Парламентарии Татарстана и Башкортостана объединяют усилия в вопросах сохранения и развития родных языков

18 мая 2021 г., вторник, 17:02

Сегодня в Актанышском районе состоялось совместное выездное заседание Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам и Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, на котором парламентарии обсудили вопросы сохранения и развития родных языков, а также их роль в развитии диалога культур. В работе заседания приняли участие главы парламентов Татарстана и Башкортостана Фарид Мухаметшин и Константин Толкачев.

 

Фарид Мухаметшин, поприветствовав участников заседания, отметил, что в Актанышском районе – на малой родине первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева делается многое для сохранения и развития татарского языка. «Татарстан выполняет свою воспитательную миссию через передачу лучших традиций и обычаев, сохранение памяти о выдающихся людях, работавших в разные годы развития республики», – подчеркнул он.

Татарстан и Башкортостан объединяет братская дружба, единый контекст общественно-политического развития, тесное торгово-экономическое партнерство. Фарид Мухаметшин напомнил, что Соглашение о сотрудничестве между парламентами двух республик впервые было подписано в 1997 году. Сложились давние традиции сотрудничества двух парламентов, в том числе на уровне профильных комитетов.

Как подчеркнул Фарид Мухаметшин, «точек соприкосновения» у Татарстана и Башкортостана немало. Тема родного языка крайне актуальна для нашей многонациональной страны, на территории которой проживают представители более 190 национальностей, отметил он. Придавая исключительное значение вопросам сохранения межнационального и межконфессионального согласия, 2021 год в Татарстане объявлен Годом родных языков и народного единства. В республике был сформирован оргкомитет, принят обширный план мероприятий.

«Задача всех уровней государственной власти – сохранить мир и согласие в нашей многонациональной стране как основу успешного развития государства, - отметил глава татарстанского парламента. - Изучая опыт других регионов, в том числе братского Башкортостана, мы стремимся выявить внутренние резервы.  Сегодняшняя встреча показывает, что наши коллеги также инициативны и неравнодушны к этим вопросам. Понимание важности языковых проблем есть во всех национальных республиках страны».

«Такие встречи открывают новые возможности и способствуют появлению прорывных инициатив, с которыми выступают законодательные органы власти субъектов Российской Федерации», – подчеркнул Фарид Мухаметшин.

В рамках государственной национальной политики в Татарстане делается многое: сформирована нормативно-правовая база, эффективно действуют государственные целевые программы, направленные на изучение и развитие языков, сохранение национальной идентичности, развитие культуры и поддержку народного творчества.

Фарид Мухаметшин рассказал, что в республике работают школы с русским и татарским языком обучения, с этнокультурным компонентом – чувашским, удмуртским, марийским, мордовским, школа с изучением иврита. С 2019 года под патронатом первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева реализуется уникальный проект полилингвальных общеобразовательных комплексов «Адымнар».

Большая работа проводится по внедрению системы электронного обучения татарскому языку. С 2013 года жители республики бесплатно обучаются в онлайн-школе «Ана теле». Сегодня в ней зарегистрировано порядка 28 тысяч пользователей, в том числе более тысячи - из зарубежных стран.

На заседании был представлен опыт работы Ассамблеи народов Татарстана и Дома дружбы республики.

Как отметил Председатель Государственного Собрания – Курултая РБ Константин Толкачев, в Башкортостане достаточно хорошо информированы о достижениях Татарстана в реализации языковой политики.

«Для нас ваш опыт очень важен и ценен. Мы тоже имеем определенные наработки и результаты. Но жизнь не стоит на месте, необходимы новые подходы. Важно, чтобы накопленный опыт преподавания родных языков стал всеобщим достоянием, – отметил он. – Мы сегодня получили мощный импульс. Те предложения, которые прозвучали, будут предметом тщательного изучения, и всё лучшее мы обязательно будем использовать в работе Государственного Собрания Башкортостана и каждого учебного заведения».

В ходе заседания выступили заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Минзалия Закирова, заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Альфия Галиева, заместитель министра культуры Республики Татарстан Дамир Натфуллин,  заместитель министра культуры Республики Башкортостан Ранис Алтынбаев, которые поделились передовым опытом в реализации языковой политики, а также акцентировали внимание на проблемных вопросах, зачастую требующих решения на федеральном уровне.

По итогам встречи парламентарии Татарстана и Башкортостана приняли резолюцию, в которой отмечается, что вопросы этноязыковой сферы во многом являются общими для Республики Татарстан и Республики Башкортостан, их решение возможно при объединении усилий и координации действий. Важно продумать систему обмена опытом по сохранению и развитию языкового многообразия и самобытных традиций как части уникального культурного многообразия и духовной общности народов России, говорится в документе.

Фарид Мухаметшин подчеркнул, что этот документ будет направлен в Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ и Совет законодателей России.

До начала заседания парламентарии почтили память погибших в казанской гимназии №175 минутой молчания, а также обменялись мнениями о необходимости выработки законодательных инициатив для недопущения подобных чудовищных преступлений. Парламентарии Башкортостана высказали готовность поддержать инициативы парламента Татарстана в этих вопросах.

В ходе рабочей поездки депутаты посетили комплекс на малой родине первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, в который входит музей имени Шарипа Шаймиева и сквер «Бабайда кунакта», побывали в районном доме культуры имени Альфии Авзаловой, а также ознакомились с деятельностью гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International