Альберт Валеев: «Законопроект о бюджете республики соответствует положениям Бюджетного кодекса»

29 октября 2025 г., среда, 12:42

Доклад заместителя Председателя Счетной палаты Республики Татарстан А.Ш. Валеева

Представляю заключение на проект закона о бюджете Республики Татарстан на 2026 год и плановый период, подготовленное по результатам экспертизы, проведенной в соответствии с Законом «О Счетной палате Республики Татарстан».

В заключении представлены результаты оценки бюджета на предмет соответствия требованиям законодательства,  обоснованности прогнозных параметров и полноты отражения доходов и расходов. Работа была проведена во взаимодействии с Министерством финансов и отдельными администраторами доходов.)

Внесенный законопроект соответствует положениям Бюджетного кодекса, в нем соблюдены установленные бюджетным законодательством ограничения по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, размеру дефицита.

Показатели по налоговым доходам на 2026 год сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития республики, актуальных в период разработки проекта бюджета положений налогового и бюджетного законодательства, касающихся зачислений доходных источников по уровням бюджетной системы.

Необходимо отметить, что Государственной Думой 22 октября принят в первом чтении  законопроект, предусматривающий, в частности, увеличение  ставок по акцизам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также перераспределение между бюджетами налога на игорный бизнес. Принятие данного законопроекта окажет влияние на объемы соответствующих поступлений в республиканский бюджет  и повлечет необходимость уточнений доходной части бюджета во втором чтении.

В складывающейся непростой обстановке, связанной со Специальной Военной операцией,  в 2026 году в сравнении с сопоставимыми – первоначально утвержденными показателями бюджета текущего года, планируется  увеличение налоговых доходов бюджета республики суммарно на 12%, в  том числе рост поступлений по основным налогам - по НДФЛ – на  27%, по налогу на прибыль – на 2%.

Бюджет республики на 2026 год сформирован до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета, что оказало влияние на объем прогнозируемых в Законопроекте поступлений межбюджетных трансфертов.

Отличительной особенностью проекта федерального бюджета на предстоящий период является распределение уже к первому чтению 94% ассигнований, предусмотренных для  субъектов Российской Федерации на 2026 год. А на каждый год планового периода распределено свыше 80% межбюджетных трансфертов. На 2025 год данный показатель составлял  12,5%.

Это немаловажный шаг на пути повышения эффективности планирования финансовых обязательств.

В рассматриваемом сегодня Законопроекте общий объем расходов на социальную поддержку граждан увеличивается на 12% (12,1%) и составит 55 миллиардов 167 миллионов рублей, в том числе расходы на исполнение публичных нормативных обязательств 7 миллиардов 3 миллиона рублей, (рост на 15,6%),  на обязательное медицинское страхование  неработающего населения – 23 миллиарда 916 миллионов рублей (рост на 10,5%), на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением ребенка – 13 миллиардов 178 миллионов  рублей (рост на 17,6%),  на поддержку граждан, имеющих звание «Ветеран труда» – 3 миллиарда 776 миллионов рублей  (с ростом на 41,2%).

Отмечу, что расходы на финансовое обеспечение действующих обязательств республики в сфере поддержки населения проиндексированы в соответствии с требованиями законодательства. Ассигнования, поступающие в республику на указанные цели из федерального бюджета, как отметил министр финансов России, также скорректированы на уровень инфляции.

В составе капитальных вложений, основной объем ассигнований – 42 миллиарда 800 миллионов рублей предусматривается на развитие социальной инфраструктуры.

О межбюджетных отношениях.

Полнота, надлежащая реализация на муниципальном уровне полномочий по решению вопросов местного значения и, соответственно,  расходных обязательств зависят как от усилий по  наращиванию  собственного доходного потенциала, так и от финансовой поддержки республики.

Эффективным инструментом сохранения сбалансированности местных бюджетов являются трансферты из бюджета Татарстана, объем которых в сравнении с первоначальным показателем текущего года увеличивается на 7%. Для бюджетов  муниципальных образований распределено 84 миллиарда 374 миллиона рублей - 98% запланированных трансфертов.

Программная часть в расходах бюджета составляет 89,6% и включает ассигнования на исполнение мероприятий государственных программ республики.

Исходя из показателей Законопроекта, Счетная палата отмечает необходимость корректировки 25 программ с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных Законопроектом, и обращает внимание ответственных органов исполнительной власти на то, что с  2026 года изменен предельный срок приведения их в соответствие с законом. Если раньше на актуализацию государственных программ отводилось три месяца, то со следующего года – только один – до 1 февраля.

В федеральном бюджете включены ассигнования на реализацию в Татарстане мероприятий 11 национальных проектов на общую сумму 22 миллиарда  689 миллионов рублей. В этой связи необходимо закрепление в бюджете республики на 2026 год целевых расходов исходя из условий софинансирования -  27% за счет собственных средств. На текущий год доля республики составляет 21%.

Уважаемые депутаты!

Достижение целей и выполнение задач государственного управления обеспечиваются  не только за счет роста бюджетных ассигнований, но и посредством повышения результативности  использования финансовых ресурсов и эффекта от каждого бюджетного рубля.

Все расходные обязательства республики закреплены в законодательстве, установлены конкретные размеры.

Финансовое обеспечение организаций социальной сферы – это детские учреждения, дома престарелых, учреждения здравоохранения  осуществляется на основе утвержденных нормативов, исключающих вариативность его использования. Результаты наших проверок свидетельствуют об отсутствии фактов невостребованности  выделяемых из бюджета средств. 

Особо хочу отметить, что на фоне ограниченности нормативно рассчитанного финансирования Раисом Республики Татарстан  Рустамом Нургалиевичем Миннихановым ежегодно изыскиваются и выделяются дополнительные ресурсы для развития и улучшения материально-технической базы учреждений бюджетной сферы, расширения мер социальной поддержки.

Счетной палатой будет продолжен контроль за целевым и экономным расходованием государственных средств, приоритетом остаются профилактика нарушений и недостатков, установление способствующих им причин и условий, устранение последствий, чему способствует налаженное конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами и  Правительством республики.

Уважаемые депутаты!

Законопроект, представленный на рассмотрение в  первом чтении, отвечает требованиям к структуре  бюджета и его содержанию.  Объемы прогнозируемых поступлений обеспечивают исполнение запланированных расходов.

Предстоящие ко второму чтению корректировки доходов в связи с изменениями налогового законодательства, необходимостью отражения  предусмотренных для республики федеральных средств, приведут к увеличению расходной части, и соответственно, уточнению основных параметров бюджета, обеспечат соблюдение его сбалансированности и подлежат утверждению в рамках данного Законопроекта Парламентом республики.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International