Доклад министра финансов республики Татарстан Р.Р.Гайзатуллина о проекте закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"

25 октября 2021 г., понедельник, 12:33

Уважаемый Президент Республики Татарстан!

Уважаемый Председатель Государственного Совета!

Уважаемые депутаты!

Уважаемые приглашенные!

В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного Кодекса Республики Татарстан Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 22-ой год и плановый период 23-ого-24-ого годов.

Татарстан Республикасының бюджет турындагы закон проекты Россия Федерациясе Бюджет кодексы һәм Татарстан Республикасы Бюджет кодексы тарафыннан куелган таләпләргә туры  китереп әзерләнде.

Закон проектын 22 маддә һәм 41 кушымта тәшкил итә. Закон проектында Бюджет кодексы тарафыннан каралган документлар һәм материаллар бар. Документлар һәм материалларда бюджет формалаштыру барышын тулысынча чагылдырган мәгълүмат җыелды.

Бюджетны формалаштыру бер үк вакытта ике юнәлештә, ягъни,  керемнәр һәм чыгымнар өлешендә алып барылды.

Керемнәр күләмен санаганда, без, финанс министрлыгы, икътисад министрлыгы, салым хезмәте, тармак министрлыклары, оешмалар белән бергә салымнарны исәпләдек. Шулай ук җирле бюджетларның керемнәре буенча без муниципаль берәмлекләрнең тәкъдимнәрен дә исәпкә алдык.

Бюджетның чыгым өлешен әзерләү барышында республиканың министрлык һәм ведомстволарының, шулай ук муниципаль район һәм шәһәр берәмлекләренең тәкъдимнәре буенча киңәшмәләр уздырдык.

Уртак һәм бердәм эш нәтиҗәсендә, бюджет акчасын төп бүлүчеләр һәм муниципаль берәмлекләр белән сценар шартларда бюджет фаразы каршылыкларсыз килештерелде. 

Шулай итеп, 22-24 елларга Татарстан Республикасы бюджеты, 45 муниципаль район һәм шәһәр берәмлеге, 911 авыл җирлегенең бюджеты төзелде. Муниципаль берәмлекләренең барлык бюджетлары дефицитсыз фаразлана.

Алга таба – бюджет керемнәре турында.

Бюджетның керем өлешен формалаштыру республикабыз Икътисад министрлыгы тарафыннан эшләнгән Татарстан Республикасының социаль-икътисадый үстерүнең төп күрсәткечләре нигезендә гамәлгә ашырылды.

Бер үк вакытта, бюджетны әзерләгәндә федераль законнардагы үзгәрешләрне дә исәпкә алдык. Аларның исемлеген экранда күрә аласыз.

Татарстан Республикасы Президенты тарафыннан куелган республика икътисадына инвестицияләр җәлеп итү бурычын үтәү өчен, керемнәр буенча бюджет проектында гамәлдәге салым ташламалары һәм аларның кайберләренең планлаштырылган чорда дәвам итүе исәпкә алынды. Аларның исемлеген һәм күләмнәрен сез слайдта күрәсез.

Подробнее о доходных источниках бюджета на трехлетний период.

При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объем показателя «Прибыль»  по данным Министерства экономики Республики Татарстан, использованы данные крупных и средних организаций республики, а также динамика  поступления налога за истекший период 21 года. Охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60-ти процентов от общей суммы налога на прибыль.

В результате прогноз поступления налога на прибыль в 22 году  составил  90,2 млрд. рублей.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 93,4 млрд. рублей. В бюджет республики поступления составят 65,5 млрд. рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, ожидаемой суммы поступлений налога в текущем году и темпов его роста в планируемом периоде.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 39,2, в бюджет республики – 37,9 млрд.рублей. Структуру акцизов по видам подакцизных товаров вы видите на экране.

Следующий налог – налог на имущество организаций. В 22 году он прогнозируется в размере 28,3 млрд. рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчетности.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,1 млрд. рублей.

Поступления транспортного налога в 22 году оцениваются в размере 6,1 млрд. рублей. При оценке поступлений учтена динамика поступлений налога за ряд лет. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах.

Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 17,9, в бюджет республики – 11,9 млрд. рублей. Структуру Вы видите на слайде.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 22 году оценивается в сумме 2,4 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 9,8, в бюджет республики – 5,1 млрд.рублей. В данный объем включены доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 22 год в сумме 48,9 млрд. рублей. На слайде отражена структура федеральных средств.

Алга таба – бюджет чыгымнары турында.

Берләштерелгән бюджетның чыгымнар күләмен санаганда, без федераль һәм республика дәрәҗәсендәге, бүгенге көндә гамәлдә булган законнарга һәм норматив-хокукый актларга нигезләндек. Чыгымнар Татарстан Республикасы Президентының Дәүләт Советына Юлламасында куйган өметле бурычларын тормышка ашыруга йөз тота.

Бюджет чыгымнарын сыйфатлаучы аерым юнәлешләрне билгеләп узам.

Беренче чираттагы, социаль әһәмиятле  һәм агымдагы чыгымнар күләме елдан-ел арта бара. 22 елга фаразланган бюджетта алар чыгымнарның барлык күләменнән якынча 80 процентын тәшкил итәчәк. Фараз күләме слайдта китерелде.

Чыгым өлешен санаганда, бюджет өлкәсендә эшләүчеләрнең аерым категорияләренә хезмәт хакын, икътисадта уртача хезмәт хакына кадәр арттыруга акчаны тулысынча салып калдырдык. Россия Президентының май аендагы Указларын тормышка ашыра башлаганнан бирле берләштерелгән бюджет чыгымнарының арта бару күрсәткечләре слайдта күренә. 

Чыгымнарны дәүләт программалары буенча бүлү дәвам итәчәк. Бюджет чыгымнарының  туксан проценттан артыгы Программалар аша каралган. Илкүләм һәм федераль проектлар дәүләт программалары эчендә чагылыш тапты.

Социаль әһәмияткә ия булган республика чаралары инде берничә ел уңышлы гына финансланып килә. Киләсе елларда да бу мөһим чаралар дәвам итәчәк.  Әлеге ассигнованиеләрнең гомуми күләме 2022 ел бюджетында 6,9 млрд. сум тәшкил итәчәк. Аларның исемлеген сез экранда күрәсез.

Далее, о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.

Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов консолидированного бюджета по разделу на 22 год прогнозируется в сумме 33,6, бюджета республики – 26,9 млрд. рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства; содержание аппарата управления; Академии наук, архивов, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.

Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 139,8 млн. рублей.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 1,9, по бюджету республики – 1,3 млрд.рублей. По этому разделу предусматривается содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований и другие расходы.

Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 69,5, по бюджету республики – 67,8 млрд. рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт. Распределение средств по отраслям Вы видите на экране.

В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 20,8, по бюджету республики – 13,0 млрд. рублей.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 5,9, по бюджету республики – 5,7 млрд.рублей. Расходы направляются на реализацию природоохранных мероприятий, содержание аппарата Министерства экологии, подведомственных учреждений.

Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социаль­но-культурная сфера».

Параметры расходов на социальную сферу, которые вы видите на слайде, свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. В результате расходы социальной сферы в консолидированном бюджете растут к базовому 21 году в 24-м году – на 24,4 процента.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 22 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 109,8, бюджета республики – 68,7 млрд.рублей.

В этих расходах дополнительно учтена новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.

В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 85,7, из них средства бюджета республики – 31 млрд.рублей.

В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, содержание учреждений здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и оборудования, проведение процедур гемодиализа, одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.

Следующая по объему отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов здесь прогнозируется в размере 55,4 млрд.рублей. В данных объемах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.

Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме по консолидированному бюджету на 22 год в 17,3, бюджету республики – 10,1 млрд.рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 9,1, по бюджету республики – 3,8 млрд.рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

По разделу «Средства массовой информации» расходы на 22 год прогнозируются по бюджету республики в объеме 1,7 млрд. рублей, в том числе на телерадиовещание – 991,6 млн. рублей, периодическую печать и издательства – 701,5 млн. рублей.

По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в бюджете республики предусмотрены дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера в сумме 20,2 млрд. рублей.

Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» составляет 358,3 млн. рублей, по бюджету республики – 99,3 млн. рублей.

Таким образом на 22 год:

консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объеме 345,6, расходам – 356,5 млрд. рублей, с дефицитом в 10,9 млрд. рублей;

бюджет республики по доходам – 294,8, по расходам –305,7 млрд. рублей, дефицит – 10,9 млрд. рублей.

На следующем слайде приведены параметры консолидированного бюджета и бюджета Республики Татарстан на 23 год.

Далее – показатели на 24 год.

Уважаемые депутаты!

Проект бюджета на 22 год и на плановый период 23 – 24 годов был подробно обсужден на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики.

Исходя из вышеизложенного, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.

Игътибарыгыз өчен рәхмәт.

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International