Доклад министра финансов Республики Татарстан Р.Р. Гайзатуллина по проекту бюджета на 2024-2026 годы

2 ноября 2023 г., четверг, 12:08

В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного Кодекса Республики Татарстан Раисом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.

В структуре законопроекта 23 статьи и 38 приложений. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Они содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета. Основные из них – прогноз социально-экономического развития и анализ его исполнения, основные направления бюджетной и налоговой политики, расчеты по доходам, ожидаемая оценка исполнения бюджета, методики расчётов межбюджетных трансфертов, паспорта государственных программ.

Несколько слов о работе над доходной частью бюджета. Формирование доходов осуществлялось на основе доведенного «базового» варианта Министерства экономического развития Российской Федерации и основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанных Министерством экономики нашей республики.

Одновременно, в прогнозе учтены изменения федерального бюджетного и налогового законодательства. Они приведены на экране.

Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период. Их перечень и объемы представлены на слайдах.

Далее о конкретных доходных источниках бюджета на трехлетний период.

В докладе будут озвучены объемы доходов и расходов на 24 год. Показатели на плановый период, то есть на 25 и 26 годы, будут отражены на экране.

При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объем показателя «Прибыль» по данным Министерства экономики Республики Татарстан, использованы данные крупных и средних организаций республики, отчетность налоговых органов, а также динамика поступления налога за истекший период.

В результате прогноз поступления налога на прибыль в 24 году составит 112,8 млрд. рублей.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 137,5 млрд. рублей. В бюджет республики поступления составят 96,4 млрд. рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, ожидаемой суммы поступлений налога в текущем году и темпов его роста в планируемом периоде.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 43,0 млрд. рублей. Структуру акцизов по видам подакцизных товаров вы видите на экране.

Следующий налог – налог на имущество организаций. В 24 году он определяется в размере 39,1 млрд. рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчетности.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами. Его поступления ожидаются ежегодно в размере 8,4 млрд. рублей.

Поступления транспортного налога в 24 году оцениваются в размере 6,9 млрд. рублей. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах.

Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Татарстан предлагается установить в объеме 25,6 млрд. рублей. Структура представлена на слайде. Прогноз сформирован исходя из отчетности и динамики фактических поступлений.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 24 году составит в сумме 2,7 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 22,4 в бюджет республики – 17,3 млрд. рублей.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета учтены на 24 год в объеме 51,7 млрд. рублей. Структуру федеральных средств Вы видите на экране.

Далее – о расходах бюджета.

Говоря о подходах к формированию прогноза по расходам отмечу, что в них, в основном, заложены федеральные макроэкономические индексы – дефляторы. Предлагаемая структура расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан обеспечивает финансирование расходных полномочий республиканской и местных органов власти.

В расходах консолидированного бюджета дополнительно учтено содержание новой сети бюджетных учреждений, реализация поручений Раиса и Правительства Республики Татарстан, проведение мероприятий государственного и республиканского уровня.

Составлены прогнозы по расходам на 24 – 26 годы бюджета Республики Татарстан, 45-ти бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911-ти бюджетов поселений, образующих консолидированный бюджет.

Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов. 

В первую очередь это – рост в течение трех лет первоочередных и социально-значимых расходов – до 84 процентов в структуре бюджета. Соответственно их рост сокращает расходы капитального характера.

Расходы консолидированного бюджета на оплату труда с начала реализации майских Указов Президента России также ежегодно растут. Об этом свидетельствуют данные, размещенные на экране.

Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами в среднем составляет 90,1 процента.

В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 7,4 млрд. рублей. Их перечень Вы видите на слайде.

Также в бюджете предусматриваются средства на формирование резервных фондов, ассигнования на капитальные вложения, реализацию национальных и региональных проектов, уплату налога на имущество и земельного налога бюджетными учреждениями, повышение заработной платы.  Предлагается продолжить выделение межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан.

 

Далее, о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.

Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов консолидированного бюджета по разделу на 24 год прогнозируется в сумме 49,5, бюджета республики – 43,0 млрд. рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства и другие централизованные средства; содержание Академии наук и ее учреждений.

Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 43,6 млн. рублей.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 2,4, бюджету республики – 1,7 млрд. рублей. По этому разделу предусматривается содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований.

Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 104,7, по бюджету республики – 102,6 млрд. рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт.

В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» планируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 21,1, по бюджету республики – 11,1 млрд. рублей.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 3,5, по бюджету республики – 3,2 млрд.рублей.

Далее следует наиболее крупный раздел расходов бюджета – «Социально-культурная сфера».

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 24 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 138,8, бюджета республики – 80,2 млрд.рублей.

В этих расходах дополнительно учтены рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.

В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров, приобретение учебников.

Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме по консолидированному бюджету на 24 год в 19,2, бюджету республики – 9,7 млрд.рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание домов культуры, музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 108,4, из них средства бюджета республики – 38,8 млрд.рублей.

Следующая по объему отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 60,3, по бюджету республики – 60,1 млрд.рублей. В данных объемах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» планируются в объеме 10,5, по бюджету республики – 4,1 млрд.рублей. Средства будут направлены на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

По разделу «Средства массовой информации» расходы на 24 год предусматриваются по бюджету республики в объеме 1,7 млрд. рублей.

Далее следует раздел – «Обслуживание государственного и муниципального долга». Расходы по данному разделу в консолидированном бюджете составят 1,2 млрд. рублей, по бюджету республики – 857,2 млн. рублей.

И заключительный раздел в бюджете республики – «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» с суммой на 24 год 26,9 млрд. рублей.

В целом доходная и расходная часть консолидированного бюджета на 24 год прогнозируется в объеме 451,7 млрд. рублей.  Бюджет республики на 24 год по доходам и расходам определяется в сумме 383,9 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты!

Проект бюджета на 24 год и на плановый период 25 – 26 годов был подробно обсужден на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики.

Исходя из вышеизложенного, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International