Профильный комитет рекомендовал инициативной группе депутатов отозвать законопроект о внесении изменений в Конституцию Татарстана

22 декабря 2022 г., четверг, 13:27

Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению рекомендовал инициативной группе депутатов отозвать внесенный ими законопроект о внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан в предложенной редакции. Такое решение было принято сегодня на заседании профильного Комитета.

Напомним, законопроект о внесении изменений в Конституцию Татарстана был внесен в Государственный Совет вчера группой депутатов в количестве 37 человек, что соответствует положениям части 2 статьи 76 Конституции РТ, согласно которой право законодательной инициативы по внесению изменений в Основной закон принадлежит, в частности, не менее одной трети от установленного числа депутатов парламента.

Как отметил председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, данный законопроект был разработан рабочей группой по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным, образованной распоряжением Председателя Государственного Совета. «У рабочей группы была главная задача - оценить систему совокупных социально-политических и экономических рисков, связанных с любыми кардинальными конституционными новациями, а также сохранить  стабильность и сбалансированность конституционного  текста», - подчеркнул руководитель профильного комитета. Альберт Хабибуллин также отметил, что «Конституция, как и любое социальное явление, подвержено изменениям».

Действующая Конституция республики состоит из семи разделов и 126 статей. Предложенным депутатами законопроектом изменения вносятся в 6 разделов, включающие 58 статей. Двадцать две нормы Конституции РТ предлагается признать утратившими силу.

«Согласно части 4 статьи 129 Конституции РФ прокуроры субъектов, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ, - рассказал Альберт Хабибуллин, - при этом утратила силу норма о необходимости согласования с субъектами РФ представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокуроров соответствующих субъектов Российской Федерации. В связи с этим, признаются утратившими силу  нормы по установлению полномочий высшего должностного лица Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан по согласованию кандидатуры на должность Прокурора Республики Татарстан».

В разработанном законопроекте учтен факт упразднения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы»  Конституционного суда Республики Татарстан. Из текста Конституции РТ исключаются положения о порядке назначения судей Конституционного суда РТ, его компетенциях, порядке рассмотрения дел и т.п.

Признаются утратившими силу и нормы о гражданстве республики, поскольку в соответствии с Конституцией России вопросы гражданства регулируются исключительно федеральным законодательством.

Значительная часть вносимых изменений, по словам Альберта Хабибуллина, направлена на актуализацию положений, регулирующих систему органов государственной власти, их полномочия, координацию деятельности и их взаимодействия.

Весьма «щепетильным» Альберт Хабибуллин также назвал «языковой» вопрос. В соответствии со статьей 77 Конституции России требования к высшему должностному лицу субъекта РФ устанавливаются только Конституцией РФ и федеральным законом. Следовательно, разработанный законопроект исключает требование к кандидату на должность высшего должностного лица РТ о владении государственными языками Республики Татарстан.  При этом сохраняется правовая норма, согласно которой в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики государственные языки Татарстана употребляются на равных основаниях. В связи с этим для кандидата на пост высшего должностного лица республики вводится критерий «обязательности использования государственных языков республики при осуществлении им своих полномочий».

В Конституции Республики Татарстан предложили также закрепить текст присяги высшего должностного лица Республики Татарстан.

Самым обсуждаемым сегодня стал вопрос о наименовании высшего должностного лица республики. В разработанном законопроекте предлагается «Глава Республики Татарстан». Основным моментом, на который обратили внимание депутаты, стало то, что в законопроекте не была отражена возможность наименования должности руководителя республики с учетом исторических и национальных особенностей. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 года №414-Ф3.

«У меня есть чувство глубокой неудовлетворенности от законопроекта, - отметила депутат Римма Ратникова, - мы должны предложить наименование с учетом особенностей нашей республики. Можно заимствовать из тюркских языков, тем более что в настоящее время мы, в том числе, переориентируемся на страны исламского мира». В качестве одного из возможных наименований Римма Ратникова предложила «юлбашчы» («ведущий по пути»).

«Большинство предложений могут быть приняты, на мой взгляд, отметил депутат, один из инициаторов законопроекта Марат Галеев, - но есть ряд «но». Если говорить о должности президента, то я бы хотел напомнить, как эта должность появилась. Она появилась путем учреждения ее народом в 1991 году, всенародным голосованием. А волеизъявление народа имеет юридическое верховенство. Как мы можем взять и переиначить. Если народ голосовал за должность Президента?». Марат Галеев также подчеркнул, что наименование высшего должностного лица республики «должно быть понятно всем, и в Балтасинском районе, и в Самарской области».  

Предложенным законопроектом исключается ссылка на Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Комментируя данное положение, Альберт Хабибуллин отметил, что «в нынешних условиях ведущим фактором является не столько сама форма отношений республики и федерального центра, сколько их содержание». Против данной трактовки выступил Марат Галеев, пояснив, что тем самым «мы подвергаем сомнению весь правовой фундамент в части вхождения Татарстана в состав Российской Федерации».

Большинством голосов члены Комитета выступили за то, чтобы рекомендовать членам инициативной депутатской группы отозвать законопроект в представленной редакции.    

Сегодня же на заседании Комитета были рассмотрены законопроекты о внесении изменений в республиканские законы о статусе депутата Государственного Совета и о местном самоуправлении. Оба законопроекта направлены на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным. В частности, речь идет об отдельных полномочиях МСУ.  Законопроект о внесении изменений в республиканский закон о статусе депутата Государственного Совета предусматривает новые меры ответственности депутата Госсовета (предупреждение, освобождение от занимаемой должности, запрет занимать должности в Государственном Совете до прекращения срока полномочий) и основания для их применения.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International