Заслушан правительственный доклад о реализация программ развития образования в Татарстане

26 ноября 2020 г., четверг, 15:01

Сегодня на заседании парламента депутаты заслушали доклад Кабинета министров РТ о ходе реализации программ развития образования в Республике Татарстан, который представил министр образования РТ Ильсур Хадиуллин.

По словам министра, в 2019 году в республике действовали 6 государственных программ, способствующих повышению качества образования: федеральные программы «Доступная среда», «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования» и республиканские программы по сохранению и изучению языков, развитию образования, науки и управлению человеческими талантами.

В рамках программы «Доступная среда» детям с особенностями в развитии были созданы условия для получения качественного образования. В двенадцати образовательных организациях были проведены работы по созданию архитектурной доступности, оснащению оборудованием. В их число вошли 5 дошкольных образовательных организаций, 5 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и 2 организации дополнительного образования детей.

Участие в федеральной программе «Социальная поддержка граждан» позволило закупить 309 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18-летнего возраста.

С 2018 года министерство реализует программу по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до трех лет.  В 2019 году эта программа стала частью национального проекта «Демография».

За это время создано свыше 6000 мест для детей в возрасте до 7 лет, включая более 3000 мест для детей до 3 лет. Построено 30 детских садов и перепрофилировано 4 группы в детских садах Казани. Вместе с тем потребность в обеспечении детей местами в детских садах сохраняется в ряде крупных городов и районов республики.

Большое влияние на развитие системы общего образования оказала республиканская программа повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения. Ее участницами стала 71 общеобразовательная организация.

Организована работа сетевых педагогических сообществ по основным учебным предметам. Закуплено специализированное оборудование для школ, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам, а также оборудование и мебель для школьных библиотек на базовых площадках. Более 50 школ получили доступ к электронным изданиям художественной литературы и к электронным учебным пособиям. Мероприятие позволило улучшить материально-техническую базу площадок, обеспечить повышение квалификации 4000 педагогов по актуальным проблемам образования, распространить инновационный опыт республики в других регионах.

Помимо федеральных программ, Министерство реализует три республиканские государственные программы.

Основные направления научных, образовательных и культурных мероприятий, призванных обеспечивать многоязычие отражены в государственной программе "Сохранение, изучение и развитие государственых языков РТ и других языков в РТ в 2014-2022 годах", в рамках которой проведено более тридцати мероприятий с участием 40 тысяч человек, в том числе творческие конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады по родным языкам.

Подготовлено и издано 19 словарей, на сайте Академии наук РТ размещен электронный лексикографический фонд. Институт практической семиотики Академии наук разработал и открыл для пользователей русско-татарский машинный переводчик «Tatsoft», введена в действие система профессионального перевода для органов государственной власти и местного самоуправления.

Все мероприятия национального проекта «Образование» были синхронизированы с государственной программой по развитию образования Республики Татарстан. Это позволило в 2019 году обеспечить участие республики в проектах «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Общая сумма средств на реализацию проектов составила 7,6 млрд рублей, из которых федеральная часть составила 7 млрд. рублей, а региональная - 637 млн рублей.

В рамках федерального проекта «Современная школа» открыты школа на 1224 места по улице Рауиса Гареева в Казани, многопрофильный лицей №187 и полилингвальный комплекс “Адымнар”.

В 97 сельских школах созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 17 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, обновлена материально-техническая база трудовых мастерских, кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда; кабинетов для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» ключевым мероприятием года стал мировой чемпионат профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс», в котором приняли участие около полутора тысяч молодых профессионалов из 63 стран.

В рамках программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2022 годы» ведется Республиканский реестр конкурсных мероприятий для выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Совместно с Республиканским олимпиадным центром формируется База данных талантливых и одаренных детей и молодежи республики. В рамках данной государственной программы в 2019 году было реализовано более 40 образовательных и научных мероприятий. Был модернизирован образовательный портал. Количество выявленной одаренной молодежи выросло с 4,5 тысяч человек в 2015 году до 35 тысяч, что, несомненно, свидетельствует об эффективности ее мероприятий.

В обсуждении доклада приняли участие депутаты Николай Атласов, Хафиз Миргалимов, Ильшат Аминов, Альбина Насырова, Тахир Хадеев, Фадбир Сафин, Артем Прокофьев, Ркаиль Зайдуллин, Камиль Нугаев и другие. Они интересовались вопросами организации бесплатного питания школьников, повышения имиджа учительской профессии с учетом дефицита педагогических кадров, перспектив решения вопроса о повышении размера оплаты труда учителей, комплексного подхода к застройке территорий с учетом строительства школ и детских садов, использования цифровых технологий на здоровье детей, причинами уменьшения количества уроков татарского языка в отдельных учебных заведениях, проблемами подготовки учителей начальных классов на татарском языке и организации летних лагерей для детей, работающих на татарском языке.

На все озвученные вопросы Ильсур Хадиуллин дал обстоятельные ответы.

Государственный Совет принял доклад к сведению.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International