Леонид Якунин: "Законопроект о бюджете - документ, определяющий финансовый фундамент развития Татарстана на ближайшие годы"

29 октября 2025 г., среда, 12:45

Выступление  председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам Л. А. Якунина на заседании Государственного Совета по проекту бюджета на 2026-2028 годы

Внесенный Раисом Республики Татарстан проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» соответствует всем показателям, предусмотренным Бюджетным кодексом.

Работа над проектом бюджета проходит в тесном взаимодействии с Правительством республики и муниципальными образованиями.  В Государственном Совете прошло широкое обсуждение -  состоялись парламентские слушания, обсудили на всех комитетах Государственного Совета. Отмечу, бюджет был рассмотрен детально по каждому разделу по каждому направлению, поступившие предложения и замечания взяты в работу Государственным Советом и Правительством республики. По итогам Комитет подготовил сводное заключение.

Сегодня мы рассматриваем проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов» — документ, определяющий финансовый фундамент развития нашей республики на ближайшие годы.

Прежде чем перейти к параметрам бюджета, важно обозначить экономический контекст. Несмотря на снижение темпов роста мировой экономики, высокое санкционное давление, внешнеторговые ограничения и пониженный спрос на нефть со стороны крупнейших экономик, Татарстан демонстрирует устойчивость и ежегодное развитие.

Валовой региональный продукт республики по итогам 2025 года ожидается на уровне 5,4 триллионов рублей. Индекс промышленного производства сохраняет положительную динамику. Наши крупнейшие предприятия — «Татнефть», «КАМАЗ», «Сибур» и другие — продолжают стабильную работу, обеспечивая бюджет значительными налоговыми поступлениями.

Хотел бы отметить, что только в условиях устойчивого экономического роста возможно достижение стабильной работы финансовой системы. Для достижения этой цели необходимо продолжить работу по координации бюджетной и денежно-кредитной политики, настраивая их, прежде всего, на поддержку и стимулирование экономического роста. Потребуется проработка дополнительных мер по предотвращению и минимизации последствий наступления рисков.

Перехожу к бюджету следующего  года.

Собственные доходы по республики составят 91% от общего объема доходов бюджета. Основными источниками поступлений остаются:

1. Налог на прибыль организаций — 130,3 миллиарда рублей.

2. Налог на доходы физических лиц — 165,4 миллиардов рублей

3. Акцизы — 49,3 миллиардов рублей

4. Налог на имущество организаций — 44,6 миллиардов рублей

Это стабильные налоги формирующие региональный бюджет.

Важно отметить, что прогнозируется рост поступлений по всем основным налоговым источникам, что свидетельствует о нармальном состоянии экономики республики.

Бюджет 2026 года сохраняет ярко выраженную социальную направленность. На социально-культурную сферу, включая местные бюджеты, будет направлено 60,5% от общего объема расходов.

По бюджету республики приоритетными направлениями расходов являются:

1. Образование — 114,4 миллиардов рублей

   - Продолжение программы капитального ремонта школ и детских садов

   - Создание новых учебных мест

   - Модернизация системы среднего профессионального образования

2. Здравоохранение — 53,8 миллиардов рублей (+100 млрд рублей Фонда ОМС)

   - Обновление материально-технической базы медицинских учреждений

   - Расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи

   - Повышение заработной платы медицинским работникам

3. Социальная политика — 73,4 миллиардов рублей

   - Поддержка семей с детьми

   - Адресная помощь малообеспеченным гражданам

   4. Культура и кинематография — 14,2 миллиардов рублей

Все финансовые ресурсы заложены с ростом к текущему году.

Важна и поддержка муниципалитетов. Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям в 2026 году составят 86,1 миллиардов рублей. Продолжается реализация программ поддержки местных инициатив, что позволит вовлечь граждан в решение вопросов местного значения. В тоже время нам необходимо продолжить работу по:

1. Обеспечению местных бюджетов достаточным объемом финансовых ресурсов, с учетом переданных полномочий.

2. Формированию условий для роста налогового потенциала всех территорий.

3. Осуществление финансовой поддержки инфраструктурного развития муниципальных образований.

Управление государственным долгом

Несмотря на планируемый дефицит, сохраняется консервативный подход к управлению государственным долгом республики. К концу 2026 года объем государственного долга не превысит 92,9 миллиардов рублей, что составляет 20,4 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета. Наша республика продолжает входить в группу регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.

Нельзя не отметить Налоговые изменения в 2026 году.

Они окажут влияние на формирование доходной части бюджета республики и волнуют бизнес сообщества.

При рассмотрении проекта бюджета России в первом чтении подняли вопрос постепенного перехода к новым условиям налогообложения и есть надежда, что ко 2 чтению бюджета эти поправки будут приняты.

В любом случае, эти изменения, с одной стороны отразятся на бюджете, но с другой - потребуют дополнительных мер поддержки предпринимательства, чтобы не допустить снижения деловой активности. И для этого, прежде всего, необходимо увеличить меры поддержки из Федерального бюджета и использовать региональные преимущества.

Уважаемые депутаты, в условиях продолжающихся внешнеэкономических ограничений перед нами стоят важные задачи:

Первое - повышение эффективности расходов

   - Усиление контроля за результативностью бюджетных инвестиций

   - Оптимизация административных расходов

Второе - развитие импортозамещения

   - Поддержка местных производителей

   - Стимулирование технологических инноваций

Третье - цифровизация бюджетного процесса

   - Расширение электронного взаимодействия с налогоплательщиками

   - Повышение прозрачности бюджетных расходов

Уважаемые депутаты!

Бюджет Татарстана на 2026-2028 годы — это не просто финансовый документ, это наша стратегия обеспечения социальной стабильности и экономического роста в непростых внешних условиях.

Приоритеты бюджетной политики Татарстана перекликаются с общероссийскими – это безусловное выполнение всех социальных обязательств, обеспечение обороноспособности и безопасности, реализация национальных проектов, развитие инфраструктуры. На это проект и направлен.

Мы открыты для диалога и готовы к конструктивному обсуждению всех аспектов бюджетной политики. Вместе мы обеспечим устойчивое развитие и процветание Республики Татарстан!

На проект закона имеются положительные заключения Счетной палаты, Правового управления Государственного Совета, прокуратуры и Общественной палаты,  а также проект закона одобрен всеми комитетами Государственного Совета и Фракцией партии «Единая Россия».

Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.

Обращаю внимание депутатов, что срок подачи поправок устанавливается до 14 ноября текущего года.

Также необходимо учесть, что поправки должны быть оформлены строго в соответствии с ч.3 статьи 100 Регламента Госсовета.

От имени Фракции «Едина Россия» хочу отметить. Бюджет на предстоящую трёхлетку предусматривает полное выполнение социальных обязательств. Определены основные приоритеты – Это поддержка семей, участников СВО и льготных категорий граждан; поддержка инвесторов, развитие аграрно-промышленного комплекса; реализация инвестиционных проектов.

«Единая Россия» поддерживает все  основные цели и параметры бюджета и приняла решение голосовать за бюджет в первом чтении.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International