Вопросы образования и воспитания обсудили в Госсовете

5 декабря 2024 г., четверг, 15:51

О проблемах в сфере образования и воспитания говорили сегодня участники круглого стола, организованного по инициативе фракции КПРФ в парламенте. В обсуждении вопросов образовательной системы приняли участие депутаты Госсовета, министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, Уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская, Уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец, помощник Раиса РТ, председатель регионального отделения федеральной молодежной организации «Движение первых»​ Тимур Сулейманов, ученые и представители педагогической общественности.

Открывая встречу, руководитель фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов отметил, что вопросам развития и совершенствования сферы образования и воспитания в республике Государственный Совет уделяет приоритетное внимание. Самыми острыми проблемами отрасли он назвал вопросы заработной платы учителей, их служебной нагрузки, повышения престижа профессии учителя, уровень материально-технической базы школ и другие.

Депутат Государственной Думы ФС РФ Артем Прокофьев, рассказывая о развитии федерального законодательства в сфере образования, обратил внимание на вопросы подготовки кадров для системы образования и профессиональной ориентации школьников. По его словам, подготовка рабочих кадров требует принятия безотлагательных мер по развитию среднего профессионального образования, доступности обучения в колледжах и техникумах, более широкого внедрения целевого обучения молодежи.

Обширную информацию о состоянии отрасли представил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, по словам которого в республике действуют 1 402 школы, 1 945 учреждений дошкольного образования, 100 профессиональных образовательных организаций, 46 образовательных организаций высшего образования. В них воспитываются и обучаются более 945 тысяч дошкольников, школьников, учащихся СПО и студентов вузов. В системе образования республики работает около 77 тысяч педагогических работников, в том числе более 32 тысячи школьных учителей.

Рассказывая о реализации национальных проектов "Образование", "Демография", "Молодежь и дети", "Семья", министр отметил приоритетные направления, по которым в республике ведется целенаправленная работа. Так, на реализацию мероприятий нацпроекта "Образование" в 2019-2024 годах выделено 26 млрд рублей, а в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» создано 15,7 тысяч мест в садиках, в том числе 8 790 мест для детей в возрасте до 3 лет путем строительства 67 детских садов и перепрофилирования 75 групп в действующих детсадах.

"В сфере общего образования нашим приоритетом остается обеспечение высокого качества образования, - подчеркнул Ильсур Хадиуллин. - Выпускники республики отличаются стабильно высокими результатами по всем предметам. По итогам ЕГЭ 2024 года стобалльных результатов показали 366 учеников, из них 20 выпускников получили 100 баллов по двум предметам. Победителями и призерами всероссийских олимпиад стали 244 школьника республики".

По информации министерства, в республике ведется активная работа по развитию кадрового потенциала. В настоящее время функционируют 49 ресурсных центров по подготовке рабочих кадров, конкурентоспособных на рынке труда, создано 14 учебно-производственных и образовательных кластеров. Победителями федерального проекта «Профессионалитет» стали 16 татарстанских организаций. На базе 11 организаций имеются образовательно- производственные кластеры, где готовятся кадры для крупных предприятий. Ежегодно сборная команда Татарстана занимает ведущие места на национальных чемпионатах по профессиональному мастерству «Профессионалы» и «Абилимпикс». По итогам 2023 года Татарстан занимает 3-е место в Национальном рейтинге научно-технологического развития регионов.

Анализируя проблемы отрасли, Ильсур Хадуллин заострил внимание на нехватку педагогических кадров. На начало 2024/2025 учебного года потребность в них составляет около 2 тысяч человек. "Хотя высшие учебные заведения республики, ведущие подготовку школьных учителей, выпускают их больше, чем составляет ежегодная потребность", - отметил он.

Причиной такого дисбаланса министр назвал диспропорцию по подготовке профильных специалистов. Так, к примеру, в текущем учебном году потребность в учителях математики составляет 344 специалиста, а выпуск составил 290 педагогов. Поэтому первоочередной задачей является приведение структуры подготовки педагогических кадров в соответствие с потребностями образовательных организаций.

Уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская в своем выступлении напомнила, что право на образование является одним из основных прав человека. По ее словам, в 2024 году в адрес омбудсмена республики от граждан поступило около 150 обращений о нарушениях прав на образование. Решение вопросов граждан ведется совместно с руководителями отделов образования и школ, педагогами, представителями министерств, комиссий по делам несовершеннолетних и аппарата Уполномоченного по правам ребенка в республике. Большую помощь оказывают члены депутатского объединения "Мәрхәмәт - Милосердие" Государственного Совета, совместно с которыми проведено 7 "горячих линий".

Вопросы образования остаются одной из самых острых тем и для Уполномоченного по правам ребенка в Татарстане. По словам детского омбудсмена Ирины Волынец, такие обращения составляют более 43 процентов жалоб от граждан.

По итогам обсуждения принято соответствующее решение с рекомендациями профильным ведомствам и организациям.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International