В Государственном Совете обсудили вопросы реализации законодательства в сфере защиты и поощрения капиталовложений

16 декабря 2022 г., пятница, 13:22

О реализации законодательства в сфере инвестиционной деятельности в части заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений речь шла сегодня на пресс-конференции в Государственном Совете. На вопросы журналистов ответили председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин, депутат Государственного Совета Марат Галеев и заместитель министра экономики Республики Татарстан Динар Шакиров.

«Вопросы законодательного обеспечения инвестиционной деятельности являются приоритетными в работе нашего комитета, поскольку развитие экономики на современном этапе напрямую зависит от уровня инвестиционной активности в экономике, - отметил Лутфулла Шафигуллин, открывая пресс-конференцию, - Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем Послании Госсовету акцентировал внимание на необходимости безусловного достижения прогнозных показателей уровня инвестиционной активности промышленных предприятий».

По словам главы профильного комитета, в июне этого года приняты федеральные законы, направленные на модернизацию механизма защиты и поощрения капиталовложений, в соответствии с которыми после заключения соглашений инвестор, реализующий проект, получает стабилизационную оговорку по налогам (условия остаются прежними даже в случае корректировки налогового законодательства), будет иметь право на возмещение расходов на инфраструктуру. Кроме того, федеральным законом внесены уточнения в части полномочий органов государственной власти регионов в сфере защиты и поощрения капиталовложений, а также оказания мер господдержки инвестпроектов, осуществляемых в рамках СЗПК. Республиканский закон об инвестиционной деятельности был также актуализирован.

«Татарстан стал одним из первых регионов России, принявшим подзаконные нормативно-правовые акты в целях реализации закона, - рассказал Лутфулла Шафигуллин, - Кабмин утвердил порядок оценки инвестпроекта, правила заключения соглашений, порядок мониторинга исполнения условий СЗПК». Вся процедура заключения СЗПК, мониторинг его исполнения, предоставление мер поддержки осуществляется через специализированную государственную информационную систему «Капиталловложения».

«Проблема привлечения инвестиций, имеющая мировой характер, существовала всегда, - отметил Марат Галеев, - бизнесы отличаются по емкости и обороту капитала, следовательно, и условия для привлечения инвестиций различны. Государственная инвестполитика как раз и заключается в создании преференций для ряда значимых отраслей». В последнее время данный вопрос, по словам Марата Галеева, также успешно решается через создание особых экономических зон, которых в настоящее время в России более 20-ти. СЗПК, как отметил Марат Галеев, стали следующим важнейшим этапом этой большой работы.

Важнейшей особенностью закона о защите и поощрении капиталовложений, работа над которым велась более полутора лет, Марат Галеев назвал возмещение затрат на инфраструктуру, причем речь идет, в том числе и о социальной, позволяющей привлечь высококвалифицированных работников на новые предприятия (детские сады, школы, общежития и т.д.). Безусловно, должно соблюдаться требование, что социальная инфраструктура строится в рамках инвестпроекта и проходит по отдельному бухучету. Федеральное законодательство позволяет возместить эти затраты в будущем при выполнении инвесторами ряда условий, прописанных в законе.

Подробно о реализации механизма СЗПК рассказал заместитель министра экономики Республики Татарстан Динар Шакиров. «Одним из необходимых условий привлечения инвестиций является создание благоприятной среды для реализации инвестпроектов, в том числе за счет обеспечения понятных, гарантируемых и прогнозируемых условий на срок реализации проектов и стабилизации регуляторной среды», - подчеркнул он.

После принятия в июне этого года изменений в федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений в республике были оперативно приняты все необходимые региональные нормативно-правовые акты по перезапуску механизма СЗПК. Они утверждены Кабинетом Министров РТ и предусматривают комплекс мер, обеспечивающих защиту капиталовложений. Ответственным органом, уполномоченным за реализацию норм СЗПК в Татарстане является Министерство экономики РТ.

«СЗПК, по сути, - это договор инвестора с государством, который позволяет возместить затраты на инфраструктуру и стабилизировать условия предпринимательской деятельности, - рассказал Динар Шакиров, - закон о СЗПК позволяет создавать для инвесторов прогнозируемые условия реализации проектов и получать ожидаемый результат через «стабилизационную оговорку» на 6, 10, 15 или 20 лет, в зависимости от объема капиталовложений и их сферы». В частности, на протяжении масштабных долгосрочных проектов для инвесторов неизменными остаются условия работы в части налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, сроков уплаты и порядка возмещения НДС, новых налогов и сборов, условий землепользования и градостроительной деятельности.

При инвестициях от 15 млрд. рублей в «стабилизационную оговорку» также могут быть включены неналоговые платежи (на срок до 3 лет) и экспортные таможенные сборы. Муниципалитеты смогут включать в стабоговорку земельный налог, отдельные акты в сфере землепользования и градостроительной деятельности.

«Механизм СЗПК также позволяет снять инфраструктурные ограничения при реализации инвестиционных проектов на территории республики через возмещение затрат инвестора на инфраструктуру в объеме уплаченных ими налогов, - отметил заместитель министра экономики, - то есть организациям, реализующим проекты по СЗПК, будут предоставлены меры господдержки в виде возмещения затрат (в форме субсидий или налогового вычета) из расчета налогов, сгенерированных проектом. Речь идет о покрытии затрат на строительство и модернизацию транспортных, энергетических, коммунальных и информационных систем».

Объем государственной поддержки ограничен размером исчисленных организацией для уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, НДС,           ввозных таможенных пошлин.  

Под инфраструктурой подразумеваются объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктуры, не относящиеся к самому объекту СЗПК, но создаваемые для использования объекта СЗПК. Субсидия, по словам Динара Шакирова, будет предоставлена не ранее ввода в эксплуатацию объекта СЗПК и не ранее 1 января 2023 года.

Законодательно также определены критерии проектов. В частности, проект должен отвечать критерию новизны. Минимальный объем капиталовложений должен составлять:

•        не менее 750 млн. рублей в сфере здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории,

•        не менее 1,5 млрд. рублей в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма,

•        не менее 4,5 млрд. рублей обрабатывающие производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров,

•        не менее 10 млрд. рублей - иные сферы экономики.

Для заключения региональных соглашений капиталовложения должны составлять от 200 млн. рублей.

СЗПК не заключаются на проекты в сферах игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа, оптовой торговли, создания (реконструкции или модернизации) административно-деловых центров и торговых центров, многоквартирных домов и жилых домов, в финансовой сфере.

Динар Шакиров подчеркнул, что в 2020 году Татарстан одним из первых регионов в стране заключил три соглашения о защите и поощрении капиталовложений. На сегодняшний день один проект с инвестициями более 5 млрд. руб. реализован. Совместно с госкорпорацией ВЭБ.РФ отрабатываются новые проекты.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International