7 октября 2022 года прошли парламентские слушания по проекту республиканского закона «О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, заместители Председателя  Государственного Совета Марат Ахметов и Юрий Камалтынов, депутаты Государственного Совета, руководители профильных министерств и ведомств, общественных организаций. Провел парламентские слушания председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.

Парламентские слушания по бюджету традиционно проходят при широком участии общественности. Прямая трансляция заседания была организована на официальном сайте Государственного Совета.

Депутаты отметили, что, в этом году внешние и внутренние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкции оказывают значительные ограничения в развитии экономики страны, однако своевременно принятые федеральные и республиканские меры поддержки по стабилизации ситуации в экономике, снижению издержек бизнеса, сохранению рабочих мест во многом сгладили негативные социально-экономические последствия. Вместе с тем текущие условия развития экономики характеризуются повышенной степенью неопределенности.

«Несмотря на непростые условия, удалось сверстать бюджет, в котором предусмотрены все социальные выплаты и льготы бизнесу, и учтены они не в меньшей мере», - подчеркнул глава профильного комитета Леонид Якунин.

Рассмотрение бюджета республики ежегодно предваряется прогнозом социально-экономического развития. При разработке республиканского бюджета были учтены следующие показатели социально-экономического развития:

•        рост валового регионального продукта на 0,8% в 2023 году, на 3,2% в 2024 году и  2,7%  в 2025 году;

•        рост индекса промышленного производства на 0,7% в 2022 году, на 3,5% в 2024 году и  2,4%  в 2025 году;

•        рост реальной заработной платы на 2% в 2023 году, на 2,8% в 2024 году и 2,6% в 2025 году;

•        рост индекса потребительских цен на 6,1% в 2023 году, на 4% в плановом периоде.

 «Введенные санкции оказывают влияние на экономику, - подчеркнул заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики Мидхат Шагиахметов, - санкционное давление не статично, и оно будет только усиливаться. Уже введено более 11 тыс. санкций, вчера появился восьмой пакет. Все это создает ситуацию высокой степени неопределенности».  

Мидхат Шагиахметов отдельно остановился на каждой отрасли экономики, детально анализируя возможный потенциал развития и риски.

Бюджет Республики Татарстан на 2023 год внесен Президентом Татарстана в следующих объемах: доходы – 333,9 млрд. рублей, расходы – 361 млрд. рублей, дефицит - 27,1 млрд. рублей. Консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в следующих объемах: доходы – 394,4 млрд. рублей, расходы – 421,5 млрд. рублей, с дефицитом в размере 27,1 млрд. рублей.

Прогноз на 2024 год:

- консолидированный бюджет: доходы – 417,0 млрд. рублей, расходы – 444,2 млрд. рублей, дефицит – 27,2 млрд. рублей;

- бюджет республики: доходы – 353,5 млрд. рублей, расходы – 380,7 млрд. рублей, дефицит – 27,2 млрд. рублей.

Прогноз на 2025 год:

- консолидированный бюджет: доходы – 418,1 млрд. рублей, расходы – 445,4 млрд. рублей, дефицит – 27,3 млрд. рублей;

- бюджет Республики Татарстан: доходы – 351,4 млрд. рублей, расходы – 378,8 млрд. рублей, дефицит – 27,4 млрд. рублей.

Министр финансов республики Радик Гайзатуллин подчеркнул, что проект бюджета подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетными кодексами РФ и РТ. В структуре законопроекта 23 статьи и 41 приложение.

Анализируя доходную часть бюджета, Радик Гайзатуллин остановился на основных налоговых и неналоговых источниках. В частности, налог на прибыль в 2023 году в республиканскую казну, по оценке министерства, поступит в размере 103,1 млрд. рублей. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 116,8 млрд. рублей. В бюджет республики эти поступления составят 81,9 млрд. рублей.

В 2023 году в консолидированный бюджет планируется зачислить 37,9 млрд. рублей акцизов, налог на имущество организаций составит 31,2 млрд. рублей.

«Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог, - напомнил Радик Гайзатуллин, - его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,3 млрд. рублей». Поступления транспортного налога в 2023 году оцениваются в размере 6,6 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2023 году прогнозируются в объеме 11,2 млрд. рублей, в бюджет республики – 6,1 млрд. рублей. Это доходы от аренды, продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления. Безвозмездные поступления от федерального бюджета учтены в сумме 51,9 млрд. рублей.

Радик Гайзатуллин подробно охарактеризовал расходы бюджета по конкретным направлениям.

Расходы на экономику в 2023 году составят (по консолидированному бюджету) 89,9 млрд. рублей, по республиканскому - 88,4 млрд. рублей. Речь идет о таких крупных отраслях, как дорожное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.

В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 26,6 млрд. рублей, по бюджету республики – 16,8 млрд. рублей.

Расходы на финансирование социальной сферы в консолидированном бюджете к 2025 году увеличатся по отношению к базовому 2022 году на 24%.

В 2023 году расходы консолидированного бюджета на образование составят 128,6 млрд. рублей. Общий объем расходов на здравоохранение с учетом средств ОМС составит 97,1 млрд. рублей, из них средства бюджета республики – 39,2 млрд. рублей.

Расходы на реализацию социальной политики в 2023 году предусмотрены в размере 57,7 млрд. рублей (по консолидированному бюджету), по бюджету республики – 57,5 млрд. рублей. Законопроектом предусмотрена индексация соцпособий и выплат с учетом инфляции.

Расходы консолидированного бюджета на культуру в 2023 году запланированы в размере 18,6 млрд. рублей, республиканского - 10,6 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составят 10,3 млрд. рублей, по бюджету республики – 4,4 млрд. рублей. По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2023 год предусмотрены в объеме 1,7 млрд. рублей (республиканский бюджет).

Проект бюджета вызвал дискуссию среди парламентариев и приглашенных. Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов поинтересовался уровнем бедности в республике. В республике принимаются все меры для роста благополучия граждан, это касается создания новых рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса, самозанятых и т.п., ответил на вопрос руководителя фракции Мидхат Шагиахметов.  

Депутат Александр Тыгин поинтересовался, продолжится ли господдержка садовых товариществ. Радик Гайзатуллин заверил, что в 2023 году в бюджете республики предусмотрено 550 млн. рублей на строительство дорог и, необходимой инфраструктуры, в частности сетей  электро- и водоснабжения в садовых обществах. 

Депутат Фандбир Сафин отметил, что фракция КПРФ направила свои предложения к проекту бюджета. Члены фракции обеспокоены уровнем зарплат бюджетников и пенсий в республике. «Исходя из возможностей нашей республики, на решение этих вопросов нужно обратить особое внимание», - подчеркнул Фандбир Сафин. Он также предложил снизить процентные ставки по кредитам.     

Представитель партии ЛДПР, депутат Эдуард Шарафиев оценил бюджет как «сбалансированный и нацеленный на развитие», но оторванный от реалий. «Затраты бюджета должны быть скорректированы, - считает он, - например, нужно сократить затраты на праздники, заложить средства на поддержку наших бойцов и семей мобилизованных, подключить района к этой работе».

«Ситуация быстро меняется, - согласился Премьер-министр республики Алексей Песошин, - все затраты предусмотреть невозможно. Решения принимаются по каждому конкретному случаю. У нас есть возможность направлять средства фонда на эти цели».

Депутат Тахир Хадеев обратил внимание на проблемы импортозамещения. Наиболее существенные трудности, по словам депутата, сегодня испытывают нефтехимия, машиностроение и АПК.

Торгово-промышленная палата республики вышла с инициативой об оказании мер поддержки предпринимателям в период мобилизации. Как отметил заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Сергей Карпухин, сегодня перед субъектами малого  среднего предпринимательства  остро  встали  проблемы, вызванные  частичной мобилизацией, объявленной в стране.      

«Мобилизация  индивидуальных предпринимателей, руководителей  малого бизнеса, тем более когда мобилизуемый  является единственным участником или собственником малого предприятия,  приводит  к риску прекращения деятельности данных субъектов предпринимательства, невозможности исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе и  перед своими  работниками», - подчеркнул Сергей Карпухин.   

Представители ТПП РТ направили в адрес профильного комитета предложения о введении меры поддержки в случае мобилизации индивидуальных предпринимателей и самозанятых, таких как отсрочка возврата всех полученных средств из республиканского бюджета на возвратной основе, заморозка  начисления процентов по данным средствам, введение моратория  на начисление штрафных санкций за нарушение условий предоставления  вышеуказанных средств государственной поддержки, освобождение  указанных  субъектов малого бизнеса от уплаты налога на имущество, налога на землю и т.п.

«Одной из главных задач бюджетной политики Татарстана и основополагающим индикатором в системе социального партнерства является обеспечение высокого качества жизни населения, - считает депутат Государственного Совета, председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева, - в республике многое делается в части оздоровления, отдыха детей и молодежи. Так, впервые за последние годы значительно увеличены нормативные затраты на организацию летнего детского отдыха, на 2023 год предусмотрено увеличение на 23%. На четверть (25%) увеличена стоимость сертификата на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы по пилотному проекту. Такую практику нужно распространить на всех работников бюджетной сферы».

Вместе с тем, Елена Кузьмичева выступила с рядом инициатив. В частности, она обратила внимание на необходимость повышения эффективности организации медицинской реабилитации граждан. Однако индексация нормативных затрат на организацию долечивания работающих граждан, по словам лидера профсоюзного движения республики, утверждается без учета фактического уровня инфляции. Елена Кузьмичева также подняла вопрос повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.

«Перед нами стоит главная задача – обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики, работоспособность наших предприятий, без сильной экономики все, о чем мы сегодня говорили, - пустой звук, - подчеркнул Премьер-министр республики Алексей Песошин, подводя итоги обсуждения, - бюджет по-прежнему носит социальный характер, мы должны обеспечить все взятые социальные обязательства. Да, бюджет дефицитный, это вынужденная мера, но мы все должны стремиться преодолеть нехватку не только за счет роста доходной части, но и через оптимизацию расходов».

Что касается предложений участников парламентских слушаний по расширению финансирования ряда направлений, Премьер-министр отметил, что в современных условиях главное – «сохранить тот уровень капитальных вложений, который мы достигли». Алексей Песошин также подчеркнул, что Правительство все замечания и предложения учтет и, по возможности, исполнит. 

Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. Как отметила директор ТФОМС Алсу Мифтахова, в 2023 году доходы составят 67,3 млрд. рублей. Бюджет фонда в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов сбалансирован и  планируется бездефицитным.

По итогам парламентских слушаний разработаны рекомендации, которые в обязательном порядке будут учтены при дальнейшей работе над проектом бюджета. До 12 октября проект бюджета республики изучается во всех парламентских комитетах по профильным направлениям. Затем будет подготовлено сводное заключение. Законопроект о бюджете республики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании Государственного Совета. 

Рекомендации парламентских слушаний в Государственном Совете Республики Татарстан по проекту республиканского закона «О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International