики Татарстан является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Татарстан.
2. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан, порядок его деятельности, отношения с другими органами государственной власти Республики Татарстан определяются Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан.
 
Статья 100
 
1. Кабинет Министров Республики Татарстан формируется Главой (Раисом) Республики Татарстан и состоит из Премьер-министра Республики Татарстан, заместителей Премьер-министра Республики Татарстан, министров Республики Татарстан, председателей государственных комитетов Республики Татарстан. Глава (Раис) Республики Татарстан может включить в состав Кабинета Министров Республики Татарстан руководителей других органов исполнительной власти Республики Татарстан.
2. Премьер-министр Республики Татарстан является председателем Кабинета Министров Республики Татарстан и организует его работу.
3. Премьер-министр Республики Татарстан назначается Главой (Раисом) Республики Татарстан по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан.
 
Статья 101
 
1. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Главой (Раисом) Республики Татарстан.
2. Вновь образованный Кабинет Министров Республики Татарстан представляет Государственному Совету Республики Татарстан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
3. Кабинет Министров Республики Татарстан по отдельным вопросам отчитывается о своей работе перед Государственным Советом Республики Татарстан.
4. Государственный Совет Республики Татарстан может выразить недоверие Премьер-министру Республики Татарстан, заместителям Премьер-министра Республики Татарстан, что влечет их отставку.
 
Статья 102
 
Кабинет Министров Республики Татарстан:
1) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
2) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
3) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Республики Татарстан;
4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан, их языков и культуры, защите прав национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
5) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
6) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;
7) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
8) разрабатывает проект бюджета Республики Татарстан;
9) обеспечивает исполнение бюджета Республики Татарстан и готовит отчет о его исполнении, ежегодный отчет о результатах деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Татарстан для представления их Главой (Раисом) Республики Татарстан в Государственный Совет Республики Татарстан;
10) управляет и распоряжается собственностью Республики Татарстан
в соответствии с законами Республики Татарстан, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республике Татарстан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
11) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Кабинета Министров Республики Татарстан, и утверждает (одобряет) такие документы;
12) предлагает органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Татарстан, а также вправе обратиться в суд;
13) утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Татарстан;
14) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти Республики Татарстан отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.
 
Статья 103
 
Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
 
Статья 104
 
Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.
 
Статья 105
 
1. Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.
2. Министерства, государственные комитеты реализуют государственную политику в соответствующих отраслях управления или на межотраслевом уровне.
 
ГЛАВА 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. ПРОКУРАТУРА. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 
Статья 106
 
1. Правосудие в Республике Татарстан осуществляется только судом.
2. Судьи независимы и подчиняются только закону.
 
Статья 107
 
Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется федеральными судами и мировыми судьями Республики Татарстан.
 
Статья 108
 
Утратила силу.
 
Статья 109
 
Утратила силу.
 
Статья 110
 
Утратила силу.
 
Статья 111
 
1. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок избрания на должность мировых судей устанавливаются соответствующими законами.
 
Статья 112
 
Утратила силу.
 
Статья 113
 
Судопроизводство и делопроизводство в судах в Республике Татарстан ведутся в соответствии с федеральным законом.
 
Статья 114
 
Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Татарстан определяются федеральным законом.
 
Статья 1141
 
В целях укрепления конституционной законности в Республике Татарстан в соответствии с законом Республики Татарстан может быть образован Конституционный совет Республики Татарстан.
 
Статья 115
 
В целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе при осуществлении правосудия, юридическая помощь им оказывается адвокатами и иными лицами в соответствии с законом.
 
РАЗДЕЛ V. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
 
Статья 116
 
1. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
3. Муниципальные образования Республики Татарстан вправе устанавливать свои официальные символы.
Статья 117
 
1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций.
2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.
3. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий и осуществляется законом Республики Татарстан.
4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
 
Статья 118
 
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации
и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач
в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
 
Статья 119
 
Местное самоуправление в Республике Татарстан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.
 
Статья 120
 
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам Республики Татарстан, иным нормативным правовым актам Республики Татарстан.
 
РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И СТОЛИЦА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 
Статья 121
 
1. Республика Татарстан имеет Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн – официальные символы, выражающие государственность Республики Татарстан, самобытность и традиции многонационального народа Татарстана.
2. Описание государственных символов Республики Татарстан и порядок их официального использования устанавливаются законом Республики Татарстан.
 
Статья 122
 
Столицей Республики Татарстан является город Казань. Статус столицы Республики Татарстан устанавливается законом Республики Татарстан.
 
РАЗДЕЛ VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 
Статья 1221
 
Вопрос о принятии Конституции Республики Татарстан, внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан может быть внесен на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан Главой (Раисом) Республики Татарстан, группой депутатов Государственного Совета Республики Татарстан численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан.
 
Статья 123
 
Положения статьи 1 Конституции Республики Татарстан и настоящей статьи могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан.
 
Статья 124
 
1. Решения, принимаемые на референдуме о принятии Конституции Республики Татарстан, закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
2. Конституция Республики Татарстан и закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан считаются принятыми Государственным Советом Республики Татарстан, если за них проголосовало большинство не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, направленный на внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан в связи с изменением Конституции Российской Федерации, а также на основании вступившего в законную силу решения суда, принимается без учета требований статьи 123 Конституции Республики Татарстан и считается принятым Государственным Советом Республики Татарстан, если за него проголосовало большинство не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
 
Статья 125
 
1. Принятые в результате референдума или Государственным Советом Республики Татарстан Конституция Республики Татарстан и закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан в течение 14 календарных дней направляются Государственным Советом Республики Татарстан Главе (Раису) Республики Татарстан для обнародования.
2. Глава (Раис) Республики Татарстан в течение 14 календарных дней подписывает и обнародует Конституцию Республики Татарстан и закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан.
3. Отклонение Главой (Раисом) Республики Татарстан принятых в результате референдума Конституции Республики Татарстан или закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан не допускается.
 
Статья 126
 
1. В случае отклонения Главой (Раисом) Республики Татарстан закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, принятого Государственным Советом Республики Татарстан, Главой (Раисом) Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан на паритетных началах создается согласительная комиссия.
2. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, не может быть повторно отклонен Главой (Раисом) Республики Татарстан и подлежит в течение семи календарных дней подписанию и обнародованию.
 
 
Президент
Республики Татарстан
М.Ш. Шаймиев

                                                                                          
г. Казань,
6 ноября 1992 года
№ 1664-XII
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International