Государственный Совет поддержал проект федерального закона о местном самоуправлении и намерен подготовить поправки ко второму чтению

24 декабря 2021 г., пятница, 11:25

Государственный Совет Татарстана концептуально поддержал проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Сегодня же стало известно, что Государственный Совет намерен воспользоваться правом законодательной инициативы, подготовить поправки ко второму чтению и направить их в Государственную Думу. 

Проект федерального закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» внесен сенатором Российской Федерации Андреем Клишасом и депутатом   Государственной Думы Павлом Крашенинниковым 16 декабря  2021 года.

«Проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции России о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления, - отметил председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, комментируя законопроект, -  самым кардинальным изменением является сокращение видов муниципальных образований и переход к одноуровневой системе организации местного самоуправления, в основе которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению».

Действующее законодательство предполагает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах,  на внутригородских территориях городов федерального значения, а так же на территориях внутригородских районов в составе городских округов. Законопроектом же устанавливается три вида муниципальных образований - городской и муниципальный округ, а также внутригородская территория города федерального значения (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Городские и сельские поселения упраздняются. При этом в отдельных населенных пунктах сохраняется система территориальных органов местного самоуправления и институт старост сельских населенных пунктов. Также сохраняются ТОСы. Законопроектом предусмотрена возможность образования в структуре местной администрации городского или муниципального округа территориальных органов местной администрации. Кроме того, в структуру местной администрации могут входить отраслевые органы.

Фактически, вместо сегодняшних органов местного самоуправления сельских и городских поселений возможно образование территориальных органов местной администрации муниципального округа.

«Таким образом, становится ясно, что нормы законопроекта кардинально меняют организацию местного самоуправления в Российской Федерации», - подчеркнул Альберт Хабибуллин.

Законопроектом предусматривается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования - муниципальные выборы. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. Еще один вариант избрания глав муниципалитетов - представительным органом из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (в данном случае он обязан будет возглавлять местную администрацию).

Нормами законопроекта усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед руководителем субъекта Российской Федерации. Устанавливается право высшего должностного лица  субъекта РФ вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение переданных полномочий. Одним из оснований для отставки главы муниципального образования является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Законопроект вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением общих положений (положений о муниципальных правовых актах, межмуниципальном и международном сотрудничестве и особенностях организации местного самоуправления на отдельных территориях), которые вступают в силу со дня официального опубликования закона. До 1 января 2028 года устанавливается переходный период.

«В нашей республике полномочия органов местного самоуправления и как следствие нынешняя система местного самоуправления сохраняется до сентября 2025 года, до окончания срока полномочий», - подчеркнул Альберт Хабибуллин. По истечению срока полномочий муниципальный район преобразуется в муниципальный округ. Муниципальный район и поселения, входящие в его состав, упраздняются.

 

«Учитывая важность данного законопроекта для жителей страны и наличие переходного периода вступления его в силу, считаем, что спешки с его окончательным принятием быть не должно, - уверен Альберт Хабибуллин, - было бы правильным рассмотреть данный законопроект с участием представителей регионов в таких авторитетных органах страны, не понаслышке знающих проблемы местного самоуправления, как Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, Совет по местному самоуправлению при Совете Федерации, Ассоциация законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа, Общероссийский Конгресс муниципальных образований, Всероссийский Совет местного самоуправления».

Как отметил глава профильного комитета, в Татарстане сегодня действует эффективная, оправданная на практике система местного самоуправления. «Поэтому мы считаем, что опыт Татарстана может и должен быть учтен при рассмотрении поправок к данному закону, - сказал Альберт Хабибуллин, - в случае принятия данного федерального закона потребуется коренным образом пересмотреть республиканское законодательство. В первую очередь потребуется внести изменения в закон о местном самоуправлении (а может даже  признать утратившим силу действующий закон и принять его в новой редакции)».  Изменения также претерпят 107 федеральных законов.

В связи с этим Альберт Хабибуллин предложил создать рабочую группу с привлечением представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, наиболее опытных глав районов и городов, а также научного сообщества. Он также обратился к Кабинету Министров РТ, всем министерствам и ведомствам, муниципалитетам республики с просьбой внимательно проанализировать проект закона, особенно в части перераспределенных полномочий по сфере своей деятельности, и внести свои предложения по проекту представленного законопроекта. Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин предложение о создании большой республиканской рабочей группы подержал. «Нужно незамедлительно начать проработку всех 205 страниц разработанного закона», - сказал он.

Конечная цель каждого закона, как подчеркнул Альберт Хабибуллин, – повышение качества жизни россиян. В связи с этим депутат считает необходимым  пересмотреть методику расчета финансирования как собственных муниципальных, так и переданных им государственных полномочий.

«Комитет предлагает на данном этапе поддержать проект федерального закона концептуально, направить соответствующее постановление в Государственную Думу ФС РФ, и, после принятия проекта закона в первом чтении вернуться к данному вопросу и подготовке поправок от республики», – заключил Альберт Хабибуллин.

«Да, у нас система местного самоуправления работает, но все-таки район – это одно целое, поэтому в одноуровневой системе МСУ есть смысл, - считает Президент РТ Рустам Минниханов, - считаю необходимым продержать законопроект, он нужен».

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International