Государственный Совет направил в Государственную Думу поправки к федеральному законопроекту об органах публичной власти

25 ноября 2021 г., четверг, 13:47

Государственный Совет Татарстана направил поправки к проекту федерального закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ. Законопроект был принят Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 9 ноября этого года. До 8 декабря у всех субъектов права законодательной инициативы, в том числе законодательных собраний регионов, есть возможность внесения поправок. Государственный Совет Татарстана этим правом воспользовался. Федеральный закон состоит из 11 глав и 65 статей. Госсовет предлагает внести изменения в 13 статей.

Предварительно таблица поправок была обсуждена на заседании Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, которое состоялось сегодня, перед двадцать седьмым заседанием парламента. Депутаты дополнительно проработали поступившие от депутатов предложения и замечания.   

Как отметил председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, Государственным Советом в общей сложности подготовлено 18 поправок, которые можно разделить по трем блокам.

Первый блок поправок касается деятельности органов власти субъектов РФ, в частности участия федеральных структур в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ. «Это положение противоречит основам конституционного строя России как демократического федеративного правового государства, - отметил Альберт Хабибуллин, - кроме того, нарушаются принципы федеративного государства, заложенные в Конституции РФ. Считаем возможным закрепление в законопроекте положений об участии федеральных органов исполнительной власти в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ только по переданным федеральным полномочиям, что будет отвечать вышеуказанным конституционным принципам».

Что касается «самой обсуждаемой поправки», то, как отметил Альберт Хабибуллин, предложение федерального законопроекта об установлении единственно возможного наименования должности высшего должностного лица субъекта РФ, по мнению депутатов Госсовета, противоречит основам конституционного строя России как демократического федеративного правового государства, а также не учитывает положения статьи 3 Конституции РФ. Кроме того, нарушаются принципы федеративного государства, заложенные в Конституции РФ об осуществлении государственной власти в субъектах РФ образуемыми ими органами государственной власти самостоятельно.

«Должность Президента Республики Татарстан появилась, в отличие от других субъектов Российской Федерации, в один день с должностью Президента Российской Федерации в 1991 году, - подчеркнул Альберт Хабибуллин, - должность Президента республики стала устоявшейся частью общественно-политического сознания многонационального народа Татарстана. Установление иного наименования должности высшего должностного лица Татарстана не будет учитывать сложившиеся исторические и национальные традиции республики. Это соответствует и позиции Президента России Владимира Путина, который сказал, что, «как назвать высшее должностное лицо – это дело самого Татарстана». Данное высказывание, как считает Альберт Хабибуллин, сыграло исключительно важную роль в поддержке избирателями на выборах Президента Республики Татарстан как в 2015, так и в 2020 годах.

«Татарстан как субъект Российской Федерации в последние десятилетия ведет активную и позитивную внешнеэкономическую деятельность. Наработан положительный имидж в международном сообществе, - продолжил глава профильного комитета, - именно так Президент Республики Татарстан Рустам Нургалеевич Минниханов представляет Российскую Федерацию на международной арене, в т.ч. в эти дни в Саудовской Аравии, как руководитель группы стратегического ведения «Россия - исламский мир».

«Мы предлагаем закрепить, что наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается его Конституцией (уставом) с учетом волеизъявления его народа», - заключил Альберт Хабибуллин.

Кроме того, субъект РФ, по мнению депутатов, не должен лишаться права регламентировать вопрос о  формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на конституционном (уставном) и законодательном уровнях. Иное привело бы  к нарушению базовых принципов построения законодательства субъектов РФ во главе с конституцией (уставом) субъекта РФ (часть 2 статьи 5).

Второй блок поправок касается вопросов организации законодательного процесса. В частности, речь идет о сроках представления регионами отзывов (поправок) на проекты федеральных законов. Принятым в первом чтении законопроектом предлагается установить пятнадцатидневный срок для представления отзывов (поправок)  на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения. «Принятие данной нормы может привести к отстранению субъектов РФ от федерального законодательного процесса, нарушению принципов федерализма, - считает Альберт Хабибуллин, - считаем необходимым сохранить действующие сроки - 30 дней».

Третий блок поправок связан с вопросами взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.  «Из сферы законодательного регулирования исключается вопрос установления системы органов исполнительной власти субъектов РФ, это полномочие передается высшему должностному лицу субъекта РФ», - отметил Альберт Хабибуллин и предложил сохранить действующую модель.

«У меня складывается впечатление, что федеральный центр вслед за изменением Конституции намерен изменить и структуру государственного устройства, - отметил руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов, участвуя в обсуждении. – Куда мы торопимся? Что нынешняя система не работает? Наша партия не поддержала этот законопроект. Что касается должности президента. Есть глава семьи, глава сельского поселения…. Кому мешает институт президентства? Статус в этом отношении очень важен. Вносимые нами изменения – объективные. Изучая законопроект, я заметил, что около 47 пунктов приписывают федеральному центру координацию полномочий, которые могут вести регионы».  Фракция КПРФ разработанные поправки поддержала.

«Понимание федерализма непросто дается нашему обществу, - отметил депутат Марат Галеев, - дискуссии по законопроекту, безусловно, будут, но мы обязаны уважать действующую Конституцию Российской Федерации, нравится нам  это или нет. И надо бы делать замечания тем, кто совершенно открыто призывает к унитарному устройству России. Это антиконституционно». Еще один момент, на который обратил внимание Марат Галеев, - институт президентства. «Сохранение должности Президента выгодно самой России, - предположил депутат, - к сожалению, санкции сегодня стали инструментом международной политики. Татарстан имеет большие связи с внешним миром, взаимодействуя со 166 государствами (в разных формах). Некоторый обход санкционных мер возможен и с помощью этого потенциала, который до конца не реализован, но неплохо используется в мировой практике. Надеюсь на мудрость политического руководства России».

Депутаты республиканского парламента считают, что поправки Государственного Совета должны быть рассмотрены отдельно от поправок других регионов.  

Поправки к проекту федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятые сегодня единогласно, в ближайшее время будут направлены в Государственную Думу. Защищать поправки Татарстана в нижней палате российского парламента будет избранный от республики депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов.

«Сейчас все искусство наших депутатов и Ильдара Гильмутдинова должно быть направлено на защиту поправок, которые стоят на твердом фундаменте федерализма и Конституции России», - заключил Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International