Доклад заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова по прогнозу социально-экономического развития Республики Татарстан

9 октября 2024 г., среда, 12:15

Параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2025-2027 годы рассмотрены на заседании Правительства, Парламентских слушаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, республиканском совещании с участием муниципальных образований республики.

Прогноз сформирован с учетом внешних и внутренних факторов экономического развития и обеспечения реализации национальных целей развития страны и задач, поставленных Раисом республики в рамках Послания.

В условиях беспрецедентных санкций и действующих ограничений предприятия и организации республики продолжают развитие своих производств, сохраняют инвестиционную активность, перестраивают логистику и рынки сбыта, реализуют проекты по импортозамещению.

Оперативным штабом республики продолжается скоординированная с предприятиями работа по обеспечению социально-экономической стабильности и развития экономики, их участию в мерах поддержки.

Благодаря бесперебойной работе предприятий и отраслей экономики, по итогам 8 месяцев (текущего года) в республике сохраняется экономический рост на уровне 101,7%.

Динамика в добыче полезных ископаемых в условиях действующих обязательств в рамках ОПЕК+ скомпенсирована ростом:

- обрабатывающих производств, прежде всего в:

- машиностроении;

- нефтехимии;

- и пищевой промышленности;

- а также увеличением объемов строительных и дорожных работ, в связи с реализацией крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов;

- и укреплением потребительской активности, в условиях роста заработной платы.

С учетом:

- прогнозов развития предприятий,

- реализуемых проектов и наращивания объемов промышленного производства, прежде всего в нефтепереработке, химии и нефтехимии,

- а также роста в сельском хозяйстве, рост ВРП по итогам года оценивается на уровне 102,8%.

В рамках реализации активной политики экономики предложения –наращивания собственного производства и услуг – задача, поставленная Раисом республики, в текущем году обеспечить объем валового регионального продукта – 5 трлн рублей.

В текущих условиях продолжающейся высокой неопределенности и сохраняющихся дисбалансов в глобальной экономике прогнозные показатели социально-экономического развития республики на 2025-2027 годы сформированы с учетом данных предприятий и организаций, отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований, а также реализации новых национальных проектов, и государственных мер поддержки.

Валовой региональный продукт в 2025 году прогнозируется на уровне 102,9%.  

Наибольший удельный вес в структуре экономики республики занимает промышленность.

С учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства прогнозируется в 2025 году на уровне 103,1%.

Важнейшими факторами выполнения прогнозных показателей являются реализация инвестиционных проектов и обеспечение эффективной работы предприятий, включая:

- обеспеченность предприятий сырьем, материалами и компонентами, сохранение безопасности и обеспечение устойчивой работы оборудования;

- выстраивание эффективной логистики;

- развитие существующих и новых рынков сбыта;

- внедрение новых технологий;

- и повышение производительности труда, от которых в конечном итоге зависят финансовые результаты предприятий и организаций и соответственно поступления в бюджет.

Риски и проблемные вопросы предприятий по указанным факторам должны быть первоочередными для детального рассмотрения и подготовки предложений совместно с собственниками предприятий на отраслевых и муниципальных балансовых комиссиях.

Задача органов власти максимально оказывать содействие предприятиям республики, в том числе посредством их участия в государственных мерах поддержки.

Производство сельскохозяйственной продукции в 2025 году, согласно прогнозу, составит 100,8% в сопоставимых ценах к уровню текущего года, в том числе в растениеводстве – 100,1%, животноводстве – 101,5%.

В 2026-2027 годах темпы роста сельскохозяйственной продукции согласно отраслевой государственной программе предусмотрены на уровне 101,3%.

Факторами обеспечения выполнения прогнозных показателей в сфере АПК должны стать:

- реализация и запуск в планируемые сроки инвестиционных проектов, в том числе направленных на переработку продукции;

- внедрение новых технологий для обеспечения повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций;

- поддержка и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования;

- расширение экспорта, в том числе халяльной продукции.

В прогнозном периоде планируется рост потребительской активности.

Оборот розничной торговли прогнозируется на уровне 103,1-103,6%, общественного питания – 103,0-103,9%.

По результатам работы Оперативного штаба, в том числе:

- взаимодействие с организациями ритейла и сельхозтоваропроизводителями;

- мониторинг цен и выявление узких мест на конкретных рынках;

- оценка баланса спроса и предложения;

-  и выработка мер по балансировке рынка

дефицита товаров не наблюдается. Объемы запасов в торговых сетях находятся на достаточном уровне.

В прогнозном периоде данная работа будет продолжена, в том числе в части развития и сочетания разных форматов торговли, которые сбалансированно развивались в последние годы, и прежде всего электронной коммерции. 

Объем строительных работ прогнозируется на уровне 102,0-104,0% с учетом планируемых объемов в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве.

Факторами обеспечения выполнения прогноза являются:

- реализация сбалансированного подхода по развитию территорий, с учетом имеющихся трудовых ресурсов, обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктуры;

- а также сокращение инвестиционно-строительного цикла и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в установленные сроки.

Реализация инвестиционных проектов является одним из главных факторов обеспечения прогноза социально-экономического развития.

Указом Президента страны установлен целевой показатель по приросту инвестиций в основной капитал на 60% к 2030 году. По оценке объём инвестиций в основной капитал в 2024 году по данным предприятий составит порядка 1 трлн 335 млрд рублей или 103,3% в сопоставимых ценах к 2023 году.

Прогноз на 2025-2027 годы составлен с учетом выполнения указа и инвестиционных планов развития предприятий.

В условиях высоких процентных ставок нам необходимо стимулировать рост частных вложений, в первую очередь в технологические сектора экономики, для этого важно как создавать предсказуемые условия для бизнеса, так и правильно распределять риски между инвесторами и государством в конкретных проектах.

В этих целях Минэкономразвития России подготовлен федеральный проект по Повышению инвестиционной активности, который разделен на 3 направления. Это:

 1. Улучшение инвестиционного климата за счет оптимизации процедур

2. Повышение инвестиционной активности путем реализации федеральных механизмов поддержки инвестиционных проектов

3. Создание опережающей инфраструктуры и готовых производственных помещений на территории преференциальных зон и территорий.

Наша задача обеспечить:

- реализацию в полном объеме утвержденных планов мероприятий улучшения инвестиционного климата;

- максимальное использование инструментов поддержки, которые направлены на повышение инвестиционной активности.

Это:

- развитие инфраструктуры и стабилизация законодательства;

- механизмы, способствующие привлечению капитала;

- налоговые и таможенные инструменты;

- территориальные преференциальные режимы

- грантовые меры поддержки на развитие высоких технологий и НИОКР.

Одним из инструментов обеспечения необходимой инфраструктурой является возмещение затрат на создание, и модернизацию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и ОЭЗ в рамках постановления Правительства РФ № 1119.

В настоящее время реализуется проекты по созданию индустриальных парков ОЭЗ «Алабуга», «Этилен-600», «Лаишево», технопарка в сфере высоких технологий «Иннопарк» под управлением ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис».

В текущем году аккредитацию в Минпромторге России получили еще два проекта республики: индустриальный парк «Тура 2.0» и промтехнопарк «Haier».

Также эффективным инструментом остаются преференции по ОЭЗ в Республики Татарстан. Данный механизм бизнесом высоко востребован.

В двух ОЭЗ работает более 200 резидентов, которыми, фактически вложено уже более 300 млрд руб. инвестиций.

Одним из факторов роста инвестиций является реализация инвестиционных проектов на территориях опережающего развития. Итоги функционирования ТОР в республике, как инструмента поддержки инвестиционной активности, свидетельствуют о его эффективности.

В республике осуществляют деятельность 142 резидента, которыми вложено более 72 млрд рублей.

Важнейшим фактором обеспечения прогноза является научно-технологическое развитие. Президентом РФ поставлена задача по увеличению затрат на научные исследования и разработки и наращивание доли отечественных товаров и услуг, созданных на основе собственных инноваций.

Правительством страны принята новая Стратегия научно-технологического развития, ведется формирование ключевых федеральных проектов в сферах радиоэлектроники, станкостроения, медицинской техники, малотоннажной химии, беспилотных авиасистем, новых технологий для энергетики, разных видов транспорта.

С 1 января 2025 года вступают в силу новые федеральные меры поддержки для организаций, которые вкладывают средства в развитие и расширение производства, в новые технологии.

Для обеспечения поставленных Президентом страны и Раисом республики задач:

- с учетом федеральных приоритетов подготовлены изменения в государственную программу научно-технологического развития республики;

- необходимо продолжить стимулировать инвестиции в НИОКР и развивать малые технологичные компании, максимально используя федеральные инструменты поддержки, а также проработку вопросов защиты интеллектуальной собственности, её применение в качестве актива для развития экономики.

Для обеспечения социально-экономического развития нашей республики важная роль отводится малому и среднему предпринимательству.

В целом в МСП наблюдается положительная динамика. По сравнению с прошлым годом количество субъектов МСП выросло на 3,3%.

Количество субъектов МСП на конец текущего года оценивается на уровне 178,2 тыс. ед. В 2025 году – 184 тыс. ед.

Основными факторами достижения целевых значений основных показателей развития малого и среднего бизнеса являются:

- качественный рост МСП;

- увеличение продолжительности жизни предприятий и стимулирование создания новых, прежде всего в реальном секторе экономики;

- адресность и эффективность оказываемых мер поддержки.

Ключевым резервом для обеспечения прогноза в сфере МСП является развитие муниципальных промышленных парков.

Благодаря реализуемой концепции развития промпарков с учетом использования республиканской поддержки, а также работе по снятию инфраструктурных ограничений в Республике Татарстан по итогам 1 полугодия текущего года наблюдается:

- увеличение числа резидентов, работников и оборота предприятий.

По итогам 1 полугодия 2024 года заполняемость промышленных парков увеличилась и достигла 74,5 процента.

В прогнозном периоде будут продолжены мероприятия, направленные на развитие и модернизацию существующей инженерной инфраструктуры с соответствующими обязательствами управляющей компании и органов местного самоуправления по привлечению резидентов и инвестиций.

Еще одним важным фактором для развития малого и среднего бизнеса является стимулирование спроса производимой продукции через Республиканский маркетинговый центр.

По итогам 9 месяцев текущего года порядка 4 тысяч субъектов МСП получили, благодаря ресурсу, выручку в размере 125 млрд рублей.

Значительный вклад в достижение целевых значений по численности занятых в МСП отводится институту самозанятых.

На 1 сентября текущего года в республике зарегистрировано 358 тысяч самозанятых.

При этом доля экономически активных составляет 57,3% при среднем значении по стране 61,8%.

Задача, поставленная Раисом республики в рамках Послания:

обеспечить экономическую активность самозанятых;

содействовать дальнейшему их переходу в другую категорию бизнеса.

Важнейшим фактором обеспечения прогноза социально-экономического развития является обеспеченность кадрами.

Дальнейшие мероприятия по развитию рынка труда будут направлены на:

- обеспечение взаимодействия учреждений образования с реальным сектором экономики, в том числе посредством участия в новом национальном проекте «Кадры»;

- развитие альтернативных форма занятости;

- повышение гибкости трудовых отношений;

- а также упорядочивание трудовой миграции.

В то же время, обращаем внимание, что в условиях кадрового дефицита основным фактором обеспечения устойчивого развития экономики является повышение производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов.

Сравнительный анализ по эффективности использования трудовых ресурсов с субъектами РФ с аналогичной структурой экономики свидетельствует о наличии резервов, в первую очередь, в части повышения автоматизации производственных процессов в ряде отраслей и как следствие снижение в них доли низкоквалифицированного труда.

Для ряда предприятий в текущих условиях роботизация и автоматизация, реинжиниринг и оптимизация производственных процессов не просто повышение эффективности, а требование дальнейшей финансовой устойчивости и платежеспособности.

Отраслевым министерствам необходимо организовать соответствующую работу совместно с предприятиями курируемых отраслей, в том числе в части реализации федерального проекта по развитию промышленной робототехники и автоматизации производства, использования мер поддержки повышения производительности труда и тиражирования лучших практик.

Отмечу, что резервы есть и в отраслях социальной сферы. В соответствии с поручением Президента РФ все государственные и муниципальные организации социальной сферы должны быть вовлечены в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда.

Реализация обозначенных задач является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.

На 2025 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 103,2%.

Необходимо продолжить работу по обеспечению достижения целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведения соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений.

2024 год является завершающим для национальных проектов, которые были реализованы на основании и в рамках майских Указов Президента от 2018 и 2020 годов.

Одним из важных инструментов достижения поставленных целей социально-экономического развития республики является реализация мероприятий национальных проектов. В 2024 году в Республике Татарстан в рамках 13 национальных проектов реализуются 50 региональных проектов, на которые определен лимит в размере 35 млрд рублей.

Правительство Российской Федерации завершает работу по утверждению портфеля федеральных проектов, которые войдут в состав 19 новых национальных проектов.

Разработаны паспорта, целевые показатели и мероприятия федеральных проектов целью которых является достижение задач, поставленных Президентом страны.

Отраслевыми министерствами прорабатывается с федеральными органами исполнительной власти вопрос включения республиканских объектов и мероприятий в новые нацпроекты.

Обеспечение достижения прогнозных показателей потребует предельной концентрации и скоординированной работы всех органов власти, предприятий и организаций.

Основываясь на выстроенной системе взаимодействия в рамках Оперативного штаба и качественной обратной связи с бизнесом, мы продолжим оперативное реагирование на возникающие проблемы для поиска их решений и выявления дальнейших резервов экономического развития.

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International