Законопроект о бюджете подготовлен к рассмотрению в первом чтении

12 октября 2022 г., среда, 13:38

Законопроект о бюджете республики на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов прошел процедуру рассмотрения в парламентских комитетах по профильным направлениям и рекомендован для принятия в первом чтении. Сегодня на заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам было принято сводное заключение по законопроекту, в котором учтены предложения и замечания всех комитетов Государственного Совета. Кроме того, парламентарии обсудили вопросы реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше. Участие в заседании приняли заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов и депутат Государственной Думы Айрат Фаррахов.

Законопроект о бюджете республики был рассмотрен на парламентских слушаниях, а также обсуждался на республиканском совещании с представителями всех муниципалитетов. «Все предварительные процедуры при рассмотрении законопроекта о бюджете завершены, проектом предусмотрены такие фундаментальные направления бюджетной политики, как сбалансированность бюджета и социальная направленность, на прежнем уровне сохранены все налоговые льготы», - отметил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, подводя итоги широкого обсуждения главного финансового закона Татарстана.  

С докладами о прогнозных показателях развития экономики республики и основных параметрах бюджета выступили первый заместитель министра экономики Олег Пелевин и министр финансов Радик Гайзатуллин. 

Валовой региональный продукт в 2023 году прогнозируется на уровне 100,8%, в 2024 году – 103,2%, в 2025 – 102,7%. С учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства планируется в 2023 году на уровне 100,7%, в 2024 году – 103,5%, 2025 году – 102,4%. Объем сельскохозяйственной продукции, согласно отраслевой государственной программе, в 2023 - 2025 годах предусмотрен на уровне 101,8%, в том числе в растениеводстве – 102,2%, животноводстве – 101,4%. Прогноз в жилищном строительстве предусматривает ввод жилья на 2023 год – 2 млн. 830 тыс. кв. м жилья.

Министр финансов Радик Гайзатуллин подробно остановился на характеристиках доходной и расходной части бюджета.

«При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объем показателя по данным Министерства экономики РТ, использованы данные крупных и средних организаций республики, отчетность налоговых органов, охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60% от общей суммы налога на прибыль, - отметил Радий Гайзатуллин, - в результате прогноз поступления налога на прибыль в 2023 году составил 103,1 млрд. рублей».

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет в 2023 году прогнозируется в сумме 116,8 млрд. рублей, в бюджет республики – 81,9 млрд. рублей. Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет составляет 37,9 млрд. рублей, в бюджет республики – 36,6 млрд. рублей. Поступление транспортного налога в 2023 году оцениваются в размере 6,6 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 11,2 млрд. рублей, в бюджет республики – 6,1 млрд. рублей. Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте республиканского бюджета-2023 учтены в сумме 51,9 млрд. рублей.

Анализируя расходную часть бюджета, Радик Гайзатуллин подчеркнул, что объем социально-значимых расходов традиционно высок (более 80% от общего объема расходов), и в плановом периоде ежегодно увеличивается.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов - отрасль «Образование». В 2023 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 128,6 млрд. рублей, бюджета республики – 78,4 млрд. рублей. На здравоохранение в следующем году с учетом средств ОМС будет направлено 97,1 млрд. рублей, из них средства бюджета республики – 39,2 млрд. рублей. Финансирование отрасли «Социальная политика» в 2023 году составит 57,7 млрд. рублей (консолидированный бюджет).

В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2023 год прогнозируется в объеме 394,4, расходная – 421,5 млрд. рублей, с дефицитом в 27,1 млрд. рублей. Бюджет республики на 2023 год по доходам определяется в сумме 333,9, по расходам – 361 млрд. рублей, с дефицитом в 27,1 млрд. рублей.

Парламентарии внесли ряд предложений в законопроект о бюджете, отразив их в сводном заключении комитетов. В частности, депутаты отметили необходимость разработки комплекса системных мер по обеспечению выполнения государственных заказов, связанных с устойчивым функционированием предприятий ОПК.

Парламентарии также предложили поступающие в бюджет республики дополнительные доходы в приоритетном порядке направлять на модернизацию коммунальной и инженерной инфраструктуры городов и поселений, а также транспортной инфраструктуры. По мнению депутатов, также следует увеличить лимиты финансирования мероприятий, направленных на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов обеспечения населения питьевой водой.

Дополнительное финансирование, по мнению депутатов, требуется на обеспечение лекарственными препаратами граждан с орфанными (редкими) заболеваниями, обеспечение низкобелковыми продуктами питания детей с диагнозом фенилкетонурия, организацию реабилитации работающих граждан непосредственно после стационарного лечения, техническое обслуживание высокотехнологичного оборудования, финансирование тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, строительство и капитальный ремонт спортивных залов в школах, решение вопросов трудоустройства молодых специалистов и другое. 

Отдельно депутаты остановились на вопросе финансирования охраны общеобразовательных учреждений. «Все объемы, прописанные в нормативно-правовых актах, в бюджете учтены», - подчеркнул Радик Гайзатуллин, отвечая на вопрос Фадбира Сафина.

Заключение Счетной палаты по бюджету, с предварительными материалами которого ознакомил заместитель Председателя Счетной палаты Альберт Валеев, в целом положительное.

Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. Как отметила директор ТФОМС Алсу Мифтахова, в 2023 году доходы составят 67,3 млрд. рублей. Бюджет фонда в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов сбалансирован и  планируется бездефицитным. Заложен ежегодный рост доходов фонда и расходов на оказание медицинской помощи. Законопроект о бюджете ТФОМС на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов также подготовлен к первому чтению.

«Федеральный бюджет и бюджеты регионов сегодня формируются в сложнейших условиях падения доходов и санкционного давления, - подчеркнул депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, подводя итоги обсуждения, - но мы всегда подходим к бюджету как к инструменту развития, обеспечения технологического суверенитета нашей страны и модернизации важнейших отраслей промышленности. Кроме того, все социальные обязательства будут выполнены».

Сегодня же на заседании комитета парламентарии обсудили первые итоги реализации на территории Татарстана пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше. Как отметила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева, Татарстан в числе пилотных регионов (их всего 19) начал реализовывать данный проект в 2020 году, завершается его действие 1 июля 2023 года. Финансирование осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Общий объем финансирования в 2020 - 2023 гг. составит 83 млн. 264 тыс. рублей.

В 2020 году был проведен конкурсный отбор, по итогам которого победителями признаны 4 частные медицинские организации Альметьевска, Казани и Набережных Челнов, с которыми были заключены соглашения на предоставление медицинских услуг 360 гражданам в течение 6 месяцев. В прошлом году география расширилась, участниками проекта стали уже 8 частных медицинских организаций. В марте 2022 года в региональный пилотный проект дополнительно вовлечены еще две частные клиники. Таким образом, за период реализации проекта к участию в проекте привлечено 10 клиник, медико-социальным патронажем охвачено 674 человека.

В рамках реализации проекта частные клиники осуществляют еженедельный патронаж на дому, проводят медицинские манипуляции маломобильным пациентам, назначенные врачом медицинской организации, медицинские анализы с выездом на дом, организуют вакцинацию.

К сожалению, ежегодно объем финансирования проекта сокращается. «Проект нужный, его следует развивать и дальше, в том числе индексировать ранее утвержденные тарифы для клиник», – считает депутат Леонид Барышев. Вопрос взял в работу депутат Госдумы Айрат Фаррахов.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International