Взаимодействие и кооперация: депутаты Госсовета обсудили перспективы развития Камской агломерации

5 июля 2023 г., среда, 15:32

О развитии новых транспортных коридоров – основных драйверов экономического развития и о транспортном обеспечении населения речь шла сегодня на выездном совместном заседании Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству и экспертных советов при Комитетах, которое прошло в Нижнекамске. Парламентарии также посетили промышленный парк «Нижнекамск», МУП «Горэлектротранспорт», ознакомились с ходом строительства автодороги и мостового перехода через Каму, рассмотрели ряд республиканских законопроектов и подвели итоги работы комитетов в первом полугодии этого года.   

Рабочая поездка депутатов началась с посещения промпарка «Нижнекамск». В настоящее время здесь работают 16 резидентов, представляющих различные отрасли экономики, семь из них уже запустили свое производство. В частности, компания «Питон-Кама» специализируется на производстве шинопроводов для электроснабжения крупных предприятий и торговых центров. Еще 10 компаний подали заявки на размещение своих производств на территории третьего этапа промышленного парка.

Сегодня же парламентарии посетили МУП «Горэлектротранспорт», одно из старейших и социально значимых предприятий города. «Даже когда автобусы у нас встали, трамвай не встал, - подчеркнул глава Нижнекамского района Рамиль Муллин, - до покупки новых автобусов (в 2021 году Нижнекамск получил в подарок от республики 50 автобусов), у нас было 800 тысяч перевозок в год. Трамвай же возил 5 - 7 млн. человек в год». Среди основных проблем инфраструктуры электротранспорта «города химиков» – устойчивый процесс старения и снижения численности подвижного состава. Средний возраст подвижного состава составляет более 30 лет.

Строительство мостового перехода через Каму, где также сегодня побывали депутаты Госсовета, идет с опережением графика, техническая готовность объекта, как отметил начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов, составляет 20%. «Мы хотим в 2024 году запустить рабочее движение по мосту, хотя по графику на строительство отведено 36 месяцев», - уточнил Илдар Мингазов. Сейчас возле эстакадных опор рабочие укрупняют металлические блоки пролетного строения моста. Уже в июле планируется поднять на стапельную площадку укрупненные части первого блока длиной 12 метров и массой 82 тонны. Всего предстоит собрать 130 блоков общей массой около 11 тыс. тонн. Также ведутся работы на подходах к мосту, дорожники укладывают земполотно на всем протяжении обхода. Земляные работы планируют завершить в 2023 году. Строящийся мост – это самое масштабное искусственное сооружение на скоростном маршруте Казань – Екатеринбург, проходящего по территории Татарстана. К строительству приступили в сентябре прошлого года.

«Сегодня на заседании комитета мы говорим о транспорте во всех его компонентах и епархиях, в том числе в социальном и экономическом аспектах, - отметил председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин, общаясь с журналистами, - безусловно, от транспортной инфраструктуры во многом зависит комфорт граждан, кроме того, она меняет и экономику города. Когда мост начнет работать в полную силу, жизнь Нижнекамска изменится».

Более подробно вопросы развития Камской агломерации, в том числе транспортной инфраструктуры обсудили на совместном заседании двух профильных комитетов, которое прошло в Доме Советов Нижнекамска.

Как отметил заместитель министра экономики республики Юлай Миннуллин, долгосрочные ориентиры по развитию агломераций заложены в Стратегии-2030. Всего в агломерациях на сегодняшний день проживает 3 миллиона человек или 77% населения республики. Конкретно Камская агломерация формируется четырьмя урбанизированными ядрами: городами Нижнекамск, Набережные Челны, Елабуга и Менделеевск. Кроме того, в агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Елабужского, Менделеевского, Тукаевского, Нижнекамского муниципальных районов, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой.

Отраслевую структуру экономики Камской агломерации формируют химическая промышленность, машиностроение, агропромышленный комплекс, здесь работает 24 промышленных парка (432 резидента).

Отдельно на заседании комитета остановились на вопросах формирования логистического комплекса им. Дэн Сяопина, который расположится на территории Тукаевского района в 7 км от Нижнекамска и в 15 км от Набережных Челнов. Срок строительства логистического комплекса - 2024-2026 год. Планируется, что комплекс будет еженедельно принимать и отправлять в обратном направлении минимум один поезд в Китай. Положительным экономическим эффектом от создания логистического комплекса станет создание новых рабочих мест, увеличение таможенных платежей, появление в регионе крупных российских и международных производственных и торговых компаний, увеличение маржинальной прибыли резидентов, оптимизация логистических издержек для «Нижнекамскнефтехима» и многое другое. 

Напомним,  агломерационный подход в Стратегии-2030 базируется на том, что развитие пространства Татарстана в виде трех отдельных агломерационных систем необходимо дополнить тесным взаимодействием и кооперацией между ними, что вызывает необходимость решения вопросов связности пространства республики, в первую очередь, при сокращении экономического расстояния между городами. Решать эту задачу необходимо путем строительства скоростных транспортных коммуникаций между ними. Также ведется планомерная работа по развитию автодорожных направлений, которые связывают агломерации Татарстана не только между собой, но и с соседними регионами. Благодаря своему географическому положению Татарстан призван сыграть лидирующую роль в создании устойчивого скоростного транспортного каркаса макрорегиона Поволжья как связующего звена между Центральной Россией и Уралом.

В качестве первоочередных задач развития Камской агломерации профильное министерство обозначает разработку мастер-плана Камской агломерации, проведение мониторинга градостроительной документации, анализ документов территориального планирования и градостроительного зонирования, выработку приоритетов и определение потенциала территории.  

Сегодня же на заседании комитета парламентарии обсудили законопроекты о внесении изменений в республиканские законы об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о градостроительной деятельности, об обеспечении защиты жилищных прав граждан, об информационных системах и информатизации, о развитии малого и среднего предпринимательства, о государственном имуществе Республики Татарстан и ряд других.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International