Вопросы развития допобразования детей в сфере искусств обсудили на заседании профильного комитета

5 июля 2023 г., среда, 12:40

Вопросы развития дополнительного образования детей в области искусств и реализации проекта «Пушкинская карта» в Татарстане обсудили сегодня парламентарии на выездном заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, которое прошло в детской музыкальной школе №1 им. П.И. Чайковского города Казани, одном из старейших музыкальных учебных заведений республики. Кроме того, члены профильного комитета подвели итоги работы в первом полугодии 2023 года и утвердили план на III квартал этого года.  Участие в заседании приняли заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов и Секретарь Государственного Совета Лилия Маврина. Провел заседание председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов.  

Перед началом заседания парламентарии осмотрели здание музыкальной школы им. П.И. Чайковского, открытое после капитального ремонта. К 90-летию учреждения здание, которое одновременно является и объектом культурного наследия, полностью реконструировали. Помимо обновленных классов и концертных залов, здесь появился интерактивный музей. Депутаты также ознакомились с реализуемыми в школе обучающими программами (предпрофессиональным и общеразвивающим), пообщались с педагогами.

Более подробно вопросы развития системы допобразования детей в сфере искусств в республике обсудили в рамках заседания комитета с участием руководителей профильных министерств и ведомств, детских школ искусств, представителей общественных организаций, педагогического и экспертного сообщества.   

В настоящее время в республике работает 144 учреждения дополнительного образования в области искусств, 105 из них – школы искусств, 38 образовательных учреждений, одна - средняя специальная музыкальная школа работает при Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. Как отметила первый заместитель министра культуры республики Юлия Адгамова, по количеству детских школ искусств республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе и пятое в России.

Отдельно Юлия Адгамова остановилась на вопросах кадрового обеспечения школ искусств. «В республиканских школах искусств в основном преподают педагоги высшей категории со стажем работы более 10-ти лет», - отметила она. Указом Президента России учреждены ежегодные премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства. В прошлом году 7 преподавателей детских школ искусств Татарстана были удостоены этой премии. Министерством культуры РТ проводятся конкурсы профессионального мастерства педагогических работников, также педагоги ежегодно проходят повышение квалификации. Анализируя сложившуюся ситуацию, Юлия Адгамова предложила обсудить возможности повышения социального статуса педагогов детских школ искусств.

Вопрос состояния зданий, в которых размещаются детские школы искусств, по-прежнему остается актуальным. Кроме того, как отметил начальник Управления культуры Исполкома Казани Азат Абзалов, в ряде школ еще остаются нерешенными вопросы оснащения музыкальными инструментами, хотя проблема эта стала решаться за счет финансирования  в рамках национального проекта «Культура». Так, в прошлом году музыкальные инструменты были закуплены для 14 детских школ искусств. Также инструменты закупаются за счет республиканского бюджета, в частности, в прошлом году было приобретено 30 гуслей, 34 гармони, 28 домр, 97 балалаек и 90 кураев.

Особое отношение в плане подготовки образовательных программ в республике уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, с тем, чтобы для них было также доступно дополнительное образование в сфере искусств. Так, как отметила  директор Детской музыкальной школы № 18 им. М.Музафарова г. Казани Ильзия Фатхуллина, их школа уже более десяти лет работает в инклюзивном направлении.  На сегодняшний день 10% учащихся ДМШ №18 – дети с ОВЗ. Ценность разработанных педагогами программ, по словам Ильзии Фатхуллиной, в том, что они основаны на практическом опыте и ориентированы на конкретные диагнозы. В итоге многие «особенные» выпускники сегодня являются гордостью школы, становятся победителями конкурсов различного уровня, обучаются в престижных учебных заведениях музыкальной направленности.

В Татарстане создана и успешно реализуется система работы с одаренными детьми. Подробно о том, как она работает на примере муниципальной детской музыкальной школы рассказала заместитель директора ДМШ №3 г.Набережные Челны Эльмира Бахтиярова. «Детская музыкальная школа является первым звеном в отечественной системе музыкального образования «Школа-училище-ВУЗ», - подчеркнула она, - реализуя в своей деятельности общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы, мы воспитываем образованных любителей музыки и растим музыкальную элиту России. Эти программы предполагают выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание благоприятных условий для их дальнейшего развития и профессионального определения».

Важным моментом в работе с одаренными детьми, по словам  Эльмиры Бахтияровой, является их мотивация к дальнейшим занятиям. Это не только награждение почетными грамотами, занесение лучших на Доску почета, выдвижение на стипендии и грантовые конкурсы, материальное вознаграждение, но и участие в проектах профессиональных музыкальных коллективов: ребята проходят конкурсный отбор и становятся солистами в концертных программах.

Отдельно члены профильного комитета остановились на вопросах реализации программы «Пушкинская карта», которая направлена на поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет. По «Пушкинской карте» школьники и студенты могут посещать спектакли, кинопоказы и концерты бесплатно, оплачивая билеты «Пушкинской картой». На карту раз в год государство перечисляет деньги, которые можно тратить исключительно на культурные мероприятия. По данным на 1 мая этого года, в Татарстане было зафиксировано более 251 тыс. участников программы.

На заседании комитета были рассмотрены и другие вопросы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International