Ольга Павлова: «Нельзя, чтобы уроки физической культуры стояли на обочине образовательного процесса»

26 февраля 2021 г., пятница, 14:58

Вопросы организации занятий физкультурой в школах республики для детей, относящихся по состоянию здоровья к различным медицинским группам, обсудили сегодня на заседании «круглого стола», инициатором которого выступили члены Комитета по социальной политике и депутат Государственной Думы ФС РФ Ольга Павлова. К разговору были приглашены представители профильных министерств и ведомств республики, научного и педагогического сообщества, общественных организаций, учителя физкультуры ряда школ.

«К сожалению, программа, которая сегодня есть в наших школах, направлена в основном на детей, не имеющих проблем со здоровьем, но в последнее время растет число детей, нуждающихся в «особых» занятиях физкультурой», - отметила председатель Комитета по социальной политике Светлана Захарова. Она подчеркнула, что сегодняшняя встреча – лишь начало большого разговора, по итогам которого будут выработаны рекомендации и конкретные предложения.

«Президентом России поставлена задача, что 50% жителей страны должны заниматься физической культурой и спортом, а к 2030 году – 70%, - напомнила Ольга Павлова, - именно в детском возрасте, в школе закладывается здоровье, а, следовательно, качество жизни, возможность достижения успеха. Нам необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию. Нельзя, чтобы физическая культура была на обочине образовательного процесса».

Ольга Павлова уверена, что не должно быть детей, которые «отсиживаются на скамейке» во время уроков физической культуры или закрывают пропуски занятий рефератами.  

На сегодняшний день, по информации Министерства и образования РТ, в Татарстане работает 1403 общеобразовательных организаций. В республике создана хорошая инфраструктура для занятий физкультурой, в школах работает 1416 спортзалов, созданы волейбольные и баскетбольные площадки, футбольные поля, лыжные трассы и т.д.  В основных группах занятий физкультурой обучается 330 тыс. человек, в подготовительных - 104 тыс. человек, в специальных - 15 тыс. человек.

В основной медицинской группе занимаются школьники без нарушений состояния здоровья. В подготовительной медицинской группе занимаются школьники, входящие в группы риска по возникновению заболеваний или физически слабо подготовленные. В специальной медицинской группе занимаются школьники, имеющие различного рода заболевания.

Как отметила заместитель министра образования и науки республики Алсу Асадуллина, в 82 общеобразовательных организациях республики организованы дополнительные занятия для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, из них 21 школа – в Казани. В пяти школах Казани создано 10 специальных медицинских групп. Занятия в них проводятся дважды в неделю учителями, прошедшими специальную подготовку.  

Также есть отдельные школы, например, гимназия им. М.М.Вахитова города Буинска, где организуются специальные занятия по лечебной физкультуре в рамках коррекционных мероприятий по физическому развитию школьников в хореографическом зале. Для 4-5 классов с легкой умственной отсталостью – 1 час в неделю, с глубокой умственной отсталостью – 2 часа в неделю, для 8 классов с глубокой умственной отсталостью – 1 час в неделю. Занятия ведет инструктор ЛФК центральной районной больницы Буинска.

 В Мамадышском районе, в центре детского творчества «Квантум», в зверосовхозской средней школе и школе №4, организована работа групп ЛФК с привлечением педагогов дополнительного образования, которые имеют медицинское образование. Занятия проводятся для обучающихся начальных классов, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушение осанки. 

В гимназии №3 города Чистополь 28 учащихся 1-4 классов занимаются ЛФК опорно-двигательного аппарата. Направление выдает врач-ортопед детской поликлиники, медицинский работник гимназии формирует группы. Инструктор ЛФК гимназии, согласно диагнозу, проводит комплекс упражнений. Врач ЛФК ежемесячно проводит осмотр и дает рекомендации по продолжению упражнений лечебной физкультуры, либо отмене.

«Таким образом, в школах республики ведется работа с обучающимися, но, к сожалению, эта работа не имеет единообразного подхода, каждый муниципалитет ищет свои подходы», - заключила Алсу Асадуллина. Проблема есть и с квалификацией педагогов, работающих в спецгруппах.

«Уроки физкультуры – такая же предметная дисциплина, и нельзя наших школьников лишать возможности ее изучать», - об этом сегодня говорили многие участники «круглого стола». Для этого нужны программы и кадры. Освобождение от физкультуры – еще не повод отказываться от предмета. Тем более что правильно разработанные комплексы физической культуры способны оказывать, в том числе, и лечебный эффект. «У нас же порой нет понимания, по какой причине ребенку дано заключение о включении в ту или иную медицинскую группу, с каким диагнозом, - посетовали преподаватели физической культуры, - а нужно было бы не только диагноз прописать, но и комплекс рекомендуемых физических упражнений, перечень медицинских противопоказаний».

В рамках круглого стола со своими предложениями выступили главный внештатный специалист по медицинской помощи в образовательных организациях Министерства здравоохранения РТ Альмира Мустафаева, профессор кафедры теории и методики физической культуры, спорта и лечебной физической культуры К(П)ФУ Ринат Абзалов, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» Лариса Парфенова, директор МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани Альфия Урманчеева.

Подводя итоги «круглого стола», Светлана Захарова подчеркнула, что сегодня прошло лишь первое обсуждение существующей проблемы, и призвала коллег направлять свои предложения в адрес Комитета по социальной политике. Вопросы организации занятий физической культурой для детей, относящихся по состоянию  здоровья к различным медицинским группам, планируется рассмотреть на одном из заседаний профильного комитета.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International