77% расходов в проекте бюджета-2021 – социально значимые

13 октября 2020 г., вторник, 12:51

Основные параметры проекта бюджета Татарстана на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также прогноз социально-экономического развития республики на предстоящий период обсудили сегодня парламентарии, руководители профильных министерств и ведомств, главы муниципальных районов республики. Совещание прошло в режиме ВКС на площадке Кабинета министров с участием заместителя Председателя Государственного Совета Марата Ахметова.    

Зональные совещания с муниципалитетами – важный этап рассмотрения проекта бюджета, поскольку в этот период происходит учет потребностей территорий в Основном финансовом законе республики.

«В стране запущен бюджетный процесс, - отметил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, открывая совещание, - в Государственную Думу внесен проект бюджета Российской Федерации на 2021-2023 годы. Доходы бюджета РФ в 2021 году составят 18,8 трлн. рублей, расходы  - 21,5 трлн. рублей, дефицит – 2,75 трлн. рублей. В плановом периоде расходы будут увеличены с одновременным сокращением бюджетного дефицита. В документе выделены два приоритета: безусловное исполнение социальных  обязательств государства перед  гражданами и реализация национальных целей  развития, сформулированных Президентом  России».

Как отметил глава профильного комитета, в части налоговой политики на 2021-2023 годах предусмотрено снижение ставки страховых взносов для бизнеса, отмена неэффективных льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, совершенствование налога на дополнительный доход, стимулирование инвестиций в  IT-индустрии (снижение нагрузки по налогам на добавленную стоимость, на прибыль, по страховым взносам), увеличение акцизов на табак  и табачные изделия, увеличение налогообложения пассивных  доходов, снижение дифференциации доходов  граждан путем повышения ставки  НДФЛ и ряд других изменений. Совокупный эффект от этих изменений для доходов федерального бюджета в 2021 году составит 590 млрд. рублей.

«В настоящее время особую значимость приобретает задача обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, - подчеркнул Леонид Якунин, - доходы региональных бюджетов сокращаются. По состоянию на 1 августа 2020 года поступления собственных, налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты сократились на 7,9 %. Фактором снижения собственных доходов стал налог на прибыль организаций, поступления которого за семь месяцев снизились на 17,5 %. По итогам 2020 года прогнозируется дефицит консолидированных бюджетов регионов в размере 881,4 млрд. рублей».

Ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. В 2021 году его объем составит 23,5 трлн. рублей. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации к концу 2023 года прогнозируется в объеме 21,3% ВВП. В соответствии с нормами Европейского союза безопасным считается уровень государственного долга не превышающий 60% ВВП.

«Ситуация по проекту федерального бюджета на трехлетний период и ряд направлений, заложенных в проекте, затронет и наш республиканский бюджет», – заключил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам.

«Для мировой экономики текущий год стал одним из наиболее сложных, - отметил заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики Мидхат Шагиахметов, представляя прогноз социально-экономического развития республики, - мы столкнулись с ограничением и спроса, и предложения, с волатильностью цен на энергоресурсы».

Тем не менее, меры, принятые руководством республики для поддержки экономики и бизнеса, по словам Мидхата Шагиахметова, позволили минимизировать потери.

В сценарных условиях цена на нефть марки «Urals» в 2021 году прогнозируется на уровне 43,3 долларов США за баррель, в 2022 году – 45,6 долларов США за баррель. Прогноз среднегодового курса доллара в 2021 году прогнозируется на уровне 70,8 рублей за доллар США, в 2022 году – 71,1 рублей за доллар США. Инфляция в 2021 году, по оценкам экспертам, составит 4%.

Темп роста валового регионального продукта Татарстана в 2021 году, согласно прогнозу, составит 103,9% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года, в 2022 году – 102,9%, в 2023 году – 103,2%.

Объем ВРП республики в 2021 году составит 2 631 млрд. рублей, в 2022 году – 2 844,1 млрд. рублей. В 2023 году объем валового регионального продукта прогнозируется на уровне 3 076,9 млрд.  рублей.

Индекс промышленного производства в 2021 году прогнозируется на уровне 105,2%, в 2022 году – 102,9%, в 2023 году – 102,7%. Производство продукции сельского хозяйства в 2021 году прогнозируется в объеме 284 млрд. рублей, в 2022 году – 300,4 млрд. рублей.

Согласно прогнозу, доля безработных в общей численности рабочей силы в 2021 – 2023 годах снизится с 1% до 0,6%. Численность зарегистрированных безработных в 2021 году прогнозируется на уровне 20 тыс. человек, в 2022 году – 15 тыс. человек, в 2023 году – 12 тыс. человек.

Основные резервы развития министр экономики видит в реализации инвестиционных проектов, увеличении числа резидентов ОЭЗ «Алабуга» и «Иннополис», расширении субъектов малого и среднего бизнеса. «Четверть всех предприятий республики относятся к малому и среднему бизнесу, - сказал Мидхат Шагиахметов, - треть занятых граждан республики работает на предприятиях малого и среднего предпринимательства».

Прежде чем перейти к характеристике основных параметров проекта бюджета, министр финансов республики Радик Гайзатуллин проанализировал положение дел в настоящее время. В частности, он отметил, что за 9 месяцев этого года в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 171,9 млрд. рублей. В бюджет республики мобилизовано 140,3 млрд. рублей,  в местные бюджеты – 31,6 млрд. рублей.  Относительно аналогичного периода прошлого года снижение поступлений составило 33,9 млрд. рублей, из них 31,1 млрд. рублей – по бюджету республики, 2,8 млрд. рублей – по местным бюджетам. «Снижение поступлений произошло по большинству доходных источников, за исключением акцизов и налога на имущество организаций», - подчеркнул министр финансов.

Сокращение доходов бюджета, по мнению главы профильного министерства, связано с  кризисными явлениями в экономике в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, волатильностью цен на нефть и курса доллара. «Одновременно отмечается снижение уровня производства и потребления, а также сокращение объемов добычи нефти, - проинформировал коллег Радик Гайзатуллин, - основное снижение произошло по налогу на  прибыль. Из 33,9 млрд. рублей уменьшение доходов в сумме 31,8 млрд. рублей или 94% приходится на налог на прибыль. В связи с тем, что налог на прибыль полностью зачисляется в бюджет республики, соответственно, основные потери – у республиканского бюджета».

Вместе с тем, поступившие в бюджет доходы, остатки на начало года, проведенная оптимизация позволили своевременно выплатить заработную плату работникам бюджетной сферы, оплатить коммунальные услуги бюджетных организаций, профинансировать расходы инвестиционного характера.

В местные бюджеты собственные доходы поступили в сумме 31,6 млрд. рублей. «Не все районы скрупулезно и последовательно занимаются расширением налогооблагаемой базы, - посетовал Радик Гайзатуллин, - мы провели анализ за последние три года по вопросу динамики доходной части местных бюджетов в сравнении с расходной частью. В 14-ти районах темпы роста доходов опережают расходы. В тоже время в 31-ом регионе динамика отрицательная».

Основным налоговым источником местных бюджетов является налог на доходы физических лиц. В целом по республике обеспечено поступление НДФЛ в бюджеты регионов в сумме 17,2 млрд. рублей. Снижение поступлений к уровню прошлого года составило более 1,1 млрд. рублей. На это, по словам министра, есть и объективные причины.

Есть и случаи недополучения налоговых платежей. Как отметил Радик Гайзатуллин, рост недоимки по сравнению с началом года отмечается в 20 регионах. «Всем муниципальным районам необходимо усилить работу по погашению недоимки», - подчеркнул он.

До 1 декабря гражданам следует оплатить имущественные налоги с физических лиц (земельный налог, налог на имущество и транспортный налог). Радик Гайзатуллин обратился к руководителям муниципалитетов с просьбой обеспечить своевременную уплату имущественных налогов налогоплательщиками.

Бюджет Республики Татарстан на 2021 год внесен Президентом в следующих объемах: доходы – 268,5 млрд. рублей, расходы – 271,5 млрд. рублей, с дефицитом в размере 3 млрд. рублей. Консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в следующих объемах: доходы – 312,7 млрд. рублей, расходы – 315,7 млрд. рублей, с дефицитом в размере 3 млрд. рублей.

«Формирование доходов бюджета в условиях кризиса потребовало особого внимания в процессе прогнозирования, - подчеркнул Радик Гайзатуллин, анализируя документ, - с налогоплательщиками неоднократно проводились совещания и консультации. Их прогнозы скрупулезно анализировались и сопоставлялись. Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Республики Татарстан, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация некоторых из них на планируемый период».

Проект бюджета-2021 сохраняет свою социальную направленность. «В плановом бюджете на 2021 год социально-значимые и первоочередные расходы составят около 77% от общего объема расходов, - отметил Радик Гайзатуллин, - снижается уровень капитальных расходов, включая дорожные работы. В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на повышение заработной платы отдельных категорий бюджетников до средней в экономике, учтено повышение минимального размера оплаты труда, индексируются все социальные выплаты».

Бюджет республики на следующий финансовый год сохраняет и свой программный характер. Продолжится распределение расходов по государственным программам, в составе государственных программ найдут отражение национальные и федеральные проекты.

В Татарстане 956 местных бюджетов: 2 городских округа, 43 муниципальных района и 911 поселений. Муниципальные бюджеты на трехлетний период сверстаны бездефицитными. Это также одна из принципиальных позиций бюджетной политики Татарстана. Весь дефицит берет на себя республиканский бюджет.

«На основе сценарных условий в два этапа проведены консультации с муниципальными районами и городскими округами по вопросам формирования местных бюджетов по доходам и расходам, определению взаимоотношений республиканского бюджета с местными. Разногласий с муниципальными образованиями не имеется», - сказал Радик Гайзатуллин.  

Комментируя конкретные объемы местных бюджетов в целом по республике на 2021 год, министр финансов отметил, что по закрепленным доходам они спрогнозированы в объеме 32,1 млрд. рублей. С учетом финансовой помощи, закрепленный субсидий и субвенций общий – в сумме 94 млрд. рублей.

«2021 год – непростой, необходимо восстановить и нарастить экономическую активность бизнеса, исполнить все социальные обязательства, эффективно используя бюджетные ресурсы, обеспечить сбалансированность бюджетной системы», - заключил Леонид Якунин, завершая совещание.

Глава профильного комитета напомнил, что 15 октября в Государственном Совете состоятся парламентские слушания. До 21 октября проект Основного финансового закона республики рассмотрят во всех парламентских комитетах по профильным направлениям, а 21 октября состоится заседание Комитета по бюджету, налогам и финансам, на котором традиционно будет дано сводное заключение по бюджету. После этого законопроект о бюджете пройдет процедуру трех чтений на сессии парламента.  

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International