Депутаты направят законодательную инициативу Госсовета о беспилотном транспорте в Государственную Думу

20 февраля 2020 г., четверг, 16:57

Сегодня депутаты проголосовали за принятие законодательной инициативы Государственного Совета Татарстана по внесению в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона «Об инновационных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ, который представил член Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, направлен на развитие инновационных технологий в сфере транспорта и создание условий для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств.

Представляя законопроект, Марат Галеев отметил, что в связи с бурным развитием информационных технологий предстоят революционные изменения в транспортной отрасли. Это, прежде всего, связано с тем, что в целом ряде стран активно разрабатываются высокоавтоматизированные и беспилотные транспортные средства.

Документ был разработан членами рабочей группы, созданной распоряжением Председателя Государственного Совета Фарида Мухаметшина. В ее состав вошли депутаты Госсовета, представители органов исполнительной власти республики, ПАО «КАМАЗ», ГБУ «Безопасность дорожного движения», мэрии города Иннополис. Работа над законопроектом продолжалась больше года.

Законопроект, который носит рамочный характер, отметил Марат Галеев, откроет возможности разрабатывать огромное количество государственных стандартов и регламентов. Те страны, которые активно занимаются данным вопросом, уже приняли до 400 наименований регламентов и нормативных актов. В Китае, Европе, США развитие беспилотного транспорта возведено в ранг государственной политики с определенной долей господдержки. Однако в России пока таких форм государственной поддержки инновационных видов транспорта не существует.

«Принятие закона существенно позволит сдвинуть этот вопрос с тем, чтобы обозначилась именно государственная политика в отношении развития инновационного транспорта», – подчеркнул парламентарий.

 Марат Галеев напомнил, что на территории Москвы и Республики Татарстан с 2018 года проводится эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. На сегодняшний день в экспериментальном режиме курсирует 91 беспилотник. Как отметил докладчик, в Татарстане разработкой и внедрением инновационного транспорта активно занимается ПАО «КАМАЗ», в городе Иннополис ведется эксперимент по эксплуатации Яндекс-такси в круглосуточном режиме.

Развитие и внедрение в стране интеллектуальных транспортных систем позволит обеспечить технологические, экономические и иные предпосылки для масштабного внедрения цифровых сервисов в транспортном комплексе. В то же время возникает актуальность нормативно-правового регулирования инновационного развития транспортной отрасли.

В представленном документе речь идет о транспортных средствах 4-го и 5-го уровней по классификации, разработанной международным сообществом автомобильных инженеров. Так, под 5-ым уровнем понимается полностью автономное (беспилотное) транспортное средство.

«Эти технологии позволят существенно поднять безопасность, потому что аварийность и количество жертв на дорогах на сегодня вызывает большую озабоченность. Производительность труда ряда видов работ, таких как дальнемагистральные, существенно возрастает, потому что такой транспорт может ездить круглосуточно, тогда как законодательство, в частности, европейское, запрещает находиться за рулем больше 9 часов», – пояснил Марат Галеев.

В рамках законопроекта определяется сфера действия и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области эксплуатации инновационных транспортных средств, в том числе по изменению технических стандартов обустройства автомобильных дорог, а также установление требований к их эксплуатации и организации движения.

Кроме того, обозначаются требования к собственнику инновационных транспортных средств в части ответственности за безопасную эксплуатацию. Вводится порядок проведения технического осмотра инновационных транспортных средств, а также особенности страхования гражданской ответственности собственников.

В ходе обсуждения депутат Артем Прокофьев поинтересовался, кто будет нести уголовную ответственность, если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием беспилотного транспорта.

Как пояснил Марат Галеев, если ДТП произошло по вине собственника беспилотника, который вовремя не провел технический осмотр и выпустил неисправное авто, то виноватым становится собственник. Если ДТП произошло по вине оператора, который отслеживает передвижение беспилотного авто, то ответственность несет он. «Все зависит от конкретной ситуации и результатов расследования», – отметил Марат Галеев.

Заместитель Председателя Государственного Совета Юрий Камалтынов отметил, что инициатива по созданию законопроекта о беспилотном транспорте была поддержана руководством Государственной Думы ФС РФ. Ни один субъект, кроме Татарстана, не взялся за разработку подобного документа.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International