Введение платных региональных и муниципальных автодорог в Татарстане парламентарии сочли преждевременным

14 апреля 2021 г., среда, 15:16

Сегодня на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета состоялось совместное заседание Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию и экспертного совета при Комитете. Парламентарии обсудили отчет о результатах деятельности Правительства РТ в 2020 году, а также вопросы формирования института платного пользования дорожной инфраструктурой регионального и муниципального уровня.

Открывая заседание, прошедшее на площадке КГАСУ «Городское планирование», председатель Комитета Александр Тыгин напомнил, что решением Президента РТ в республике создается институт пространственного развития, деятельность которого будет направлена на решение вопросов городского планирования, урбанизации.

Затем члены Комитета приступили к обсуждению отчета Правительства РТ, который представили первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин.

Объем работ в отрасли строительства остался на уровне 2019 года и составил 356 миллиардов рублей, в этом году планируется довести объем до 395 миллиардов рублей. В 2020 году введено 2 миллиона 680 тысяч квадратных метров жилья, 216,5 тысяч квадратных метров из них построено по социальной ипотеке. В рамках ИЖС введено 1 миллион 452 тысячи квадратных метров. По итогам 2020 года Татарстан вошел в ТОП-5 регионов страны по объему жилищного строительства.

Прошлый год был особенным, подчеркнул Алексей Фролов, поскольку строительный сектор перешел на новую схему привлечения денежных средств граждан. Так, 59 процентов жилья с 2020 года строится по схеме с привлечением денежных средств через счета эскроу.  

«В этом году благодаря мерам федеральной и республиканской поддержки мы планируем полностью закрыть проблему обманутых дольщиков в Татарстане, – отметил он. – Самая глобальная задача, к которой мы стремимся – к 2030 году увеличить объем ввода жилья до 3,5 миллионов квадратных метров в год. В текущем году план составляет 2 миллиона 670 тысяч квадратных метров».

На заседании было подчеркнуто, что в 2020 году ни одна из 50 республиканских программ не была приостановлена. Общий объем финансирования составил 54 миллиарда рублей. В прошлом году стартовала беспрецедентная республиканская программа «Наш двор».

Парламентарии обратили внимание исполнительной власти на износ инженерных сетей, которые требуют серьезных капитальных вложений. Как отметил депутат, генеральный директор МУП «Водоканал» г. Казань Андрей Егоров, если на уровне республики доля изношенных сетей составляет 30 процентов, то в некоторых городах этот показатель достигает 70-80 процентов. По его словам, необходимо на федеральном уровне проработать варианты решения этого вопроса.

Александр Тыгин предложил с участием заинтересованных лиц провести круглый стол, отметив, что необходимо посмотреть имеющийся потенциал в законодательстве.

«Износ любого типа сетей, магистральных, распределительных, которые идут к домам, колоссален. Рассматривать вариант лишь путем повышения тарифов не очень корректно, рассчитывать только на бюджет – тоже не совсем возможно. Наша задача, как законодателей, создать наиболее комфортную базу, чтобы было выгодно инвестировать извне. Идет поиск любых типов решения», – отметил председатель Комитета.

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин подробно рассказал о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ключевая цель которого – увеличение доли автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии, и снижение уровня аварийности. Общий объем финансирования в 2020 году составил 8,6 млрд рублей.

В 2020 году на региональных автодорогах построено 61,7 км автомобильных дорог, 13 мостов, 4 путепровода, отремонтировано 371,6 км существующей региональной сети, 6 мостов, 10 сельских населенных пунктов соединено дорогами с твердым покрытием протяженностью около 27 км и др.

Представленный отчет о результатах деятельности Правительства РТ члены Комитета приняли к сведению.

Затем депутаты обсудили вопросы формирования института платного пользования дорожной инфраструктурой регионального и муниципального уровня. Научную оценку ситуации дали специалисты КГАСУ Евгений Вдовин и Ленар Мавлиев.

Председатель экспертного совета при Комитете по жилищной политике и инфраструктурному развитию Павел Чернов напомнил, что в рамках мониторинга законодательства в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности в ноябре 2020 года по предложению экспертного совета Комитетом была организована работа по изучению целесообразности введения платных региональных и муниципальных автодорог в Татарстане. Для этого была образована рабочая группа. Обсуждался вопрос возможности введения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального значения транспортными средствами, имеющими максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн. В настоящее время взимание такой платы осуществляется только в отношении автомобильных дорог федерального значения.

Сеть региональных дорог республики имеет в основном 4 техническую категорию и построена под нагрузку ось 6 тонн. Движение тяжеловесов по сети дорог, в свою очередь, существенно влияет на несущую способность дорожного полотна. В настоящее время 52,3% дорог не соответствуют нормативным требованиям. Снижение прочности дорожного покрытия влечет за собой снижение скорости и ухудшение условий движения.

Было проведено финансовое моделирование, конечная цель которого состояла в поиске оптимального размера платы за проезд, позволяющей не только сохранить текущую интенсивность движения на дорогах общего пользования республики, но и возместить повышенный износ дорожной сети.

По итогам расчетов оптимальная плата за проезд должна составлять от 3,07 руб/км. до 8,63 руб./км. Однако, по словам парламентариев, введение такой платы  может привести к ухудшению финансово-экономического состояния предпринимателей, особенно в условиях пандемии, а также к повышению удельных транспортных издержек производителей, и, как следствие, на конечной цене продукции для населения.

В результате проведенного масштабного анализа Комитет разработку законодательной инициативы о предоставлении субъектам РФ права введения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального значения транспортными средствами с максимальной массой свыше 12 тонн, считает преждевременным и снимает с плана работы Комитета.

«Процесс создания института, культуры платного пользования региональной инфраструктуры будет формироваться в любом случае, при стабилизации экономики. К этому вопросу Комитет еще вернется», – отметил Александр Тыгин.

В ходе заседания парламентарии также приняли решение об образовании рабочей группы по осуществлению мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере комплексного развития территорий Республики Татарстан, в которую вошли представители политических партий, представленных в Государственном Совете РТ.

На заседании были рассмотрены и другие вопросы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International