Законодательные новации в сфере местного самоуправления обсудили парламентарии Поволжья

5 декабря 2025 г., пятница, 16:41

В новом федеральном законе о местном самоуправлении в единой системе публичной власти, который вступил в силу в 19 июня 2025 года, были учтены предложения законодателей Приволжского Федерального округа. Об этом на заседании Cовета законодателей субъектов Приволжского федерального округа заседании рассказал заместитель Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Игорь Буренков.   

«В последние годы федеральное законодательство направлено на усиление взаимодействия между государственными и муниципальными структурами, - подчеркнул Игорь Буренков. - Это делается для того, чтобы вопросы повседневной жизни граждан решались максимально эффективно, а социальный комфорт и доверие к институтам власти оставались на высоком уровне. Новый федеральный закон задает новые ориентиры для организации местного самоуправления по всей России. До утверждения он активно обсуждался на различных площадках, включая наш Окружной совет по местному самоуправлению. Около половины наших предложений учтено в финальном варианте закона».

Заместитель Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе отметило, что новая законодательная база вносит значительные изменения в территориальную организацию и полномочия местных органов власти. «До 2027 года предстоит серьезная и кропотливая работа по адаптации региональных и муниципальных нормативных актов, для чего уже созданы рабочие группы и комиссии, утверждены дорожные карты. Всего в округе необходимо будет принять и скорректировать порядка 800 региональных законов и иных правовых актов, - отметил Игорь Буренков. – В настоящее время во всех регионах округа приведено в соответствие с Федеральным законом более 300 правовых документов, регулирующих различные вопросы местного самоуправления».

Как отметил заместитель Полпреда Президента РФ в ПФО, до 2027 года органам государственной власти вместе с муниципалитетами нужно определиться с разграничением полномочий, закрепить их на том уровне, где они будут решаться наиболее оперативно и качественно. Когда завершится процесс разграничения вопросов местного значения, на федеральном уровне могут понадобиться изменения бюджетного и налогового законодательства. «В дальнейшем в рамках нашего Совета по местному самоуправлению мы изучим имеющиеся практики и обсудим, какие необходимы дополнительные настройки, чтобы всё работало правильно», - заключил Игорь Буренков.

Значимой новеллой нового закона является переход на одноуровневую систему с возможностью сохранения двухуровневой структуры по желанию регионов. В Приволжском федеральном округе на начало года действовало более четырёх тысяч трёхсот муниципалитетов, большая часть из которых – поселения (более 80%). До принятия закона на одноуровневую модель полностью перешли четыре региона – это Чувашия, Удмуртия, Пермский край и Нижегородская область. «Объединительные процессы в целом прошли спокойно, без негативного резонанса и снижения доверия к органам власти, - подчеркнул Игорь Буренков. - Большинство оставшихся регионов округа рассматривают возможность полного либо частичного перехода на муниципальные и городские округа. Башкирия, Татарстан и Самарская область в настоящее время планируют сохранить двухуровневую систему».

В ходе муниципальной реформы важно не потерять связь с жителями, считает заместитель Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе. «Неравнодушных граждан и бывших сельских депутатов после преобразований нужно активно вовлекать в решение текущих вопросов в населенном пункте, - подчеркнул он. - Необходимо развивать другие формы взаимодействия с местным сообществом и его участия в самоуправлении. Среди них – территориальное общественное самоуправление, сельские старосты, инициативные проекты и другие общественные активности. Регионы также могут предусматривать дополнительные формы организации местных сообществ – например, соседские центры, домовые комитеты, местные инициативные группы».

В целом, итогом муниципальной реформы, по словам Игоря Буренкова, должно стать повышение качества управления, улучшение социального самочувствия людей и рост доверия к власти.  

Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов в ходе обсуждения вопроса подчеркнул, что ряд регионов России, в том числе Приволжского федерального округа, сохранили двухуровневую систему местного самоуправления. «Кто-то перешел на одноуровневую систему. Это наглядно демонстрирует разнообразие подходов и региональную специфику, которая отражает реальные потребности территории», – констатировал он.

Подводя итог обсуждения, председатель Совета законодателей Приволжского федерального округа, Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин вспомнил, как непросто в прошлые годы шла работа по 131-му закону, как регионы создавали округа, объединяли ресурсы муниципальных образований, чтобы выполнить обязательства перед людьми. «Сейчас ситуация изменилась, - отметил он. Обновленное законодательство дало право выбора модели местного самоуправления, исходя из региональной специфики. В настоящее время стоит задача перераспределения полномочий между муниципальной и региональной властью. Важно изучить опыт соседей, чтобы решить эту задачу максимально эффективно, создав условия для развития местного самоуправления и предоставив людям возможность удобно и комфортно получать государственные и муниципальные услуги».

 

 

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International