Перспективы развития полилингвального образования – в центре внимания парламента

14 декабря 2020 г., понедельник, 17:36

Сегодня состоялось заседание Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, на котором парламентарии обсудили перспективы развития полилингвального образования в Республике Татарстан, а также ход реализации Стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года в части развития историко-краеведческого туризма. В работе заседания приняли участие заместители Председателя Государственного Совета Марат Ахметов и Татьяна Ларионова

По вопросу развития полилингвального образования в Татарстане выступил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Он отметил, что в республике с 2019 года реализуется уникальный проект создания полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар», призванных стать моделью современной школы, обеспечивающей конкурентоспособное образование на русском, татарском и английском языках.

Проект «Адымнар» инициирован Государственным Советником РТ Минтимером Шаймиевым, поддержан Президентом РФ Владимиром Путиным и Президентом РТ Рустамом  Миннихановым.

Концепция полилингвального образования разработана с учетом общегосударственных, этнокультурных потребностей многонационального народа Татарстана и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик, мировых тенденций развития образования на основе опыта функционирования системы национального образования в республике.

1 сентября этого года введены в эксплуатацию первые полилингвальные комплексы в Казани и Елабуге. Данная образовательная модель будет представлена в республике к 2024 году сетью таких комплексов.

Первые образовательные полилингвальные комплексы построены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным школам: трансформируемые многофункциональные аудитории, зоны социализации учащихся и родителей, проектные лаборатории и мастерские, современная спортивная инфраструктура, помещения для детского творчества и мастерские современных технологий.

В целях формирования единого образовательного пространства и повышения качества образования создаются загородные центры дополнительного образования. При организации летнего оздоровительного отдыха в пять смен по 18 дней пропускная способность базы составит 1000 детей.

Загородный центр дополнительного образования позволит осуществлять деятельность по следующим направлениям: организация летнего отдыха учащихся, профильные языковые смены;  в осенне-зимний период организация интеллектуальных смен по подготовке к олимпиадам; осуществление языковой социализации детей.

«Важным вопросом остается разработка критериев отбора школьников в полилингвальные образовательные комплексы. Данную работу необходимо продолжить, подготовить необходимые нормативно-правовые акты. Министерством сформирована рабочая группа, которая должна будет проработать данный вопрос и вынести на обсуждение», – рассказал Ильсур Хадиуллин.

По данной теме также выступил депутат Государственного Совета РТ, директор ГАОУ «Полилингвальный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию» г. Казани Айдар Шамсутдинов.

Депутаты приняли активное участие в обсуждении.

Ильшат Гафуров спросил, по каким критериям будет оцениваться деятельность полилингвальных школ. Айдар Шамсутдинов отметил, что перед полилингвальными комплексами «Адымнар» ставятся задачи на порядок выше, чем перед другими общеобразовательными учреждениями.

«Полилингвальное образование рассматривает не просто изучение языков, а выступает за то, чтобы язык становился средством организации как учебного, так и воспитательного процесса», – ответил он.

Ильшат Гафуров также выступил с инициативой о создании Ассоциации школ «Адымнар», что позволит решать многие вопросы сообща. Сюда же, по мнению Ильшата Гафурова, можно было бы включить школы при вузах.

Министр Ильсур Хадиуллин поддержал это предложение и высказался о необходимости проработки вопроса.  

Рамиль Тухватуллин и Ркаил Зайдуллин высказались о важности преподавания татарского языка в полилингвальных школах на качественном уровне.

В обсуждении также приняли участие Марат Ахметов, Альбина Насырова.

Татьяна Ларионова обратила внимание на то, что основная задача полилингвальных комплексов – сделать так, чтобы ребенок хотел и знал татарский язык, также как и русский, на уровне государственного языка.

«В этом отношении у нас есть очень хорошие результаты, причем, как в Казани, так и Елабуге, потому что дети и родители из русских семей выбирают татарский язык для изучения как родного. Это отличительная особенность наших полингвальных комплексов. В этом направлении нам надо работать дальше, совершенствовать свои формы и подходы», – подчеркнула она.

В завершение обсуждения парламентарии приняли постановление с рядом рекомендаций. Так, Министерству образования и науки РТ рекомендовано присвоить ГАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию» статус республиканского ресурсного методического центра полилингвального образования, а также совместно с организациями высшего и среднего профессионального образования проработать меры по подготовке и переподготовке педагогических кадров для полилингвального образования.

По вопросу о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года в части развития историко-краеведческого туризма выступил председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Он отметил, что туроператорами республики реализуются культурно-познавательные экскурсионные туры в основные туристские центры Татарстана: Казань, Великий Болгар, остров-град Свияжск, Елабугу, Чистополь, Тетюши. Активно разрабатываются тематические маршруты и в других интересных для туристического посещения уголках республики: Камско-Устьинском, Лаишевском, Мамадышском, Высокогорском, Арском районах.

В 2020 году по поручению Президента РТ началась разработка проекта «Эко-Тат». Проект историко-культурного, экологического и сельского туризма охватывает 9 муниципальных районов, расположенных на Северо-Востоке Татарстана: Арский, Атнинский, Балтасинский, Высокогорский, Кукморский, Мамадышский, Пестречинский, Сабинский и Тюлячинский.

Эти районы имеют экологически благоприятные условия для производства органической продукции, что является неоспоримым преимуществом для развития гастрономического туризма. Живописные пейзажи, лесные массивы с редкими видами животных и птиц, исключительный по чистоте воздух формируют потенциал экологического туризма. Колоритные деревни с сохранившимися национальными татарскими праздниками и традициями вызывают интерес не только туристов из России и зарубежных стран, но и местных жителей, способствуя развитию культурно-исторического и этнического видов туризма.

«Многие районы заинтересовались развитием туризма и во многих из них уже в структуре исполнительных комитетов появились отдельные специалисты, ответственные за развитие туризма. Речь идет об Арском, Кукморском, Пестречинском, Сабинском районах», – рассказал Сергей Иванов.

Докладчик также остановился на системных проблемах, решение которых позволит значительно повысить уровень предоставления туристических услуг.

С 1 июня этого года Государственным комитетом РТ по туризму совместно с муниципальными образованиями республики и туроператорами Татарстана запущена новая программа «1001 удовольствие за выходные». Ее основная целевая аудитория – жители республики. Программа представляет собой недорогой двухдневный комплексный тур по одному из предложенных муниципальных районов республики по единой цене – 2200 рублей на человека.

В программу входят маршруты по 10 муниципальным районам республики – Елабужскому, Чистопольскому, Спасскому, Камско-Устьинскому, Кукморскому, Сабинскому, Мамадышскому, Рыбно-Слободскому, Арскому и Юго-Востоку Татарстана (Альметьевский и Лениногорский районы). За три месяца по данной программе было совершено 500 поездок.

Парламентарии информацию приняли к сведению.

Депутаты также рассмотрели отчет о деятельности Комитета в 2020 году и план работы на I квартал 2021 года.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International