Создание системы беспилотного транспорта требует координации со стороны государства, считают парламентарии

13 февраля 2020 г., четверг, 14:46

Сегодня в Государственном Совете прошла пресс-конференция на тему «О путях формирования законодательства в области развития инновационных технологий в сфере транспорта и создании условий для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств». На вопросы журналистов ответили председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин и член Комитета Марат Галеев.

Лутфулла Шафигуллин отметил, что вопрос развития беспилотного транспорта и создания необходимой законодательной базы был рассмотрен накануне на заседании Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Парламентариями был одобрен подготовленный в качестве законодательной инициативы для внесения в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «Об инновационных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ был разработан членами рабочей группы, созданной распоряжением Председателя Государственного Совета Фарида Мухаметшина. В ее состав вошли депутаты татарстанского парламента, представители органов исполнительной власти республики, ПАО «КАМАЗ», ГБУ «Безопасность дорожного движения», мэрии города Иннополис. Законопроект рассмотрят на заседании Государственного Совета 20 февраля.

Говоря об актуальности темы, председатель Комитета обратил внимание, что, согласно глобальной статистике дорожных происшествий, ежегодно в автомобильных авариях погибает около 1 миллиона 300 тысяч человек. По мнению экспертов, широкое распространение беспилотных автомобилей может сократить количество дорожных аварий до 90 %.

«Беспилотные автомобили не нарушают ПДД, не отвлекаются во время вождения, постоянно сканируют все пространство вокруг себя на 360 градусов с помощью радаров, камер и видят объекты в радиусе до 300 метров. Для беспилотного автомобиля гораздо меньше ситуаций являются неожиданностью, чем для человека-водителя, – сказал он. – В принципе, технологии беспилотных транспортных средств в настоящее время достаточно отработаны и уже сегодня позволяют использовать их для грузовых и пассажирских перевозок».

Как отметил Лутфулла Шафигуллин, Татарстан является одним из участников эксперимента по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Город Иннополис стал первым в Европе населенным пунктом, где беспилотным транспортом можно воспользоваться для повседневных поездок.

Работа над законопроектом, подчеркнул председатель Комитета, показала наличие факторов, требующих комплексного подхода к разработке подзаконной нормативной правовой базы: это и обеспечение взаимодействия инновационного транспортного средства с другими автомобилями, окружающей средой, адаптация и модернизация дорожной инфраструктуры, вопросы ответственности, страхования.

«Мы надеемся, что этот законопроект придаст импульс этой работе на федеральном уровне и позволит сделать первый шаг на пути к внедрению этих технологий в нашу повседневную жизнь», – сказал Лутфулла Шафигуллин.

Более детально о результатах деятельности рабочей группы рассказал ее руководитель, член Комитета Марат Галеев. Он отметил, что разработанный законопроект, который носит рамочный характер, является своевременным и возник по запросу самих разработчиков беспилотных транспортных средств.

«Эта работа требует координации со стороны государства. Так, в Китае, ряде европейских стран и США развитие беспилотного транспорта возведено в ранг государственной политики. В результате использования инновационного транспорта повышается безопасность, что перевешивает все остальные аргументы, эффективность по ряду направлений резко повышается», – рассказал он.

Марат Галеев подчеркнул, что принятие законопроекта должно стимулировать создание подзаконных нормативных актов, определенных стандартов и регламентов по использованию беспилотного транспорта.

«Если беспилотники появятся в обозримом будущем, то они будут взаимодействовать с автомобилями, у которых есть пилоты. Тогда пилотируемый автомобилист должен видеть, что едет беспилотник, и у него на это должна быть определенная реакция, поскольку беспилотный транспорт едет логично, без эмоций. Здесь тоже нужны определенные подзаконные нормативные акты. Подобных вопросов возникает достаточно много», – обозначил некоторые нюансы руководитель рабочей группы.

Обществом автомобильных инженеров, рассказал Марат Галеев, введены шесть уровней оснащенности автомобиля. Так, нулевой уровень подразумевает обычно ручное управление. Первый уровень возникает при наличии круиз-контроля. Четвертый уровень характеризуется тем, что автомобиль едет самостоятельно, но в случае возникновения внештатной ситуации водитель может оперативно вмешаться. Пятый уровень предусматривает движение машины без участия водителя, тем не менее, человек в лице оператора дистанционно отслеживает движение транспортного средства и в крайнем случае может применить меры.

Марат Галеев также высказался о важности обеспечения информационной защиты беспилотного транспорта, поскольку хакеры в настоящее время способны блокировать систему движения даже пилотируемого транспорта.

Отвечая на вопросы журналистов, депутат обратил внимание, что при Правительстве РФ должен быть создан определенный орган уполномоченный утверждать стандарты, выдавать сертификаты. В законе важно упомянуть страхование, технические осмотры транспортных средств, считает Марат Галеев.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International