Вопросы логистики на речном транспорте обсудили на заседании Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию

30 мая 2025 г., пятница, 16:40

Сегодня в Зеленодольском районе, на базе Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, состоялось выездное совместное заседание Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию и Экспертного совета при комитете, на котором парламентарии обсудили вопросы логистики на речном транспорте, в частности, развития перегрузочных комплексов на внутренних водных путях страны. Заседание провел председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Андрей Егоров. 

До начала заседания парламентарии ознакомились с работой грузового порта Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, посетили новый элеваторный комплекс ООО «Свияжск-Зернопродукт», а также лаборатории, где производители зернопродуктов получают сертификаты качества.  

Открывая заседание, Андрей Егоров отметил, что сегодня депутатам был продемонстрирован весь масштаб и возможности Свияжского мультимодального узла. «Свияжский мультимодальный логистический центр играет ключевую роль в развитии транспортной логистики для экспортно-импортных грузов Поволжья, - подчеркнул Андрей Егоров. – Он также обеспечивает возможность обрабатывать грузы с трех направлений: водный и авто транспорт, а также железная дорога, что уже является хорошим показателем и конкурентным преимуществом среди других проектов в Российской Федерации».

Информацию о развитии перегрузочных комплексов (мультимодальных центров) на внутренних водных путях Российской Федерации представил руководитель Федерального казенного учреждения «Речводпуть» Михаил Дробин.

«Внутренние водные пути — это один из самых экономически эффективных способов перевозки крупнотоннажных грузов, - отметил он. - Их развитие открывает широкие возможности для модернизации транспортной системы, снижения нагрузки на автомобильные и железнодорожные магистрали, а также ускорения логистических процессов».

По его словам, проект «Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр» - это масштабный инфраструктурный комплекс, один из крупнейших в России логистических хабов полного цикла и ключевой узел в Поволжье. Он расположен в стратегически важной точке пересечения международных транспортных коридоров «Север - Юг» и «Европа - Западный Китай». В дальнейшем  грузооборот МЛЦ планируется  до 12 млн тонн в год.

Также руководитель Федерального казенного учреждения «Речводпуть» отметил, что подписаны соглашения с 8 субъектами РФ о создании перегрузочных комплексов.

Как отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Садыков, в системе евразийских логистических перевозок сейчас интенсивно развивается международный транспортный коридор «Север-Юг», где Татарстан всеми видами транспорта участвует.

С точки зрения перспектив развития Айрат Садыков обратил внимание на необходимость инфраструктурного развития логистических центров, строительство зон таможенного контроля, контейнерных терминалов со складами. «Те услуги, которые планируется развивать на этой территории, - это перевозки водным транспортом контейнерного типа, - заявил Айрат Садыков. - Сегодня в России это не сильно развито, и является той точкой роста, на которой нужно сфокусировать свое внимание».

В настоящее время на СММЛЦ реализуется четыре инвестиционных проекта, резидентами которых инвестировано 9 млн. рублей и создано 1638 рабочих мест.

За прошедший год объем перевалки на СММЛЦ составил 262 тыс. тонн. К 2027 году он составит 1 млн. тонн, в число которых будет входить сельхозпродукция, навалочные и строительные грузы, генеральные грузы, а также крупнотоннажные контейнеры.

Руководитель проекта ООО УК «Яльянс» (управляющая компания Свияжского мультимодального центра) Алексей Неничев отметил, что СММЛЦ делает только первые шаги в мир большой логистики, но его инфраструктурные характеристики, географическое расположение и транспортная доступность позволяет стать одним из ключевых портов страны.    

В ходе обсуждения депутаты отметили, что для дальнейшего развития транспортной логистики нужно создать условия для перевозки товаров по реке, включая строительство контейнерных флотов, судов и логистических центров на базе речных портов. Учитывая перегруженность автодорог и железнодорожных путей, активное использование речных маршрутов поможет снизить расходы на дороги, уменьшить транспортные затраты и улучшить экологию европейских регионов страны, уверены парламентарии.

Информацию по контрольному вопросу комитет принял к сведению, и рекомендовал Министерству транспорта и дорожного хозяйства РТ продолжить работу по развитию логистики на речном транспорте в республике и активизировать работу с промышленными предприятиями в части использования потенциала Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра по перевозке грузов.

Отвечая на вопросы журналистов о дальнейших планах развития ММЛЦ, председатель профильного комитета Андрей Егоров отметил, что подобный логистический центр целесообразно было бы построить и на реке Кама.  «Это позволит оптимизировать транспортно-логистические процессы в республике и повысить эффективность функционирования инфраструктуры», - подчеркнул он.

На заседании профильного комитета депутаты также рассмотрели законопроект о внесении изменений в федеральный закон об отходах производства и потребления.  Это законодательная инициатива Государственного Совета Республики Татарстан. Она была разработана двумя профильными Комитетами парламента республики совместно с депутатами Государственной Думы избранными от Республики Татарстан. Государственный Совет предложил законодательно урегулировать ряд вопросов, связанных с обращением со строительными отходами, созданием и содержанием мусорных площадок, вопросов собственности на коммунальные отходы.  Учитывая тот факт, что концепция инициированного парламентом республики проекта федерального закона получила дальнейшую реализацию в двух проектах, парламентарии отозвали данную законодательную инициативу.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International