Депутаты обсудили вопросы совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях республики

17 ноября 2020 г., вторник, 17:50

Сегодня состоялось заседание Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Депутаты обсудили вопросы совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях республики.

С основным докладом по данному вопросу выступила заместитель министра образования и науки РТ Алсу Асадуллина. Она отметила, что работа по построению эффективной системы воспитания ведется в рамках реализации федеральной и республиканской Стратегий развития воспитания. В июле этого года принят федеральный закон, направленный на усиление роли воспитательного компонента в образовании детей и молодежи.

На основании этого закона школы могут выбрать лучшую воспитательную программу из предложенных вариантов и организовать работу с учетом мнения родительских комитетов и советов учащихся. Каждая образовательная организация, начиная от детсадов и заканчивая вузами, должна будет разработать и утвердить календарные планы воспитательной работы. С прошлого учебного года 24 школы республики принимают участие в апробации примерной программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО. Высоко оценена федеральной экспертизой рабочая программа воспитания из числа пилотных школ МБОУ «Кубяковская средняя общеобразовательная школа» Муслюмовского муниципального района. Заместитель директора по воспитательной работе Дильбар Гарифуллина, приняв участие в обсуждении, представила опыт школы.

Важнейшей составляющей воспитательного процесса, по словам Алсу Асадуллиной, является формирование патриотизма и гражданственности. Она отметила, что в рамках подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне реализация проекта «У войны не женское лицо…», инициированного объединением женщин-депутатов Государственного Совета РТ «Мэрхэмэт-Милосердие», способствовала развитию тимуровского движения, организации добровольчества, созданию волонтерских команд.

Сегодня в республике действует 1200 отрядов тимуровцев с охватом более 18 тысяч обучающихся. Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет музейная педагогика. В образовательных организациях насчитывается 1126 героико-патриотических и краеведческих музеев.

Как отметила заместитель министра образования и науки РТ, особое внимание в системе воспитания и профилактики негативных проявлений среди несовершеннолетних уделяется внеурочной деятельности по месту обучения. Главная ее цель – решение задач воспитания и социализации детей. Для родителей, у которых нет возможности водить детей в учреждения дополнительного образования, частные спортивные секции, внеурочная деятельность образовательного учреждения обеспечивает такую возможность на бесплатной основе. Еженедельно на эти цели отводится 10 часов учебного времени. Всего системой дополнительного образования, независимо от ведомственной принадлежности, охвачено более 86% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В целях информационного обеспечения деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей создан навигатор дополнительного образования детей Республики Татарстан http://navigator.rcvrrt.ru.  Программа дает возможность поиска программ по всем муниципальным образованиям республики, по формам и срокам реализации программ.

Особое внимание по-прежнему, подчеркнула Алсу Асадуллина, следует уделять развитию системы индивидуальной работы с семьями «группы риска». Актуальность этой работы обусловлена рядом негативных проявлений, встречающихся сегодня в подростковой среде.  Данные проблемы должны решаться через активную деятельность муниципальных психолого-педагогических центров и служб. Психологическая служба в системе образования сегодня – это 493 школьных педагога-психолога, 4 психолого-педагогических центра, 24 муниципальные психолого-педагогические службы. Министерство считает важным, чтобы в каждой школе республики был создан штат педагога-психолога.

Переходя к проблемам, Алсу Асадуллина отметила, что остается стабильным высокое количество суицидов. «Основными причинами суицидального поведения являются внутрисемейные конфликты и проблемы с лицами противоположного пола, черствость и безразличие окружающих, отрицательные оценки в школе. Если наркотики, алкоголь, интернет, неразделенная любовь – это причины, обусловленные внутренними проблемами в личности подростка, то образовательный процесс – это внешний фактор, который может повлиять на судьбу ребенка. И здесь большую роль играют как профессионализм классного руководителя, педагога-психолога, так руководство школы и педагогического коллектива в целом», – сказала она.

Члены Комитета приняли активное участие в обсуждении. Депутат Рамиль Тухватуллин предложил рассмотреть вопрос о возможности внедрения в образовательную систему дисциплины по этике поведения. Кроме того, речь шла о необходимости усиления психологической службы в школах, о профилактике наркомании.

Депутат Нияз Гафиятуллин выразил обеспокоенность в связи с широким распространением электронных сигарет среди несовершеннолетних. Алсу Асадуллина сообщила, что Министерство образования и науки РТ совместно с профильными ведомствами, в том числе Роспотребнадзором республики, серьезно занимается этим вопросом.

Отвечая на вопросы парламентариев, Алсу Асадуллина рассказала о том, что в целях ранней профилактики девиантного поведения обучающихся в 2019/2020 учебном году в республике реализован план проекта «Пилот Т». В рамках него отработаны модели выявления и реагирования на информацию о вовлеченности обучающихся в виртуальный деструктивный контент. Пилотным проектом были охвачены 14 образовательных организаций. Работа с выявленной группой риска позволила существенно снизить риски радикализации и совершения противоправных действий.

В обсуждении вопроса совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях в Республике Татарстан принял участие начальник штаба регионального военно-патриотического движения «Юнармия», генерал – майор запаса Александр Бородин. Он подробно рассказал о деятельности республиканского центра спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот».

Затем члены Комитета рассмотрели законодательную инициативу Государственного Совета по внесению в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Айрат Зарипов напомнил, что данный документ был внесен Кабинетом Министров РТ и рассмотрен на заседании Госсовета РТ в июле. На законопроект поступило заключение Правительства Российской Федерации, которое содержит ряд замечаний. В связи с этим на данном этапе предлагается снять с рассмотрения законопроект. Сама инициатива направлена на обеспечение исполнения законодательства об архивном деле в части комплектования документов по личному составу ликвидированных  организаций.

«В случае доработки проекта с учетом всех замечаний и повторного внесения мы вернемся к его рассмотрению», – отметил Айрат Зарипов.

Поэтому члены Комитета одобрили решение о снятии данного законопроекта.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International