Вопросы развития малых технологических компаний рассмотрены на заседании Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству

12 февраля 2025 г., среда, 14:14

Необходимо усилить работу по покрытию потребности отраслей экономики республики в узкоспециализированных и высококвалифицированных ИТ-специалистах, а также квалифицированных педагогах для подготовки таких специалистов, считают депутаты Государственного Совета. Вопросы развития малых технологических компаний и предприятий в сфере IT-технологий обсуждались сегодня на заседании Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Парламентарии также рассмотрели законопроект о внесении изменений в республиканский закон об инвестиционной деятельности.

Открывая заседание, председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рягат Хусаинов напомнил, что федеральным законом о развитии технологических компаний закреплена возможность создания специального правового режима для малых технологических компаний, а также формирование новой, «реестровой» модели предоставления государственной поддержки без дополнительного сбора документов и подтверждений.

В рамках рассмотрения контрольного вопроса депутаты заслушали  информацию заместителя министра экономики РТ Динара Шакирова о развитии малых технологичных компаний в Татарстане и информацию мэра города Иннополис Дмитрия Вандюкова о состоянии и перспективах создания и развития компаний в сфере ИТ-технологий.

Динар Шакиров отметил, что федеральной Концепцией технологического развития до 2030 года ставится цель достижения Российской Федерацией технологического суверенитета на основе разработки и реализации механизмов и инструментов по обеспечению реализации национальных интересов страны. В России центрами экспертизы малых технологичных компаний (МТК) утверждены Фонд содействия инновациям, Фонд «Сколково», Центр поддержки инжиниринга и инноваций "Иннопрактика" и Платформа Национальной технологической инициативы.

Заместитель министра отметил, что цифровая трансформация, особенно малых и средних предприятий, становится одним из ключевых факторов экономического роста республики. В Татарстане было зарегистрировано более 3,5 тысяч ИТ-компаний, к которым в 2024 году добавилось 153, что свидетельствует о динамичном развитии сектора. Доля ИТ-компаний среди всех организаций республики также увеличилась, подтверждая интерес бизнеса к инновациям и цифровым технологиям.

Объем выручки отрасли в 2023 году достиг 189 млрд рублей, что на 20% выше аналогичного периода предыдущего года. Прогнозные значения по итогам 2024 года – 225 млрд рублей. Налоговые поступления за 11 месяцев 2024 года составили 33 млрд рублей, что на 43% больше прошлогодних показателей. Такой результат стал возможен благодаря успешной реализации ряда проектов, включая реализацию отечественного программного обеспечения, производство компьютерной техники, обеспечение информационной безопасности и цифровизации. В ИТ-сфере в 2024 году было занято более 40 тысяч человек, или 3,3% работающего населения Татарстана. Средняя заработная плата достигла 114 225 рублей, что является важным показателем привлекательности работы в этой сфере.

Вместе с тем сложной на отечественном ИТ-рынке остается кадровая ситуация, особенно заметна потребность в узкоспециализированных и высококвалифицированных ИТ-специалистах, а также квалифицированных педагогах для подготовки таких специалистов.

Дмитрий Вандюков согласился с этим утверждением и отметил, что огромную работу в этом направлении ведет Университет Иннополис. Высококвалифицированный кадровый ресурс, подготовленный университетом «Иннополис», а также близость профильных вузов Татарстана является значительным преимуществом для компаний-резидентов ОЭЗ «Иннополис». За 10 лет университетский диплом об окончании специальных курсов получили около 70 тысяч человек.

По словам мэра Иннополиса, всего на территории ОЭЗ «Иннополис» расположены 342 технологичных  компании, в числе которых такие ключевые резиденты, как ICL, Русдронопорт, Innostage, IVA Technologies. А всего же в городе работают 669 организаций, в которых создано более 10 тысяч рабочих мест. За 9 лет со дня образования в основной капитал города инвестировано 193 млрд рублей, в том числе в инфраструктуру − 31 млрд рублей. Показатели социально-экономического развития города свидетельствуют о больших производственных и технологических резервах и перспективах как самого города, так и ОЭЗ «Иннополис».

Принявшие участие в обсуждении представленных материалов депутаты обратили внимание на высокий уровень организации подготовки IT-специалистов в Иннополисе и других технопарках в сфере высоких технологий и отметили необходимость мониторинга внедрения разрабатываемых технологий в разных отраслях экономики.

В частности, заместитель председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев отметил неравномерность внедрения современных технологических достижений в отдельных сферах промышленности. "Предвидя перспективность цифрового и технологичного развития, руководство республики своевременно и дальновидно создало площадки, предусмотрело льготы для работы, - сказал он. - Вначале было много скептиков. Все получилось, как намечалось. Однако скорость внедрения разработок в ряд отраслей промышленности оставляет желать лучшего. Поэтому требует более пристального внимания вопрос об эффективности работы МТК для нужд республики. Не хватает предметного мониторинга этой проблемы. Как ни странно, эффект применения технологических решений видно на примере сельхозсектора, где поля оцифрованы, в животноводстве широко применяется робототехника, что дает прямой экономический эффект".

В качестве примера успешного применения цифровых технологий Марат Галеев привел Институт пространственного развития городов, который впервые создает карту всех коммуникаций в городах. Современные методы позволяют институту мониторить уязвимые места инженерных коммуникаций городов.

Сегодня же на заседании комитета был рассмотрен законопроект о внесении изменений в республиканский закон об инвестиционной деятельности, которым предусматривается возмещение затрат организаций, реализующих инвестиционные проекты, на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (реконструкции, модернизации) основного объекта, а также объектов обеспечивающей или сопутствующих инфраструктур, осуществляется только в случае, если в отношении указанных заемных средств не предоставляются меры прямой государственной поддержки. Законопроектом также устанавливается, что меры государственной поддержки инвестиционных проектов не будут предоставляться российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 25%.

На заседании были рассмотрены и другие вопросы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International