Журналистам рассказали об инициативах законодателей Поволжья по содействию "мусорной" реформе

24 марта 2022 г., четверг, 14:48

Сегодня в Госсовете прошла пресс-конференция, посвященная вопросам совершенствования законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами. О некоторых аспектах "мусорной" реформы представителей республиканских СМИ проинформировали председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин и председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат Хамаев.

Как известно, с 1 января 2019 года Республика Татарстан перешла на новую систему обращения с ТКО. В рамках подготовки к такому переходу утверждены необходимые нормативные правовые акты, отобрано два региональных оператора: ООО «Гринта» в восточной зоне, объединяющей 22 муниципальных района и городской округ «Набережные Челны», и ООО «УК «ПЖКХ» в западной зоне, (21 муниципальный район и городской округ «Казань», установлены единые тарифы.

Однако, по словам Александра Тыгина, реализация новой системы обращения с отходами выявила огромное количество проблем, которые требуют решения на федеральном уровне. Поэтому Госсовет Татарстана вышел с инициативой провести на эту тему  заседание Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа в Казани. По итогам заседания руководители  региональных парламентов Поволжья приняли ряд рекомендаций по внесению изменений в федеральные законы и постановления федерального правительства.

Азат Хамаев напомнил, что в начале "нулевых" годов в республике было построено 37 полигонов для захоронения ТКО. Большинство из них в настоящее время заполнено. По мнению парламентария, нельзя не признать эффективным "советский" опыт обращения с отдельными видами отходов, когда они  обменивались в заготконторах на предметы широкого потребления. "Необходимо предусмотреть меры поощрения для тех, кто сортирует и сдает отходы на переработку, - подчеркнул он. - Нужна заинтересованность населения. Если человек имеет от этого себе в карман экономию, он будет этим заниматься. Мы не умеем считать ни свои затраты, ни тарифы. Надо начинать все эти вещи внедрять в жизнь".

Говоря об актуальности вопроса использования отходов в производственной деятельности предприятий, спикеры подчеркнули, что  отходы могут быть использованы в качестве продукции, обладающей ценностью и полезностью. В соответствии с новыми экологическими требованиями к 2030 году в республике должна перерабатываться половина вывезенного мусора.

В числе предложений законодателей Поволжья, по словам Александра Тыгина и Азата Хамаева, есть проблема вывоза отходов, образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки). С одной стороны, сжигать зеленые отходы в населенных пунктах запрещено, с другой - они не имеют "статус" ТКО.

Такая же ситуация со строительным мусором. Полноценного регулирования обращения со строительными отходами на федеральном уровне нет.

"Существует проблема доступа регионального оператора к персональным данным граждан, в том числе к информации о количестве проживающих в жилом помещении лиц, - сообщил Александр Тыгин. - Это создает определенные трудности при заключении договоров с потребителями на оказание услуги по обращению с ТКО, выставлении счетов на оплату данной услуги, а также взыскании задолженности. Также федеральным законодательством не предусмотрена ответственность юридических лиц за уклонение от заключения договора на вывоз мусора".

Отвечая на вопросы журналистов о причинах отсутствия в стране бизнес-модели в сфере ТКО, Александр Тыгин назвал отсутствие права собственности на ТКО одним из ключевых тормозов реформы. Сегодня любой потребитель, производящий отходы, может считать их своей собственностью и распоряжаться на свое усмотрение (сдать макулатуру, стеклянные, пластиковые отходы в точки приема и т.д.). А это делает невыгодным для бизнеса инвестиции в соответствующую инфраструктуру.

В целях законодательного регулирования всех вопросов реформы татарстанские законодатели инициировали внесение большого количество изменений в федеральные законы и правительственные постановления. В том числе в части определения собственника ТКО и права собственности на объекты инфраструктуры обращения с ТКО; отнесения к ТКО строительных и т.н. "зеленых" отходов растительного происхождения; корректировки способа коммерческого учета объема ТКО; создания условий для привлечения частных инвестиций в проекты строительства объектов обработки и утилизации отходов с возможностью последующего обустройства на их базе экотехнопарков и другие.

Участники пресс-конференции заверили журналистов, что будут информировать о продвижении законодательных инициатив и принятых решениях.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International