Вопросы семейного образования – в центре внимания депутатов объединения «Мәрхәмәт –Милосердие»

17 декабря 2025 г., среда, 22:22

Сегодня в Казани, на площадке Казанского кооперативного института состоялся круглый стол, на котором парламентарии, представители профильных министерств и ведомств обсудили вопросы организации обучения детей в форме семейного образования. С инициативой проведения дискуссионной площадки выступили члены объединения женщин-депутатов «Мәрхәмәт – Милосердие» и Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Светлана Захарова. В работе круглого стола приняли участие руководитель объединения женщин-депутатов «Мәрхәмәт – Милосердие» Алсу Набиева, заместитель председателя Комитета по социальной политике Ольга Воронова. 

«Вопрос о семейном обучении возник не случайно. Эту тему поднимали на предыдущем заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних, где было отмечено что эта форма обучения сопровождается серьезными вызовами, - подчеркнула Алсу Набиева. - Важно разобраться в причинах перехода учеников на такую форму образования и оценить обоснованность решений родителей».

Алсу Набиева от имени объединения женщин-депутатов Госсовета «Мәрхәмәт – Милосердие» заявила о готовности, при необходимости, присоединиться к процессу разработки поправок в законодательство по данному вопросу.

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Светлана Захарова представила данные мониторинга Министерства образования и науки РТ. В настоящее время 3658 детей находятся на семейном обучении. За последние три года наблюдается устойчивый рост, число таких детей увеличилось почти на 25%. Только за последний год прирост составил 12,5 %.  «Особенно важно отметить, что семейное образование выбирают преимущественно для детей младшего и среднего школьного возраста», - подчеркнула Светлана Захарова.     

 По словам Светланы Захаровой, выбор семейного образования родителями чаще всего обосновывается «желанием родителей» - это более 50% случаев. Однако, как подчеркнула Уполномоченный по правам ребенка в РТ, значительное число семей не представляют информацию о прикреплении к образовательным организациям для прохождения аттестации, что создает риски для полноценной реализации права детей на образование.

Результаты мониторинга системы семейного образования в Татарстане представила начальник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки РТ Лилия Саубанова. По ее словам, большое количество детей закреплены для прохождения промежуточной аттестации к частным онлайн школам, находящимися за пределами республики, которые не осуществляют образовательную деятельность по программам начального, основного, среднего общего образования, не имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. «Такие школы как правило реализуют дополнительную общеобразовательную программу, и контроль за прохождением промежуточной аттестации не осуществляют. Контрольную работу за ребенка может выполнить любой член семьи, мама, папа, брат или сестра», - отметила представитель Министерства образования и науки РТ. 

Лилия Саубанова привела сравнительную статистику результатов итоговой аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении за 2025 год. По её данным, ученики, находящиеся на домашнем обучении, показывают более низкие результаты по сравнению со школьниками, обучающимися в общеобразовательных учреждениях. Средний балл по ключевым дисциплинам — русскому языку, математике, физике, информатике, биологии и истории — ниже примерно на 10–15 баллов.

Еще одной проблемой, согласно мнению экспертов, является сокращение опыта социальной адаптации у детей, общения и взаимодействия со сверстниками.   

Заместитель министра образования и науки РТ – руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РТ Светлана Захарова, обращаясь к депутатам, отметила, что целесообразно разработать на законодательном уровне инициативу, предусматривающую пересмотр организации семейного образования на этапе начальной и средней школы, возможно, сохранив данную форму преимущественно для старшего звена, где выбор делается осознанно. Также она отметила, что необходимо продумать механизм введения обязательного прохождения промежуточной аттестации исключительно в государственных образовательных учреждениях.   

Заместитель председателя Комитета по социальной политике Ольга Воронова предложила создать рабочую комиссию, состоящей из депутатов, юристов, представителей Прокуратуры и экспертного сообщества для выработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере семейного образования. 

«Безусловно, форма семейного образования необходима, однако она требует тщательного контроля и сопровождения», - подчеркнула Уполномоченный по правам ребенка в РТ Светлана Захарова, подводя итог обсуждения.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International