Доклад заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова по прогнозу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2022-2024 годы на заседании Госсовета Республики Татарстан

25 октября 2021 г., понедельник, 12:30

Хөрмәтле Рустам Нургалиевич!

Хөрмәтле Фарид Хайруллович,

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сезнең карашка Татарстан Республикасының ике мең дә егерме ике һәм ике мең дә егерме дүртенче елларга социаль һәм икътисад фаразларын тәкъдим итәбез.

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2022-2024 годы был подробно рассмотрен на Парламентских слушаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, зональном совещании.

Прогноз макроэкономических показателей с учетом объективной оценки текущей ситуации, внешних и внутренних факторов экономического развития напрямую влияет на сбалансированность государственных финансов, на формирование и исполнение бюджета.

В мировой экономике сохраняется неопределенность траектории роста, которая обусловлена как экономическими, так и эпидемиологическими факторами.

Несмотря на общую нестабильную ситуацию в глобальной экономике, сложные процессы на мировых рынках, российская экономика вышла на докризисный уровень.

Восстановление экономики в стране, в первую очередь, обусловлено наращиванием объемов:

- в обрабатывающей промышленности;

- строительном секторе;

- торговле.

Указанные факторы являются ключевыми и для роста валового регионального продукта Республики Татарстан.

В структуре экономики республики и страны, в целом, наибольший удельный вес составляет промышленное производство.

С учетом планируемого предприятиями в четвертом квартале наращивания объемов в промышленности, в первую очередь в производстве нефтепродуктов и машиностроении, по итогам года индекс промышленного производства оценивается на уровне 105,4%.

Аномальные погодные условия в текущем году негативно отразились на показателях в сельском хозяйстве республики.

По итогам текущего года объем сельскохозяйственной продукции ожидается в сопоставимых ценах на уровне 81,7%, в том числе в растениеводстве – 65,2%, животноводстве – 99,2%.

Темп роста в строительном секторе в республике – 103,7%.

Увеличение подрядных работ способствовало росту объемов производства строительных материалов.

На потребительском рынке восстановился оборот розничной торговли в республике.

Вместе с тем по платным услугам и общественному питанию также, как и в целом по стране, не достигнуты объемы докризисного уровня.

В условиях распространения коронавирусной инфекции в соответствии с указом Президента Российской Федерации Правительством России будут введены антикризисные меры поддержки бизнеса. Это гранты в размере 1 МРОТ и возобновление программы ФОТ 3.0 направленные на поддержку бизнеса из пострадавших отраслей, в том числе из сферы общественного питания.

Соответствующие постановления Правительства России должны быть приняты в ближайшее время.

Учитывая опыт работы в пандемийный-2020 год, муниципальным образованиям необходимо совместно с отраслевыми министерствами, Управлением Федеральной налоговой службы, банками обеспечить максимальное информирование бизнеса о мерах поддержки и оказание содействия по сопровождению каждой заявки.

С учетом планов предприятий по итогам 2021 года валовой региональный продукт республики оценивается на уровне 2 трлн 907,8 млрд рублей или 103,8% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.

При подготовке прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан в соответствии с установленным порядком учтены рекомендованные Правительством страны для регионов сценарные условия развития российской экономики, которые представлены на слайде.

Прогнозные показатели социально-экономического развития республики сформированы с учетом данных предприятий и организаций, формирующих около 70% промышленного производства республики, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, а также реализации мер по достижению национальных целей развития страны.

Динамика макроэкономических показателей постоянно в фокусе нашего внимания. Это важно, как на этапе принятия закона о бюджете, так и в ходе его исполнения для своевременного и оперативного реагирования.

Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов в своем Послании обозначил ключевую задачу на текущем этапе по обеспечению устойчивого экономического роста.

Темп роста ВРП в 2022 году прогнозируется на уровне.

35% данного роста – вклад промышленного производства,

19% – сельского хозяйства,

17% – торговли,

и 6% – строительства.

В промышленности планируется рост с учетом ввода мощностей в текущем и следующем годах, увеличения их загрузки

и выпуска новых видов продукции предприятиями базовых отраслей, основные проекты которых представлены на слайдах.

Прирост индекса промышленного производства в 2022 году, согласно прогнозу, составит 3,4%, из них более 70% будет обеспечено предприятиями нефтегазохимического комплекса.

В 2023-2024 годах с учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства планируется на уровне 104%.

Президент Республики Татарстан в своем Послании обозначил задачи в промышленности.

Первое – повышение эффективности. Это, в том числе:

- рост производительности труда;

- внедрение инноваций;

- цифровизация производства.

Второе – увеличение экспорта.

Третье – импортозамещение.

Четвертое - промышленная безопасность.

Пятое – кадровое обеспечение.

По данному вопросу в ближайшее время состоится Совет безопасности.

В 2022 году производство сельскохозяйственной продукции, согласно прогнозу, составит 110,7% в сопоставимых ценах к уровню текущего года, в том числе в растениеводстве – 126%, животноводстве – 100%.

В 2023-2024 годах темпы роста сельскохозяйственной продукции согласно отраслевой государственной программе предусмотрены на уровне 101,9%.

Президент Республики Татарстан в своем Послании поставил задачу по дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Актуальная задача в данном секторе экономики наряду с увеличением площади под влагонакапливающие и влагосберегающие технологии, более активно применять инструменты агрострахования.

В прогнозном периоде с учетом реализации инвестиционных проектов предусмотрены темпы роста в пищевой промышленности на уровне 104,3%.

В условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации темпы роста оборота розничной торговли и общественного питания прогнозируются в 2022 году на уровне 102,4%.

Прогноз основан на прогнозируемом росте заработной платы и денежных доходов населения и соответствует прогнозу в целом по стране.

Илкүләм проектлар буенча төзелеш комплексында торак һәм инфраструктура төзелеше арту каралган – фаразлау елында уртача үсеш темплары 101,5% тәшкил итәчәк.

 

Прогноз в жилищном строительстве предусматривает за три года ввод более 8,5 млн кв.м жилья.

Наряду с жилищным строительством более 50% объема подрядных работ зависит от реализации инвестиционных проектов.

Для достижения прогнозных значений в строительном секторе, который формирует порядка 8 процентов в экономике, важно обеспечить их реализацию в запланированные сроки.

Одним из главных факторов экономического развития является формирование благоприятного инвестиционного климата и обеспечение привлечения инвестиций.

В соответствии с Национальными целями до 2030 года требуется обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с 2020 годом.

Задача на 2021 год – рост 104,5%. За первое полугодие показатель составил 111,8%.

Задача на 2022 год – обеспечение роста инвестиций на уровне 104,7%, или 733 млрд рублей.

Одним из факторов обеспечения роста инвестиций является улучшение инвестиционного климата и условий ведения предпринимательской деятельности.

По итогам 2020 года республике удалось сохранить за собой 2 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.

Вместе с тем по отдельным показателям Национального рейтинга наблюдается снижение.

Например, по оценке бизнеса увеличились:

- сроки выдачи разрешений на строительство;

- сроки согласования документов для постановки на кадастровый учет;

- количество этапов для подключения к сетям электроснабжения.

Мероприятия, направленные на оптимизацию процессов предоставления услуг, разработаны, утверждены в «дорожных картах» и закреплены за ответственными министерствами, ведомствами и организациями республики.

Необходимо обеспечить их своевременное и качественное исполнение.

Подробно этот вопрос был рассмотрен на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан, по итогам которого принято постановление Правительства республики о реализации мер по улучшению состояния инвестиционного климата в соответствии с показателями Национального рейтинга.

Ключевым элементом инвестиционной инфраструктуры являются 2 особые экономические зоны.

В прогнозном периоде планируется их дальнейшее развитие как в части развития инфраструктуры, так и в части привлечения потенциальных резидентов.

Одним из факторов роста инвестиций является реализация инвестиционных проектов на территориях моногородов.

Стоит задача по привлечению новых резидентов и инвестиций, а также обеспечению выхода действующих предприятий-резидентов на уровень производственной мощности, согласно заявленным бизнес-планам.

Стимулирующим фактором обеспечения экономического развития является расширение рынков сбыта и экспортного потенциала республиканских товаропроизводителей.

Президентом страны Указом о национальных целях развития Российской Федерации поставлена задача достижения к 2030 году поэтапного роста реального экспорта несырьевых неэнергетических товаров на 70 процентов к уровню 2020 года.

В целом по республике целевой параметр по объему экспорта в 2022 году составляет 11,3 млрд долларов.

В структуре республиканского экспорта почти 70% занимают нефть, нефтепродукты и продукция нефтехимии.

Кроме того, у нас есть промпредприятия с выручкой более 1 млрд руб. и нулевым экспортом.

Совместно с отраслевыми министерствами необходимо максимально оказывать содействие республиканским предприятиям и организациям по использованию существующих мер государственной поддержки экспорта, взаимодействию с федеральными и региональными институтами развития, представительствами за рубежом для обеспечения наращивания поставок продукции высокого передела, прежде всего, в химии, машиностроении, а также халяль-индустрии.

Основным показателем, характеризующим эффективность экономики, является прибыль.

По итогам 8 месяцев текущего года объем прибыли составил более 410 млрд. рублей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что по ряду отраслей есть резервы в части повышения эффективности экономики и соответственно роста прибыли. Удельный вес в экономике республики выделенных на слайде отраслей значительно превышает их вклад в прибыль.

Задача отраслевых и муниципальных балансовых комиссий – совместно с каждым конкретным предприятием вырабатывать индивидуальные решения по повышению эффективности их деятельности и росту финансовых результатов.

Ике меңдә егерме беренче елдагы тенденцияләрне исәпкә алып, икътисад күп яктан кече һәм урта бизнес үсеше белән бәйле.

Кече һәм урта бизнес ул республика икътисадына өлеш кертү генә түгел, ә халык өчен эш урыннары да.

Более трети занятого населения республики работает у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перед нами стоит задача по увеличению данного показателя к 2022 году до 707 тыс. человек с учетом самозанятых граждан.

Ключевым резервом для роста занятости является развитие промышленных парков.

Задача, чтобы их заполняемость составляла не менее 70%, независимо государственные они или частные. Это обеспечит дополнительный рост рабочих мест на селе.

Именно с этой целью была разработана концепция повышения эффективности промышленных парков, согласованная Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым, в рамках которой был принят ряд законодательных инициатив, предоставляющих резидентам и управляющим компаниям воспользоваться различными преференциями.

На сегодняшний день в Концепцию включено 50 промышленных парков.

В настоящее время завершается работа по аккредитации и подписанию соглашений с управляющими компаниями и резидентами промышленных парков, в целях предоставления им налоговых преференций и мер государственной поддержки.

Сегодня на данных промышленных парках мы наблюдаем увеличение количества резидентов на 15 новых компаний, что в среднем увеличило заполняемость данных промпарков на 7%. Также за 2 квартал наблюдается увеличение количества рабочих мест на 681 ед.

Эта работа совместно с муниципальными образованиями будет продолжена.

Важным фактором для развития малого и среднего бизнеса является стимулирование спроса производимой продукции. При этом все большую значимость приобретает сфера электронной торговли.

В настоящее время разработан План мероприятий по развитию электронной торговли в Республике Татарстан, который включает в себя задачи, направленные на развитие инфраструктуры интернет-торговли, комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки, такие как услуги по размещению и продвижению на электронных торговых площадках, в том числе международных, субсидирование логистики, обучение, а также специальные кредитные продукты.

Необходимо муниципальным образованиям, уполномоченному по защите прав предпринимателей и соответствующим республиканским органам власти обеспечить безусловную реализацию данного Плана, оказывая полное содействие бизнесу, в том числе через проведение вебинаров и консультаций, для максимального использования возможностей онлайн-торговли для расширения своих рынков, в том числе экспорта.

Существенный вклад в выполнение плана по численности занятости у МСП вносит рост количества самозанятых.

В этом году в Республике Татарстан реализуются адресные меры финансовой и нефинансовой поддержки самозанятых граждан.

В настоящее время продолжается прием заявок по программе субсидирования самозанятых граждан на сумму до 200,0 тыс. рублей.

Задача, поставленная Президентом Республики Татарстан – максимально повышать эффективность мер поддержки для того, чтобы самозанятые наращивали свои обороты и в дальнейшем планомерно регистрировались как субъекты МСП и создавали дополнительные рабочие места.

Уважаемые депутаты!

Эффективная экономика является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.

В рамках обеспечения достижения национальных целей сформирован целевой план по росту реальных денежных доходов.

Целевое значение индикатора на 2022 год в целом по республике составляет 103,1%.

Традиционно в структуре денежных доходов более 45% составляет заработная плата.

На 2022 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102,7%.

Среднемесячная заработная плата по итогам января-августа текущего года выросла на 11,6% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Заработная плата в разрезе отраслей и муниципальных образований республики представлена на слайдах.

Формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, реализация инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, повышение эффективности деятельности и производительности труда как на отдельных предприятиях, так и в целом в отраслях экономики направлены на рост заработной платы.

Все эти направления я отметил в ходе своего доклада, и более подробно их мы обсуждали на заседаниях комитетов.

Кроме того, муниципальным образованиям необходимо продолжить работу по обеспечению достижения целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведения соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Особо важно обратить внимание на организации, заработная плата в которых значительно ниже средней по отрасли и муниципальному образованию в целом.

Индекс потребительских цен в прогнозном периоде, согласно сценарным условиям, составит 104% к декабрю предыдущего года.

По итогам сентября текущего года инфляция несколько ускорилась и составляет 105,6% к декабрю прошлого года.

Данный рост обусловлен, с одной стороны, внутренними факторами: негативными погодными условиями, ростом издержек в животноводстве, ростом цен на грузоперевозки, динамикой потребительского кредитования, так и внешними факторами: ростом мировых цен на сырье и продовольствие, посткризисной волатильностью, активным ростом спроса.

В целях обеспечения постоянного мониторинга ценовой ситуации на потребительском рынке и своевременной выработки мер экономического регулирования, распоряжением правительства закреплены ответственные по контролю и анализу динамики цен на потребительские товары и услуги.

В случае выявления тенденции к росту цен, превышающему уровень инфляции в целом, ответственным органам власти Республики необходимо проводить комплексный анализ динамики цен и разрабатывать соответствующие меры реагирования.

Ключевая задача по-прежнему – обеспечение повышения занятости населения во всех муниципальных образованиях.

К концу текущего года планируется численность безработных на уровне 20 тыс. человек.

Республика өчен илкүләм проектлар икътисад үсешенә өстәмә өлеш кертәчәк.

Илкүләм проектлар 3 юнәлеш буенча тормышка ашырыла: «Кеше капиталы», «Тормыш өчен уңайлы мохит» һәм «Икътисадый үсеш».

Их реализация влияет на выполнение прогнозных показателей денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал, занятых в МСП, в части повышения экспорта.

В целях достижения поставленных задач ответственными министерствами проводится соответствующая работа с федеральными проектными офисами по реализации всех запланированных мероприятий.

Уважаемые депутаты!

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2022-2024 годы.

Для обеспечения достижения прогнозных показателей необходима согласованная и скоординированная работа всех уровней власти, предприятий и организаций республики, оперативное реагирование на возникающие проблемы для поиска их решений и выявления резервов экономического развития.

Спасибо за внимание!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International