Государственный Совет: 30 лет знаковых решений, определивших современный облик Татарстана

24 марта 2025 г., понедельник, 08:00

В марте 2025 года исполняется 30 лет Государственному Совету. Первое заседание Государственного Совета первого созыва, ставшего правопреемником Верховного Совета Татарской АССР (1938 - 1995 гг., а до этого в 1920 - 1938 гг. -  Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР), состоялось 30 марта 1995 года. Эта знаковая дата в новейшей истории Татарстана ознаменовала целый этап в политической жизни республики.

За тридцать лет работы Государственного Совета фактически была написана новейшая история республики, заложены основы современного республиканского законодательства, сформирован правовой фундамент социально-экономических успехов Татарстана. Безусловным достижением прошедших лет явилось укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, единства многонационального народа Татарстана. Государственный Совет во многом был верен лучшим традициям предыдущих парламентов республики, продолжил практику конструктивного сотрудничества всех ветвей государственной власти, внес весомый вклад в формирование единого правового поля страны.

Мы подготовили для вас подборку из 30 интересных фактов из истории Государственного Совета и важнейших законодательных решений, которые во многом определили современный облик Татарстана. Год за годом мы пройдем исторический путь новейшего парламентаризма республики. Приглашаем вас в это путешествие.  

1995 год

Новый этап в истории законодательной власти республики

30 марта 1995 года состоялось первое заседание Государственного Совета Республики Татарстан первого созыва. В Государственный Совет первого созыва было избрано 130 депутатов от 130 одномандатных избирательных округов (61 административно-территориального и 69 территориальных).

Впервые в истории татарстанского парламентаризма был образован постоянно действующий, так называемый «малый парламент», в состав которого вошли 39 депутатов.  Появилась возможность оперативного рассмотрения вносимых законопроектов, создания по мере необходимости рабочих групп по актуальным вопросам.

Председателем Государственного Совета первого созыва был избран Василий Лихачев. Его заместителями – Зиля Валеева и Ренат Харисов, Секретарем – Нурсиня Абдрашитова. Всего было образовано семь постоянных комиссий и Комитет парламентского контроля, его первым председателем стал Сергей Кирилов.

Государственным Советом первого созыва проведено 95 заседаний, в том числе – 23 пленарные сессии. Парламент принял 146 законов, 2306 постановлений. Деятельность Государственного Совета в двух режимах – пленарные сессии и заседания малого парламента – определяла напряженный характер работы его Президиума, который провел 83 заседания, на них было рассмотрено 800 вопросов и принято 1067 постановлений.

1996 год

Война трущобам: уникальная татарстанская программа ликвидации ветхого жилья

Программа ликвидации ветхого жилья стартовала в республике по инициативе первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и не имела аналогов в России. В Татарстане был введен целевой взнос (собранные деньги предназначались исключительно для ликвидации ветхого жилья), определены и другие источники финансирования.

Республиканский закон ЗРТ №648 «О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья» был принят 13 июня 1996 года. Сумма целевого взноса исчислялась исходя из установленной ставки и фактического объема реализации продукции. В 1996 году ставка была определена в 0,3%, в 1997 году - 0,6%, в последующие годы – 1 %.

На момент принятия Программы в Татарстане 120,2 тыс человек (3,3% населения) проживали в ветхих домах. По амбициозной программе предстояло расселить 8 863 ветхих жилых дома, в которых проживало 45851 семей. За девять лет действия программы было построено 1763 жилых дома общей площадью 2 млн 671,7 тыс. кв. м.  

В 2004 году Программа ликвидации ветхого жилья была завершена. По социально-экономическому характеру она стала одной из самых масштабных в стране. В финансировании программы приняли участие более 35 тыс. предприятий и организаций.

1997 год

За идентичность текстов законов и постановлений в Государственном Совете отвечает специальная комиссия

26 декабря 1997 года была создана специальная экспертная комиссия для идентификации республиканских законов и постановлений Государственного Совета на татарском и русском языках. Руководителем комиссии был назначен заместитель Председателя парламента Ренат Харисов, членами избраны Хатып Газизов, Сабирхан Мухарлямов, Тауфик Сафин и Мунир Хусаинов. Комиссия была вправе привлекать экспертов, назначать независимую экспертизу текстов. Субъекты законодательной инициативы должны были представлять в парламент проекты законов и постановлений на двух государственных языках.

В настоящее время в состав Комиссии по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках, возглавляет которую Камиль Гилманов, вошли депутаты Ильшат Аминов, Ркаил Зайдуллин, Мякзюм Салахов и Данис Шакиров.

В Государственном Совете весь документооборот ведется на двух государственных языках республики, синхронный перевод организован на сессиях, парламентских слушаниях, конференциях и других мероприятиях, проходящих в парламенте.

1998 год

Земли – народу! Земельный кодекс Татарстана: на годы опережая время  

24 апреля 1997 года. XI пленарная сессия Государственного Совета Республики Татарстан первого созыва. Это заседание стало знаменательным в свете важнейших законодательных решений, поскольку именно тогда был дан старт земельной реформе.

Обсуждение Земельного кодекса Татарстана на сессии выявило разные мнения по ряду принципиальных вопросов. Было принято решение опубликовать документ в печати, обсудить его на сессиях местных советов, чтобы учесть мнение людей при подготовке проекта ко второму чтению.  

И это не случайно. Земельный кодекс республики предполагал существенные изменения. Во-первых, признавалось разнообразие форм собственности на землю: государственная (республиканская и коммунальная) и частная (индивидуальная, совместная и долевая). Земельные участки признавались особым видом недвижимости и включались в гражданский оборот. 

15 апреля 1998 года законопроект был принят и направлен на подпись Президенту Минтимеру Шаймиеву, который затем вернул его на доработку. Окончательно Земельный кодекс Татарстана с учетом всех поступивших предложений и замечаний был принят 10 июля 1998 года. Земельный Кодекс Российской Федерации был принят лишь в 2001 году, спустя три года после татарстанского.

1999 год

В парламенте республики введен «Правительственный час»

Четверть века назад, 20 января 1999 года в Государственном Совете впервые прошел «Правительственный час», который стал важной формой взаимоотношений парламента с исполнительной властью.

Первый в истории Государственного Совета «Правительственный час» был посвящен обсуждению законопроектной деятельности Кабинета Министров в 1998 году и задачах на наступивший 1999 год. В дальйнейшем такая форма работы стала традиционной на сессиях парламента. С 1999 года по 2024 год в Государственном Совете было проведено 75 правительственных часов.

На «Правительственном часе», как правило, обсуждаются наиболее актуальные вопросы. В частности, в разные годы темами для обсуждения стали переход к новой системе обращения с отходами производства и потребления, сохранение и преподавание родных языков, меры социальной защиты и поддержки пенсионеров, вопросы миграционной политики и многие другие.  

«Правительственный час» является одной из форм осуществления парламентского контроля. По результатам рассмотрения вопросов парламент может дать поручения и рекомендации органам исполнительной и муниципальной власти, выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень, провести парламентские слушания.

2000 год

В Татарстане учреждена должность Уполномоченного по правам человека

29 июня 2000 года решением Государственного Совета в Татарстане учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Должность введена в соответствии с принятым Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан».

Татарстан стал девятым субъектом России, в котором законодательно была утверждена должность омбудсмена. В этот же день народные депутаты утвердили порядок принесения присяги Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан. По предложению первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева была зафиксирована норма о том, что присяга может произноситься либо на одном из государственных языков республики, либо, при желании, на двух сразу.

Первым Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан был избран Рашит Вагизов. В июле 2010 года Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан назначена Сария Сабурская.

2001 год

У Государственного Совета появился официальный сайт

30 января 2001 года распоряжением Секретаря Государственного Совета Валентины Липужиной утверждена структура официального сайта Государственного Совета Республики Татарстан. Так парламент республики обрел свое «электронное лицо» в сети Интернет.

С этого времени на сайте Государственного Совета стали регулярно размещаться новости, информация о деятельности парламента, профильных комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, работе депутатов в округах, материалы из истории парламента, тексты законов и законопроектов.

Кроме того, сайт Государственного Совета стал хорошим механизмом «обратной связи». Сегодня здесь можно узнать своего депутата по интерактивной карте республики и направить ему обращение, принять участие в общественном обсуждении законопроектов.

Сайт Государственного Совета Татарстана признавался одним из лучших среди электронных ресурсов заксобраний регионов, а по итогам 2022 года Государственный Совет возглавил рейтинг открытости региональных парламентов России. Данные были получены в ходе Всероссийского независимого исследования региональных законодательных органов «Парламент на ладони», когда были изучены 85 регионов Российской Федерации.

2002 год

Послание лидера республики Государственному Совету: как жить будем?

Начиная с 2002 года, глава республики обращается с Ежегодным посланием Государственному Совету. Представление Послания предусмотрено Конституцией Республики Татарстан. С 1992 года по 2002 годы Президент Татарстана представлял парламенту Доклад о внутреннем и внешнем положении республики, согласно пункту 6 статьи 111 Конституции РТ в редакции 1992 года, а начиная с 2002 года лидер республики обращается к Государственному Совету с Ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении республики. Такой порядок прописан в пункте 6 статьи 94 Конституции РТ в редакции 2002 года.

В России практику подобных обращений к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации ввел Президент Борис Ельцин: в 1991-1999 годах он выступал перед парламентом шесть раз (впервые - 24 февраля 1994 года).

На церемонию оглашения Послания Раиса РТ, помимо депутатов Госсовета, приглашаются руководители органов государственной власти, местного самоуправления, руководители крупных предприятий и бюджетных учреждений, вузов, представители научной общественности, религиозных конфессий, лидеры политических партий и общественных объединений, ветераны, руководители дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованные в Казани.

Речь Раиса Республики Татарстан транслируется в прямом теле- и радиоэфире. Минтимер Шаймиев обращался с Ежегодным посланием Государственному Совету 12 раз, Рустам Минниханов - 15 раз.

2003 год

Слушать и слышать людей. Татарстан – один из первых регионов страны, где был принят закон об обращении граждан

12 мая 2003 года был принят Закон «Об обращениях граждан в Республике Татарстан». Татарстан стал одним из первых регионов России, в котором на законодательном уровне был прописан механизм работы с обращениями граждан и трудовых коллективов.

Документ утвердил порядок рассмотрения обращений в органах государственной власти и местного самоуправления, определил регламент приемов заявителей, ответственность должностных лиц за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Только в прошлом году в Государственный Совет поступило более 10 тысяч обращений.

2004 год

Дорогу – молодым!

В 2004 году в целях содействия деятельности Государственного Совета Республики Татарстан в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем молодежи при Государственном Совете была сформирована Общественная молодежная палата. С этого момента началась история развития молодежного парламентаризма в республике. В состав Общественной молодежной палаты первого созыва вошло 50 человек. Средний возраст 25,5 лет, в том числе, в возрасте до 20 лет – 5 человек. К слову, Республика Татарстан стала одним из первых субъектов, в котором был принят базовый закон о молодежи (закон «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан» был принят более 30-ти лет назад, 19 декабря 1993 года).

В 2019 году на смену Общественной молодежной палаты пришел Молодежный парламент при Государственном Совете.

В сентябре 2024 года прошли выборы членов Молодежного парламента второго созыва, председателем которого стал Дамир Нургалиев. Молодежный парламент формируется из 100 человек, в том числе 45 представителей муниципалитетов, 35 представителей молодежных и детских общественных объединений, некоммерческих организаций, политических партий, 20 самовыдвиженцев.

2005 год

Общественный контроль: не оставаться равнодушными к повседневным проблемам каждого

1 ноября 2005 года ступил в силу закон «Об Общественной палате Республики Татарстан». Документ был принят на заседании Государственного Совета 9 сентября 2005 года. С этого момента в Татарстане был введен действенный механизм общественного контроля.

На первом заседании Общественной палаты первого созыва, состоявшемся 28 января 2006 года, первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подчеркнул, что Общественная палата призвана стать той силой, которая могла бы наладить реальный диалог между властью и гражданами многонациональной республики. «Жизнеспособность любой социальной системы во многом зависит от уровня развития культуры, образования, науки и особенно от состояния гражданского общества и общественного сознания», - сказал он.

Основное направление деятельности Общественной палаты - обеспечение открытого обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития республики, совершенствование механизма учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, содействие процессу формирования институтов гражданского общества.

Первым Председателем Общественной палаты был избран Ильгиз Хайруллин. В 2010 году этот важнейший общественный институт возглавил Анатолий Фомин.  С 2020 года Председателем Общественной палаты является Зиля Валеева.  

2006 год

В Государственном Совете открылся парламентский центр

12 октября 2006 года в Государственном Совете открылся Парламентский центр, оборудованный по «последнему слову техники». Он включает в себя зал заседаний с системой прямой телевизионной и радиотрансляции, синхронным переводом, возможностью организации интернет-трансляций, библиотеку, зал для приема иностранных делегаций, телевизионный комплекс, комнаты для работы журналистов и зал для пресс-конференций. В большом холле размещена галерея руководителей законодательного органа республики с начала XX века.

Кроме того, в парламентском центре располагается Музей истории парламентаризма Татарстана, где представлено более тысячи экспонатов, которые рассказывают о наиболее значимых решениях, принятых российскими и татарстанскими парламентариями. Здесь же собраны тексты законов, положений о выборах, агитационная продукция, аналитические материалы, фотографии, запечатлевшие избирателей и депутатов, личные вещи народных избранников – письма, записные книжки, награды.

Экспонаты пополняются из фондов музеев, библиотек, личных архивов депутатов и руководителей парламента. Музей хранит множество памятных подарков, сделанных иностранными делегациями и почетными гостями. Парламентский центр регулярно посещают иностранные делегации, студенты и школьники, организуются экскурсии.

2007 год

Законы по принципу «одного окна»

В 2007 – 2009 годах в Государственном Совете проходила большая работа по кодификации законов. В частности, 5 апреля 2007 года на 31 заседании Государственного Совета был принят Избирательный кодекс республики.   

Избирательный кодекс объединил в едином нормативно-правовом акте все законы, регулирующие избирательный процесс Татарстане в зависимости от уровня выборов. До этого момента в республике действовали отдельные законы о выборах депутатов Государственного Совета, о муниципальных выборах, о Центральной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссиях. С принятием Избирательного кодекса все они утратили силу.

В избирательное законодательство Татарстана тех лет были внесены существенные изменения: исключена графа «против всех», отменен порог явки избирателей и избирательный залог, из числа избирательного процесса исключены избирательные блоки и т.д. Чуть ранее была введена смешанная (пропорционально-мажоритарная) избирательная система, когда из 100 депутатов 50 избираются по избирательным округам, а 50 – по партийным спискам.   

2008 год

Заставить закон работать

В 2008 году завершила работу Комиссия Государственного Совета по оценке эффективности действия законов Республики Татарстан. Это был один из первых и, безусловно, самых важных этапов мониторинга законодательства. Ведь важно не только принять закон, но и проанализировать правоприменительную практику, найти «слабые места» и, при необходимости, исправить. Только так закон может заработать в полную силу.  

Рабочими группами и подгруппами проведено 46 заседаний, рассмотрено 190 законов. По результатам их работы Государственным Советом в 81 закон внесены изменения, 9 законов утратили силу, в 63 закона внесение изменений не потребовалось.

2009 год

Новые формы и форматы. Женское парламентское движение.

В сентябре 2009 года в Государственном Совете в составе фракция «Единая Россия» впервые было создано объединение женщин-депутатов «Мәрхәмәт – Милосердие». В его состав вошли все 14 женщин — депутатов республиканского парламента. Возглавила объединение заместитель председателя парламентского Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Людмила Кузьмина. Затем в разные годы объединение возглавляли Файруза Мустафина, Ильсоя Мезикова, Татьяна Ларионова. В настоящее время руководит объединением Алсу Набиева, в составе «Мәрхәмәт – Милосердие» в седьмом созыве - 11 женщин-депутатов.

Предметом особого внимания женщин-депутатов остаются вопросы защиты отцовства, материнства и детства, сохранение и развитие традиционных семейных ценностей.

Женские объединения депутатов сегодня созданы в каждом муниципальном образовании республики. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между объединением женщин-депутатов «Мэрхэмэт-Милосердие» и объединениями женщин-депутатов муниципальных образований республики было разработано и подписано в 2022 году. В 2019 году по инициативе объединения Мәрхәмәт – Милосердие» была создана дискуссионная площадка по социальным вопросам с женщинами-депутатами заксобраний  регионов Приволжского федерального округа.

Третий год подряд объединение является организатором Женского трека в рамках международного экономического форума KazanForum. Традиционным стало проведение телефонной горячей линии «Женское внимание». Из года в год первая благотворительная елка в республике также проводится женщинами-депутатами Госсовета.

2009 год также дал старт Парламентскому уроку – совместному проекту Государственного Совета, Министерства образования и науки и Института развития образования республики. Первый парламентский урок был проведен в по теме «Где рождаются законы?». В феврале 2025 года Парламентский урок «Святое дело – Родине служить!» («Ватанга хезмәт итү – изге бурыч!») прошел во всех щколах республики с 17 по 28 февраля.

2010 год

Рустам Минниханов наделен полномочиями Президента Татарстана

4 февраля 2010 года Государственный Совет наделил Рустама Минниханова полномочиями Президента Татарстана. За данное решение депутаты проголосовали единогласно. Кандидатура Рустама Минниханова была внесена Дмитрием Медведевым (в те годы – Президент России) 27 января.

Таким образом, парламент Татарстана проголосовал за преемственность общественно-политического и социально-экономического курса во имя дальнейшего поступательного развития республики. «Рустам Минниханов зарекомендовал себя как опытный руководитель, умелый организатор, эффективный менеджер, полагаю, он будет достойным преемником - подчеркнул на заседании парламента Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, - события, которые происходят сегодня, исторически важны и ответственны не только для парламента, но и для республики и жителей Татарстана. Впервые на базе законов РФ и РТ цивилизованно передаем власть от одного руководителя к другому. Это происходит согласованно, с уважением».

Церемония вступления в должность Президента Татарстана Рустама Минниханова состоялась 25 марта в Государственном Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева.

2011 год

На защите прав ребенка

 1 августа 2011 года был принят закон об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан. Так в нашей республике появилась должность детского омбудсмена. Это государственная должность Республики Татарстан. Детский омбудсмен независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти, местного самоуправления и должностным лицам.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка дополняет существующие средства государственной защиты прав и интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка, восстановление нарушенных прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка избирается на должность Государственным Советом по представлению Раиса Республики Татарстан. Первым Уполномоченным по правам ребенка в Татарстане была Гузель Удачина, а с 2020 года этот пост занимает Ирина Волынец.

2012 год

Парламентская дипломатия в действии

19 мая 2012 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным Советом Республики Татарстан и Меджлисом Туркменистана. Это стало очередным шагом укрепления межпарламентских связей.

Татарстан еще в начале 1990-х годов одним из первых среди субъектов РФ заявил о необходимости развития международных связей на региональном уровне, включился в процесс развития международных и межрегиональных контактов, внедрения инструментов «народной дипломатии», в том числе парламентской, партийной и общественной.

В настоящее время заключены и имеют силу 11 соглашений и протоколов с зарубежными партнерами, 45 соглашений о межпарламентском сотрудничестве с 38 субъектами Российской Федерации.

2013 год

«Вошли в душу и сердце»: Государственный Совет утвердил текст гимна Республики Татарстан

21 февраля 2013 года на тридцать восьмом заседании Государственного Совета четвертого созыва был принят закон о внесении изменений в республиканский закон «О государственных символах Республики Татарстан». Именно этим документом был утвержден текст Государственного гимна Татарстана.

До этого момента Государственный гимн республики, утвержденный постановлением Верховного Совета 14 июля 1993 года, представлял собой музыкальное произведение выдающегося татарского композитора Рустема Яхина. Тогда особо оговаривалось, что в конкурсном отборе на лучший вариант гимна будут приниматься только музыкальные произведения – клавиры и партитуры без слов. Задача по созданию равноценных текстов на двух государственных языках – татарском и русском – была отложена на более поздний срок.

Спустя 20 лет время пришло. Конкурс на лучший текст гимна, положение о котором было разработано Государственным Советом, был объявлен 15 декабря 2011 года. Конкурсную комиссию возглавила в те годы заместитель Председателя Государственного Совета Римма Ратникова.

В общей сложности было зарегистрировано 182 заявки. Именно из этих вариантов были отобраны лучшие работы. Победителем конкурса стал текст Рамазана Байтимерова, на стихи которого в 1970-х годах Рустемом Яхиным была написана песня «Туган ягым», ее мелодия впоследствии и легла в основу гимна. Сегодня текст Государственного гимна представляет собой доработанное стихотворение Рамазана Байтимерова – единое поэтическое произведение на двух государственных языках Республики Татарстан. На русский язык текст перевел молодой поэт Филипп Пираев.

2014 год

Возвращение в родную гавань: Россия, Крым, Татарстан

27 февраля 2014 года состоялось внеочередное заседание парламента республики, на котором было принято Обращение Государственного Совета к народам Автономной Республики Крым (Украина), в котором депутаты Татарстана призвали все противостоящие стороны к мирному разрешению возникших внутригосударственных противоречий.

Парламентарии республики призвали украинцев, русских, крымских татар – все народы Автономной Республики Крым – к сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия, категорическому отказу от радикальных способов разрешения конфликта.

16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по которому избиратели проголосовали за воссоединение полуострова с Россией, а 18 марта в Москве был подписан договор о возвращении в состав России субъектов, с которыми у нас и так не прерывались торгово-экономические и гуманитарные связи, тесное взаимодействие наших многонациональных народов.

Татарстан одним из первых среди регионов России подписал межправительственное и межпарламентское соглашения о сотрудничестве, активно помогал крымчанам в работе по приведению регионального правового поля в соответствие с федеральным законодательством, экономической и культурной интеграции.

2015 год

К экономике республики – стратегический подход

10 июня 2015 года на заседании Государственного Совета в статусе закона была утверждена Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года - документ, который на 15 лет определил вектор развития республики.

Работа по разработке Стратегии велась более трех лет по поручению Раиса республики Рустама Минниханова, к ее разработке были привлечены ведущие российские и международные экспертные организации. Специалисты провели анализ текущей ситуации и динамики развития республики, составили перечень стратегических вызовов и перспектив. Полный текст Стратегии социально-экономического развития был размещен в открытом доступе в сети Интернет для самого широкого обсуждения. За время разработки было проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали более 2,5 тыс. человек.

В Стратегии-2030 сформулированы четкие стратегические задачи развития Татарстана, предполагающие лидерство региона в условиях новой экономики ближайшего будущего. В качестве главного приоритета в Стратегии определен человеческий капитал – основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции.

В 2016 году все муниципальные районы завершили разработку своих стратегий и утвердили их на заседаниях районных советов. Татарстан стал одним из первых субъектов Российской Федерации, применивших программный подход в стратегическом планировании.

Стратегия-2030 – живой документ, изначально было определено, что один раз в три года в нее могут вноситься изменения. И с тех пор это делается регулярно, исходя из жизненных реалий. Например, в Стратегию дополнительно включены задачи по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни, в части образования позже был прописан упор на эффективное партнерство учреждений образования с работодателями, значительно расширены меры поддержки многодетных семей, фермерских хозяйств. В 2019 году в Стратегию-2030 включены такие проекты как строительство скоростной автомобильной дороги «Москва – Нижний Новгород – Казань», строительство моста через реку Ик для соединения сетей автомобильных дорог Татарстана и Башкортостана. В Стратегии также появился отдельный раздел, посвященный развитию цифровой экономики.

2016 год

С заботой о фермере

12 января 2016 года Рустам Минниханов подписал закон «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан», принятый Государственным Советом 23 декабря 2015 года. Закон установил меры государственной поддержки фермерского движения, личных подсобных хозяйств и частных подворий на территории республики, частично решил вопросы занятости сельчан, кроме того, в свое время позволил остановить снижение поголовья КРС и повысить деловую активность сельского населения. Около половины всей сельхозпродукции Татарстана сегодня производится в частных подворьях и фермерских хозяйствах. Это еще один немаловажный показатель эффективности данного закона. 

Для сельчан открылся целый ряд экономических возможностей, таких как предоставление субсидируемых кредитов, субсидий на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию, по приобретению нетелей крупного рогатого скота, подведение подъездных путей и благоустройство территории и другие.  

Ежегодно объем предоставляемых фермерам республики льгот увеличивается. Так, в этом году было принято решение о дополнительных мерах поддержки личных подсобных хозяйств. Увеличены ставки на содержание дойного стада, субсидия на содержание козоматок и козочек старше 1 года, на строительство мини-ферм молочного направления, приобретение товарного и племенного поголовья нетелей и первотелок.

2017 год

Передать культурное наследие народа будущим поколениям

11 мая 2017 года был принят закон «О нематериальном культурном наследии Республики Татарстан». Документ был подготовлен в тесном взаимодействии парламентариев с представителями органов исполнительной власти и общественности.

В Татарстане до этого времени эффективно действовал закон о материальном культурном наследии. Опыт республики по сохранению и популяризации народной культуры считался одним из самых лучших среди регионов России. Однако вопросы сохранения и развития языка и его диалектов, наречий и говоров, народных верований и связанных с религией мифов, обычаев и обрядов, фольклора и национальных праздников, традиционных народных ремесел и промыслов, песен и танцев оставались вне правового пространства.

Принятый закон позволил сформировать эффективный механизм регулирования отношений в области выявления, сохранения, изучения, использования и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан. Документом предусмотрена государственная охрана объектов нематериального культурного наследия. Для учета таких объектов, их сохранения, изучения и популяризации был создан общедоступный Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия народов.

2018 год

На защите здоровья граждан

С 1 января 2018 года вступили в силу законы о внесении изменений в республиканские законы о регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по оказанию в специализированных учреждениях услуг лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

Вопрос об организации работы так называемых «вытрезвителей» стал непростым, дискуссии законодателей и правоприменителей продолжались долгое время. Итогом этой кропотливой работы стало открытие специализированных учреждений в 11-ти муниципальных образованиях республики.

До 2012 года вытрезвители находились в ведении органов внутренних дел и курировались ими. Однако после их закрытия граждан, находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения, стали доставлять в приемные покои больниц, несмотря на то, что не все они нуждались в медицинской помощи. Более того, зачастую такие «пациенты» проявляли буйный характер и становились опасными для медицинского персонала и посетителей. 

Вопрос о целесообразности открытия специализированных учреждений в те годы был актуальным в масштабах всей страны, именно поэтому он активно обсуждался на федеральном уровне. И во многом федеральные законодатели учли опыт Татарстана при последующем принятии законодательных решений.

2019 год

Новый налоговый режим для «самозанятых»

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Ранее депутатами Государственного Совета было поддержано законодательное решение об проведении на территории республики эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (так называемый налог для самозанятых). Помимо Татарстана, пилотными регионами по апробированию новой системы налогообложения стали Москва, Московская и Калужская области. Эксперимент продолжится до 2028 года.

Новым налоговым режимом смогли воспользоваться самозанятые – те, у которых нет работодателя и нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности. Их регистрация проходит без визита в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог».

Налоговые ставки определены 4% - для тех, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, и 6% - для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

В Татарстане в настоящее время зарегистрировано более 316 тыс. самозанятых граждан. За два года количество лиц, применяющих специальный налоговый режим, увеличилось на 76%. По количеству зарегистрированных самозанятых Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе.

Еще одно знаковое событие этого года - 11 января на территории республики дан старт новому проекту — вышел первый выпуск официального издания Федерального Собрания Российской Федерации «Парламентская газета» — «Парламентская газета. Татарстан». Республика стала 11-м субъектом России и вторым регионом в Приволжском федеральном округе, где выходит это издание.

2020 год

Никогда еще мир не сталкивался с подобным испытанием: пандемия COVID-19 и единственное в истории татарстанского парламентаризма дистанционное заседание Госсовета

В январе 2020 года Всемирная организация здравоохранения вводит режим чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавируса (COVID-19). Вслед за федеральными республиканские власти также ввели режим самоизоляции для всех жителей. В Татарстане отменили все массовые мероприятия, ввели смс-пропуска и справки от работодателя, QR-коды, предприятия и учреждения работали при строгом соблюдении мер безопасности, которые разработал Роспотребнадзор. Школьники и студенты были переведены на дистанционную форму обучения. При этом в максимально сжатые сроки была развернута вся необходимая инфраструктура.

Беспрецедентные шаги были предприняты в социальной сфере: были продлены и введены дополнительные соцвыплаты, поддержаны врачи и медперсонал, работающие с ковидбольными. При активном участии депутатов и общественных организаций было развернуто волонтерское движение для оказания адресной помощи нуждающимся.

Государственный Совет республики перешел на особый режим работы. Заседания комитетов проходили в режиме видеосвязи, в дистанционном режиме проводился прием граждан. Это был первый подобный опыт за всю историю парламента. Однако согласно Конституции, парламент – постоянно действующий орган государственной власти, должен был работать и принимать необходимые решения. Формат интернет-коммуникации позволял это делать.

В Регламент Государственного Совета были внесены соответствующие изменения, а девятое заседание парламента 23 апреля 2020 года впервые прошло с соблюдением всех требований Роспотребнадзора в режиме видеоконференцсвязи в шести специально оборудованных залах (залы заседаний Государственного Совета и Кабинета Министров, конференц-зал Министерства культуры, Большой зал мэрии города Казани, залы видеоконференцсвязи исполкомов города Набережные Челны и Альметьевского района). Традиционно велась прямая трансляция на сайте Государственного Совета и по радио.

2021 год

Школьное питание – под контролем депутатов

В 2021 году большое внимание депутатов Государственного Совета было уделено вопросам организации и качества школьного питания. Парламентарии знакомились с организацией школьного питания в своих избирательных округах, посещали школы, общались с сотрудниками столовых, учениками и родителями, изучали вопросы поставки продуктов и качества готовых блюд. Женщины-депутаты объединения «Мәрхәмәт–Милосердие» совместно с Уполномоченным по правам человека в РТ провели телефонную горячую линию по данному вопросу. Среди выявленных депутатами наиболее часто встречающихся системных проблем - низкие зарплаты поваров и нехватка специалистов в школьных столовых, устаревшее и изношенное кухонное оборудование, нехватка мест в обеденных залах, слабая логистика и, как следствие, холодные блюда за столом.  11 февраля 2021 года тема организации школьного питания стала главной на выездном заседании Президиума Государственного Совета.

Задачу обеспечить бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы в пакете с другими инициативами по поддержке семей с детьми поставил Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию. Оперативно была проработана нормативно-правовая база, внесены изменения в законодательство. Предложение главы государства потребовало серьезной работы, прежде всего, с точки зрения инфраструктуры, оборудования столовых и буфетов, отлаженности поставок и снабжения качественными продуктами. В стране переход на повсеместное бесплатное горячее питание проходил поэтапно и завершился 1 сентября 2023 года. В Татарстане не стали затягивать с реализацией этой важной социальной инициативы, обсудив на заседаниях профильных комитетов имеющиеся возможности, депутаты внесли изменения в республиканский закон об адресной социальной поддержке. Благодаря этому уже с 1-го сентября 2021 года 100% младших школьников в Татарстане получали горячее питание.

Позже был дан старт программе капремонта пищеблоков образовательных учреждений во всех муниципалитетах республики. Учащиеся и педагоги получили просторные столовые и школьные рестораны. 

2022 год

В консолидации - наша сила

Решение о проведении специальной военной операции стало поистине переломным моментом в новейшей российской истории. 24 февраля 2022 года Президент России Владимир Путин откликнулся на просьбу руководителей ДНР и ЛНР оказать помощь в защите населения республик от киевского режима. Президент страны объявил о начале специальной военной операции с целью демилитаризации и денацификации Украины.

Депутаты Государственного Совета безоговорочно поддержали действия Президента России, направленные на демилитаризацию и денацификацию Украины, оказание всесторонней помощи жителям ДНР и ЛНР. Соответствующее обращение к национальному лидеру страны было принято 21 апреля 2022 года на тридцать первом заседании Государственного Совета.

За три года военных действий Государственным Советом, Раисом, Правительством Татарстана приняты десятки законов,  указов и постановлений, предусматривающих оказание мер государственной поддержки, предоставление региональных и муниципальных льгот военнослужащим, участникам СВО и членам их семей. Вся республика включилась в общее дело помощи участникам СВО и их семьям, жителям Донбасса, подшефным городам Лисичанск и Рубежное, жителям Курской области. Депутаты и Аппарат Государственного Совета также включены в эту большую работу. Только в 2024 году Госсоветом собрано более 1 миллиона рублей. На эти средства были закуплены лекарственные препараты, военное снаряжение, средства гигиены, продуктовые наборы, предметы первой необходимости.

Решение вопросов поддержки участников СВО и членов их семей на законодательном уровне продолжается и по сей день. Тем более, в этом созыве есть опора на практический опыт и экспертное мнение избранных депутатами Госсовета участников СВО (Расим Баксиков, Марат Галиев, Эдуард Сулейманов, Рушан Мингазов).

2023 год

Конституция Татарстана: стабильность и преемственность 

В январе 2023 года, на сороковом заседании Государственного Совета был принят закон «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан». Из семи разделов и 126-ти статей Основного закона Татарстана изменения были внесены в шесть разделов и 60 статей. Кроме того, законом введены две новые статьи, 25 норм Конституции Республики Татарстан признаны утратившими силу. С этого момента высшее должностное лицо Татарстана стало именоваться «Глава – Раис Республики Татарстан».   

Несмотря на то, что многие из принципов Основного Закона имеют непреходящий характер, динамика общественной жизни, развитие социальных отношений, обновление общества все же должны сопровождаться конституционной эволюцией.

Значительная часть внесенных изменений была направлена на актуализацию положений, регулирующих систему органов государственной власти, их полномочия, координацию деятельности и их взаимодействия. Расширены социальные гарантии.

В Конституции также закреплен текст присяги высшего должностного лица Республики Татарстан: «Торжественно клянусь верно служить многонациональному народу Республики Татарстан, обеспечивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Татарстан, федеральные законы и законы Республики Татарстан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Главы (Раиса) Республики Татарстан».

2024 год

Все флаги в гости к нам

Безусловно, одним из ярких мировых политических событий 2024 года стал саммит глав государств БРИКС. Участие в саммите приняли 36 стран и 6 международных организаций, форум посетили 42 делегации, в том числе 24 глав государств.

20 октября в парламенте открылась масштабная выставка «Сделано в Татарстане». Часть выставки с тяжелой техникой, которая развернулась на площадке перед Государственным Советом, заняла около 3 тыс. кв. метров, вторая – в самом здании парламента.

На площади перед зданием Госсовета РТ разместились образцы продукции 13 татарстанских компаний, среди которых — КАМАЗ, Казанский вертолетный завод, «РариТЭК», «РИАТ», ЕлАЗ, «Аурус», «Cоллерс» и другие. Были представлены модельный ряд КАМАЗа, включающий тягачи поколения К5, самосвалы, бортовые грузовики и автобусы, гоночные машины «КАМАЗ-мастер», на которых команда 19 раз побеждала на ралли «Дакар».

Выставку «Сделано в Татарстане» посетили 29 делегаций саммита БРИКС. В общей сложности это около 1 тыс. человек.

2025 год

Власть, самая близкая к народу: как Татарстан отстоял местные советы

Говоря о законодательных решениях, которые во многом определяют облик страны и регионов, невозможно не учесть тот факт, что наиболее эффективные законы принимаются только сообща, в тесном контакте с депутатами всех уровней (федерального, регионального и местного), органами исполнительной и муниципальной власти, представителями бизнеса и общественности. Только так можно учесть интересы каждого.

Одним из ярких примеров такой совместной работы стал законопроект об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти, когда голос Татарстана был услышан и федеральный законодатель отменил свое решение упразднить городские и сельские советы.

Государственный Совет Татарстана с самого начала был включен в работу по законопроекту, неоднократно высказывал свою позицию по данному вопросу, направлял обоснованные возражения против повсеместного перехода на одноуровневую систему МСУ. Парламентарии республики внесли более полусотни поправок, 25 из которых касались возможности сохранения действующего двухуровневого механизма.

В частности, Государственный Совет Татарстана выступил с предложением предоставить регионам право самим решать, переходить им с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую или нет.

Вопрос об организации местного самоуправления не остался без внимания Раиса Татарстана Рустама Минниханова, который, выступая на пятом заседании Государственного Совета подчеркнул, что регионы России должны сами решить, переходить им с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую или нет. «Наша страна огромная, и одним шаблоном ей управлять нельзя», - сказал тогда Раис республики.

26 февраля 2025 года на пленарном заседании Государственной Думы федеральные парламентарии поддержали предложения Государственного Совета Татарстана о предоставлении регионам права самостоятельно определять модель местного самоуправления.    

Завершить наше путешествие по тридцатилетней истории Государственного Совета Татарстана мы не можем, не упомянув еще один факт. В марте 2025 года исполнилось 30 лет, как Фарид Мухаметшин работает на посту Председателя Государственного Совета. В нашей стране не так много людей, имеющих такой стаж политической и парламентской деятельности.

***

Государственный Совет продолжает вписывать новые страницы в историю татарстанского парламентаризма. Впереди еще много важнейших решений, которые предстоит принять в целях поступательного развития Татарстана, и законодательный каркас   этих решений, безусловно, будет определяющим. 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International