Фарид Мухаметшин: «Современный облик Татарстана - заслуга каждого жителя»

17 декабря 2025 г., среда, 08:28

К концу первой четверти века Татарстан подошел, будучи одним из опорных регионов Российской Федерации. Председатель Государственного Совета республики Фарид Мухаметшин в интервью РБК Татарстан отметил, что в регионе удалось сформировать стабильную экономику, сохранив крупные промышленные предприятия, позитивный имидж на международном уровне, а законодательная система региона всегда считалась одной из прогрессивных в стране. С федеральными законодателями налажены прочные связи, татарстанский парламент является одним из лидеров по числу направаленных законодательных инициатив.

Опорный регион России

Фарид Хайруллович, на сегодня Татарстан входит в число регионов-лидеров России по многим показателям. Могли ли вы 25 лет назад прогнозировать, что республика войдет в число опорных субъектов страны и достигнет таких показателей в развитии экономики, благосостоянии людей, благоустройстве территорий?

Прямо спрогнозировать с абсолютной точностью каждое достижение, каждую цифру на рубеже веков, наверное, было бы слишком самонадеянно. Мир стремительно меняется, и 25 лет назад мы жили в совершенно других условиях. Сложно отвечать на вопрос «что было бы, если…», сравнивать политическую и социально-экономическую обстановку разных эпох. Однако сейчас, оглядываясь на вековую летопись нашей республики, с уверенностью можно утверждать: избранный нами путь оказался принципиально верным. Вся история Татарстана убедительно доказывает, что наше главное богатство – это многонациональный народ, талантливый и трудолюбивый, настоящий творец истории. Современный облик Татарстана - заслуга каждого татарстанца, каждого из нас. 

Татарстан всегда был уникальной территорией хозяйственного развития благодаря своим природным условиям и мощному экономическому потенциалу. Но одного потенциала мало, нужно еще создать условия, обеспечивающие стабильную общественно-политическую обстановку, экономический рост и улучшение качества жизни.

Под руководством первого президента Татарстана, государственного советника республики Минтимера Шаймиева была создана особая, я бы даже сказал уникальная, татарстанская модель социально-экономического развития, сформированы правовые основы современной государственности республики. Фактически была написана новейшая история республики, заложены основы современного республиканского законодательства, сформирован правовой каркас социально-экономических успехов Татарстана, межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Безусловно, этот базис во многом стал основой успехов республики уже в новом, XXI веке.

У нас была четкая стратегия развития, основанная на нескольких ключевых принципах: стабильность и согласие, многовекторная экономика и сильное сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность, адресная социальная поддержка, развитие инфраструктуры и благоустройство, открытость и диалог. Фактически с нуля мы сформировали позитивный международный имидж Татарстана. Сегодня о республике знают на всех континентах планеты.

Да, 25 лет назад было много вызовов и неопределенности. Но у нас была воля, была команда единомышленников под руководством Минтимера Шариповича Шаймиева, а затем Рустама Нургалиевича Минниханова, и главное – огромная поддержка народа. Мы не просто прогнозировали, мы работали над тем, чтобы Татарстан стал таким, каким он является сегодня.

Экономический фундамент и международные связи

–       Какие политические решения за последние четверть века, на ваш взгляд, помогли Татарстану стать лидером по ключевым показателям экономики, сыграли значительную роль в его становлении?

Годы на стыке веков были непростыми для экономики и социальной сферы республики и страны в целом.

На мой взгляд, главное, чего удалось достичь – это укрепить межнациональный мир и согласие, общественную стабильность в республике и сохранить экономический фундамент. В частности, была реализована политика «мягкого вхождения в рынок», проведена оптимальная, управляемая приватизация. Мы не позволили «развалиться» крупным предприятиям, прежде всего, в оборонной промышленности, в сфере машиностроения, нефтепереработки и строительной отрасли. Все крупные промышленно-экономические предприятия остались активами Татарстана.

Существенным достижением в экономическом плане стало реализация амбициозной и первой в России программы по ликвидации ветхого жилья, позволившей снизить износ жилищного фонда, обеспечить работой тысячи людей, сохранить строительную индустрию республики. Наряду с этим были запущены программы социальной ипотеки, газификации населенных пунктов и многое другое.

При этом для нас важно было не только сохранить все достижения и обеспечить преемственность в политике Татарстана, но и масштабировать их, придать новый импульс экономическому росту и развитию республики.

В 2010 году главой Татарстана стал Рустам Минниханов. Опытнейший государственный деятель, он открыл еще одну замечательную страницу в истории Татарстана. Его идеология инноваций, поддержка передовых технологий, ответственная социальная политика и открытость миру сформировали образ современного Татарстана как региона будущего.

За эти годы выросла и экономика республики. Показатель валового регионального продукта в 5 трлн руб., заложенный в «Стратегии-2030», был перевыполнен уже по итогам 2024 года. Даже сегодня вопреки санкциям рост экономики продолжается.

Особый акцент был сделан на развитии нефтехимической отрасли, запущены крупнейшие проекты «Танеко» и «Аммоний». Произошел прорыв в здравоохранении, образовании и цифровизации, сельском хозяйстве – республика полностью обеспечена основными видами сельскохозяйственной продукции.

За последние десятилетия в республике была выстроена развитая инвестиционная инфраструктура. Это особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», промышленные парки. Татарстан стал одним из самых инвестиционно-привлекательных субъектов, занимая 2 место в соответствующем рейтинге.  

- Можно ли говорить о том, что регион за первую четверть века сумел стать узнаваемым не только на российском, но и на международном уровне?

Экономика Татарстана серьезно интегрирована в систему мировых хозяйственных связей. Поэтому мы хорошо понимали значение внешнеэкономических связей и старались активно работать в этом направлении через разные формы взаимодействия. Разумеется, эти политические шаги мы осуществляли в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, в русле единой внешней политики Российской Федерации.

Скажу, что, несмотря на попытки изоляции России со стороны стран Запада, Татарстану и сегодня удается успешно поддерживать и развивать существующие внешнеэкономические связи, предпринимать шаги к установлению новых. Республика участвует в евразийских интеграционных процессах, развивает стратегическое партнерство со странами СНГ, БРИКС, ШОС. Традиционно мы поддерживаем тесные связи с государствами Исламского мира. Раис республики возглавляет группу стратегического видения «Россия – Исламский мир», активно взаимодействует с лидерами стран Глобального Юга, что придает особое значение в условиях международных санкций.

Татарстан, последовательно развивая внешнеэкономическое, культурное, научное и образовательное сотрудничество, вносит свой вклад в расширение и углубление взаимодействия Российской Федерации с внешним миром. В Казани активно работают генеральные консульства Венгрии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Отделение Посольства Беларуси. В Татарстан уже прибыли и приступили к работе индийские дипломаты, которые решают оргвопросы запуска Генконсульства Индии в Казани.

За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.

Республика регулярно выступает площадкой проведения крупнейших международных мероприятий, таких как саммит БРИКС, форумы «Россия — Исламский мир: KazanForum» и «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество», бизнес-форум «TIME: Россия – Индия. Взаимная эффективность», которые оказывают серьезное влияние на международную экономику и международное сотрудничество.

- Государственный Cовет участвует в укреплении международных связей республики?

Мы активно развиваем межпарламентские связи. В настоящее время Государственным Советом республики закреплены договоренности о сотрудничестве с законодательными органами 40 субъектов Российской Федерации, три из которых подписаны в этом году. Кроме того, заключены 11 соглашений и протоколов с зарубежными партнерами.

В последние годы Государственный Совет Татарстана становится местом встречи парламентариев Федерального Собрания Российской Федерации и дружественных государств. Например,  15 октября 2025 года здесь состоялось Юбилейное X заседание Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан и так далее.

–Какие мероприятия четверти века можно, по вашему мнению, расценивать как знаковые?

Если взять события последних лет, то, несомненно, это XVI саммит стран БРИКС, который собрал в нашей республике представителей 36 стран и 6 международных организаций. Татарстан посетили 42 делегации, в том числе 24 глав государств.

Говоря о событиях последних 25 лет, нельзя не вспомнить также о прошедших в последние годы крупных спортивных мероприятиях, таких как Универсиада 2013 года, чемпионаты мира по водным видам спорта-2015 и по футболу в 2018 году, чемпионат WorldSkills-2019, оказавших серьезное влияние на рост экономики: развитие транспортной и спортивной инфраструктуры города Казани, создание новых рабочих мест, повышение инвестиционной и туристической привлекательности Татарстана.

Многое было сделано в плане возрождения исторического и духовного наследия. В 2005 году прошли празднования тысячелетия Казани. Это был не просто юбилей, а мощный катализатор для развития города и всей республики. Масштабное строительство, реставрация исторических объектов, создание уникальных комплексов….

Отдельно остановлюсь на возрождении древнего Болгара и острова-града Свияжск. То, что эти объекты получили статус Всемирного наследия ЮНЕСКО – это результат колоссальной работы по восстановлению и сохранению уникальных исторических и культурных памятников. Это не только туристические магниты, но и символы нашей многовековой истории, межконфессионального мира и согласия. Продолжается возрождение Богородицкого монастыря, уже воссоздан Казанский собор – христианская святыня, на территории которого была обретена знаменитая Казанская икона Божьей Матери, этот чудотворный образ ежегодно привлекает тысячи паломников со всей России.

Каждое из этих событий, как и множество других, которые случились с республикой в последние четверть века,  – не просто отдельный успех, а звенья одной цепи, которые последовательно формировали современный Татарстан: открытый, динамичный, развивающийся, сохраняющий свои корни и устремлённый в будущее. Все это стало возможным благодаря слаженной работе команды республики, поддержке федерального центра и, конечно же, благодаря нашим жителям, их трудолюбию и патриотизму.

Законы, изменившие республику

- Каково, на ваш взгляд, значение парламента в системе власти республики?

Я неоднократно говорил, что парламентаризм – это огромное завоевание общества.

Сегодня, когда в мире преобладает политика односторонних санкций и рушатся межгосударственные отношения, парламентарии способны сохранить доверие и связь между народами, оказать позитивное влияние на решение наиболее острых международных и региональных проблем. В наше время, когда многие страны отказываются слышать друг друга, очень важны парламентская дипломатия и диалог, ведь доверие возникает только на этой основе.

Значительный рост авторитета и политического веса происходит у всех законодательных органов власти в субъектах Российской Федерации. В их ведении не только региональное нормотворчество – они участвуют в стратегическом планировании развития территорий, формировании органов исполнительной власти, ряда значимых общественных институтов.

- Какие из принятых законов вы могли бы обозначить как ключевые, наиболее важные для развития Татарстана?  

Всего за двадцать пять лет Государственным Советом было принято 2,6 тыс. законов, из них треть – базовых. Эти законы регулируют все сферы нашей жизни. Сложно выделить два – три из них. Остановлюсь на некоторых.

Это большой блок конституционных законов. Вносились изменения и в Конституцию Татарстана, в результате чего значительно расширились социальные гарантии. Хотя законы о государственных символах республики были приняты еще Верховным Советом, в 2013 году Государственный Совет утвердил текст гимна Татарстана. Слова, как говорится, «вошли в душу и сердце».

Среди знаковых могу обозначить и Стратегию социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, принятую в статусе закона. Что касается отрасли сельского хозяйства, то здесь резонансным стал закон о государственной поддержке личных подсобных хозяйств, который дал новый толчок развитию фермерского движения республики.

Социальная сфера всегда была под пристальным вниманием парламентариев. Ежегодно Госсовет Татарстана принимает социально-направленный бюджет, более 70% расходной части – социального характера. Сегодня большая часть усилий направлена на поддержку участников спецоперации и членов их семей, на поддержку отцовства, материнства и детства, семей с детьми.

Что касается правовых актов, в которых Татарстан стал «пионером», то назову закон об обращениях граждан. Наша республика одной из первых среди регионов страны приняла этот закон. На законодательном уровне мы прописали механизм работы с обращениями граждан и трудовых коллективов, порядок их рассмотрения, регламент приемов заявителей, ответственность должностных лиц за нарушения. С тех пор в республике каждый вторник – это день приема граждан, с обращениями работают и парламентарии, и органы исполнительной и муниципальной власти.

Татарстан был первым среди регионов России, приступив в начале 2000-х годов к кодификации законов. В республике были приняты Избирательный, Семейный, Экологический кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. В едином нормативно-правовом акте были объединены по принципу «одного окна» все законы, регулирующие ту или иную сферу жизни республики.

Закон о патриотическом воспитании граждан, принятый в 2023 году, стал базовым документом, позволяющим установить единый подход к патриотическому воспитанию, определить государственную политику республики в этой сфере, цель, принципы, задачи, а также субъекты патриотического воспитания, установить его правовые и организационные основы, распределить полномочия между органами государственной власти Республики Татарстан.

Татарстан в принципе всегда считался регионом, в котором сформирована одна из самых прогрессивных систем законодательства. Наши подходы были признаны опережающими, а позднее – модельными, и республиканские законы, принятые в те годы, нередко учитывались при разработке федеральных.

– Вопрос о взаимодействии с федеральным центром. Можно ли сейчас говорить о том, что федеральные коллеги слышат татарстанских законодателей?

В республике налажена системная работа с сенаторами и депутатами Государственной Думы, избранными от Татарстана, четко выстроена депутатская вертикаль, объединяющая парламентариев различных уровней.

В настоящее время татарстанская депутация Госдумы состоит из 15 парламентариев и является одной из самых больших (вторая по численности, после Москвы). Депутаты Госдумы, избранные от Татарстана, представлены в 13 из 32 сформированных в нижней палате российского парламента комитетах и в большинстве рабочих и экспертных групп.

Традиционными стали встречи руководства республики с татарстанской депутацией в Федеральном Собрании России. В республике создано 17 рабочих групп, каждую из которых возглавляет курирующий депутат. Основные направления деятельности рабочих групп - мониторинг и участие в реализации республиканских проектов с привлечением федеральных средств, защита интересов республики и оперативное решение проблемных вопросов по курируемым направлениям¸ а также сопровождение законодательных инициатив Татарстана в Федеральном Собрании.

Что касается законотворческой деятельности, то с 2000 года Государственным Советом было направлено 130 законодательных инициатив, из которых 18 стали федеральными законами. Это один из лучших результатов среди всех региональных парламентов страны.

Принятыми по инициативе Татарстана федеральными законами регулируются вопросы государственного земельного надзора, проведения сходов граждан по вопросам самообложения на части территории населенного пункта, установления ответственности за нарушение требований проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, уточнения компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Отдельно хотел бы остановиться на нашей закинициативе по поводу самообложения граждан. Самообложение в Татарстане практикуется с 2013 года. Собранные средства направляются в основном на решение вопросов, по которым нет финансирования из местного бюджета, или такого финансирования недостаточно. Делается это с согласия самих жителей – соответствующие решения принимаются на сходах граждан.

- Расскажите подробнее о механизме самообложения.

С 2013 по 2025 годы жители республики в порядке самообложения вложили в развитие своих территорий 3,1 млрд руб. С 2013 по 2025 годы общая сумма софинансирования из республиканского бюджета составила 11,6 млрд. В бюджете Республики Татарстан на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов на эти цели предусмотрено ежегодно ­­­­­­­по 1,4 млрд руб.

В самообложении заинтересованы сами органы местного самоуправления и жители нашей республики, которые вовлекаются в процесс реализации местных инициатив. Практика показывает, что самообложение стало мощным каналом обратной связи от населения. Ежегодный рост сборов граждан свидетельствует о востребованности программы жителями муниципальных образований.

На средства самообложения строятся и ремонтируются дороги, мосты внутри населенных пунктов, проводятся работы по водоснабжению, освещению сельских населенных пунктов, ведется обустройство мест отдыха, спортивных и детских площадок, родников, водоемов, устанавливаются и реконструируются памятники и обелиски.

В 2020 году инициатива Государственного Совета Татарстана о проведении сходов граждан по вопросу введения и использования средств самообложения на части территории населенного пункта была принята Государственной Думой в качестве федерального закона. Она появилась на основе большого количества обращений жителей, ТОСов города Казани. По результатам обсуждения был разработан и в дальнейшем принят республиканский закон, который предусматривает, что границы части территории населенного пункта, на которой проводится сход граждан по вопросу самообложения граждан, определяются представительным органом муниципального образования исходя из критерия общности интересов жителей указанной территории.

- Еще одной темой, которая вызвала немало дискуссий в органах власти и в обществе, насколько я помню, была так называемая «мусорная реформа».

Под знаком обсуждения правовых аспектов реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами в парламентском измерении прошел 2022 год. Парламентарии Татарстана подключились к дискуссии. Учет самой широкой палитры проблем и предложений, максимально широкий взгляд на состояние реформы ТКО потребовал не самых стандартных решений и площадок обсуждения. Так, парламент республики вышел с предложением открытой дискуссии в рамках Совета законодателей Приволжского федерального округа. Заседание состоялось в Казани.

Напомню, с 1 января 2019 года Татарстан, как и другие субъекты страны, перешел на новую систему обращения с ТКО, которая должна была коренным образом перестроить принципы вывоза и утилизации бытового мусора. «Мусорная реформа» в целом заработала, но были и проблемы, которые выявились в ходе ее реализации и требовали совершенствования законодательства как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Для людей «мусорная реформа» начинается с контейнерной площадки, которая должна быть доступной и оснащенной. Но если в селах строительство контейнерных площадок финансировалось в рамках госпрограмм, то в городах механизм финансирования законодательно не был прописан.

Острыми в регионах стали и вопросы регулирования нормативов накопления ТКО, рекультивации несанкционированных свалок вне границ населенных пунктов, утилизации жидких бытовых отходов, «зеленого» и строительного мусора.

Большая часть предложений Государственного Совета Татарстана позже нашли свое отражение в федеральных законах.

– Татарстан внес свой вклад в федеральную реформу местного самоуправления. Рассмотрение закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти, вступившего в силу в июне этого года, вызвало бурные дискуссии в нижней палате российского парламента. После обращений ряда субъектов, в частности, Татарстана, изменения претерпела концептуальная основа документа. Оправдано ли это было? И какая работа ведется сегодня?

Местное самоуправление называют «властью, самой близкой к народу». И это не случайно. Именно в муниципалитетах решаются вопросы, во многом определяющие качество повседневной жизни граждан, — благоустройство городов и сел, общественных пространств, чистота улиц и дворов, исправная работа коммунальной системы.

Благодаря Татарстану в федеральный закон были внесены существенные изменения, в частности, вместо предлагаемой одноуровневой системы регионам дали право оставить двухуровневую. Для нас было важно сохранить местное самоуправление в сельских и городских поселениях.

Для каких-то субъектов одноуровневая модель идеальна, для Татарстана же, где насчитывается 956 муниципальных образований (872 сельских и 39 городских поселений, 43 муниципальных района и 2 городских округа) одноуровневая система местного самоуправления не подходит. Для нас важно сохранить муниципальную власть на поселенческом уровне, особенно в сельской местности, где население стареет и численно уменьшается. В этом смысле вопрос становится глобальнее, ведь по большому счету речь идет о сохранении сельского уклада жизни. А это не только сельское хозяйство и продовольственная безопасность. Как председатель Ассамблеи народов Татарстана отмечу, что именно на селе лучше сохраняются традиции и обычаи, родной язык и культура народов, издревле в мире и согласии проживающих в республике, национальная кухня, наконец.     

Сельсовет — это то место, куда люди обращаются со своими проблемами и предложениями. Закрыть местные советы и перевести все в райцентр? С одного уровня оказывать поддержку, решать вопросы будет сложно. Тем более, что пожилым людям неудобно ездить в райцентр с такими вопросами, как «нет воды», «снег надо убрать», «дорогу почистить», «электричество погасло» и так далее. Мы считаем, что село, форму и формулу работы, которая была найдена в Татарстане через местные советы, муниципальный депутатский корпус, с которыми мы напрямую работаем, необходимо сохранить.

Мы благодарны нашему президенту России Владимиру Путину, председателю Госдумы Вячеславу Володину, депутатам нижней палаты российского парламента за то, что нас голос был услышан, и в стране осталась возможность сохранить двухуровневую систему местного самоуправления.

- В Татарстане, где проживают представители 175 национальностей, создана уникальная модель этнокультурной политики. Как региону удалось достичь межнационального согласия?  

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России, где в мире и согласии проживают представители 175 национальностей. Органы государственной власти с глубоким вниманием относятся к сбережению этнокультурного разнообразия, создают необходимые условия для сохранения и развития языков, культуры, традиций всех народов Татарстана; механизмом реализации здесь выступает целый ряд государственных и муниципальных программ.

Важно, что вопросы сохранения и развития родных языков, культуры и обычаев народов, проживающих в республике, урегулированы и на законодательном уровне. Татарстан – один из первых регионов страны, где в 2017 году был принят закон о нематериальном культурном наследии. Документ был подготовлен в тесном взаимодействии парламентариев с представителями органов исполнительной власти и общественности. Позже положения республиканскогозакона были в значительной степени учтены при разработке аналогичного федерального.

Закон позволил сформировать эффективный механизм регулирования отношений в области выявления, сохранения, изучения, использования и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан. Законом предусмотрена государственная охрана объектов нематериального культурного наследия. Для учета таких объектов, их сохранения, изучения и популяризации был создан общедоступный Государственный реестр объектов нематериального культурного наследия народов.

Современный Татарстан – республика с устоявшимися вековыми традициями добрососедского мирного проживания представителей различных национальностей и религиозных конфессий. В этом его сила и конкурентное преимущество.

Немаловажную роль в этой работе играют общественные институты, такие как Ассамблея народов Татарстана. За три десятилетия активной деятельности она стала авторитетным общественным институтом, настоящим центром консолидации многонационального движения народов Татарстана.

Визитной карточкой республики стали народные праздники и фестивали народов Татарстана: Сабантуй, Каравон, Уяв, Семык, Гырон быдтон, Навруз и многие другие. Отрадно, что идейными вдохновителями здесь выступают сами национально-культурные автономии. Это не только помогает сохранять традиции, самобытные фольклорные особенности, культуру, кухню, национальную одежду, но и служит взаимному обогащению культур, воспитывает в людях разных национальностей уважение друг к другу.

Традиции добрососедства, которые исторически сложились в нашей республике, сохраняются и по сей день. Межнациональный мир и согласие – наше главное богатство, основа успехов Татарстана.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International