Государственный Совет направил поправки к федеральному законопроекту о местном самоуправлении

10 февраля 2022 г., четверг, 10:58

Государственный Совет Татарстана направил в Государственную Думу ФС РФ 13 поправок к проекту федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В общей сложности они затрагивают 5 глав проекта федерального закона. Детально текст поправок обсуждался сегодня на заседании Государственного Совета. Среди принципиальных возражений депутатов – положения федерального закона о муниципальных полномочиях и предметах ведения, механизмах реализации перераспределяемых полномочий и их финансирования, избрании глав муниципальных образований.

 Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был принят Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 25 января этого года. До 23 февраля у всех субъектов права законодательной инициативы, в том числе законодательных собраний регионов, есть возможность внесения поправок. Государственный Совет Татарстана этим правом воспользовался. Напомним, законопроект существенно реформирует систему местной власти в стране, предусматривая переход на одноуровневую систему. Если в настоящее время в республике насчитывается 956 муниципальных образований (2 городских округа, 43 муниципальных районов, 39 городских поселений, 872 сельских поседения), то, исходя из реалий законопроекта, 911 муниципальных образований  должны быть упразднены.

Как отметил председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, распоряжением Председателя Государственного Совета была создана рабочая группа  по разработке поправок к указанному проекту федерального закона. В работе принимали участие представители Аппарата Президента, Государственного Совета, исполнительных органов власти республики, представители науки и всех уровней местного самоуправления. Проект федерального закона был направлен всем главам муниципальных районов и городских округов, обсуждался с представителями политических партий и экспертного сообщества.

Альберт Хабибуллин сегодня охарактеризовал наиболее существенные из 13-ти поправок. «Одним из главных наших предложений является сохранение действующей схемы избрания глав муниципальных образований, которая установлена в нашей республике, - подчеркнул глава профильного комитета, - то есть предлагается оставить в силе норму действующего закона о том, что избираемый из состава представительного органа муниципального образования глава муниципального образования складывает полномочия депутата только в том случае, если он возглавляет местную администрацию (Исполком)».

Разработанный законопроект меняет этот принцип, прописывая, что полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются независимо от того, возглавляет он местную администрацию либо осуществляет полномочия председателя представительного органа муниципального образования. «Установленная законопроектом модель избрания главы муниципального образования носит искусственный характер, эффект от ее введения не очевиден, - подчеркнул Альберт Хабибуллин, - применяющаяся в настоящее время модель избрания главы не приводит к конфликту интересов, не нарушает статусные ограничения, понятна муниципальному сообществу и вполне успешно апробирована на практике». 

При этом, по мнению парламентариев, предлагаемое нововведение снизит легитимность главы муниципалитета, ослабит его позиции и авторитет в депутатском корпусе, что, безусловно, окажет негативное влияние на работу представительного органа и в целом всей системы функционирования муниципальной власти. Кроме того, реализация данных положений законопроекта потребует проведения многочисленных дополнительных выборов, которые будут автоматически назначаться сразу после проведения основных выборов муниципальных депутатов.

Депутаты Госсовета также предлагают предусмотреть в законопроекте возможность установления законами субъектов Российской Федерации критериев для образования территориальных органов местной администрации. Поскольку в связи с переходом на одноуровневую модель местного самоуправления органы МСУ на поселенческом уровне упраздняются, предполагается, что их функции будут осуществлять территориальные органы местных администраций. По какому принципу их организовывать? «Отсутствие критериев, по мнению депутатов, создает риски необоснованного образования территориальных органов без наличия объективной на то необходимости либо, наоборот, отсутствия территориальных органов там, где такая необходимость продиктована объективными обстоятельствами», - подчеркнул Альберт Хабибуллин.

Депутаты Госсовета предложили также предусмотреть возможность проведения в переходный период (со дня вступления в силу федерального закона) дополнительных выборов депутатов действующего представительного органа муниципального образования в случае досрочного прекращения их полномочий.

Законопроектом устанавливается переходный период до 1 января 2028 года. При этом в переходный период новые выборы главы, депутатов представительного органа поселений, муниципальных районов не назначаются и не проводятся. При истечении в переходный период срока полномочий представительного органа муниципального образования в границах территории муниципального района образуется муниципальный округ. Муниципальный район, а также поселения, входившие в его состав, упраздняются.

Тем не менее, нередки случаи, когда некоторые депутаты принимают решение завершить свои полномочия досрочно (например, в связи с болезнью, переездом и т.д.). Новое  правовое регулирование не должно распространяться на дополнительные выборы в органы местного самоуправления, в частности, в связи с досрочным прекращением полномочий отдельных депутатов, поскольку это нарушает связь между представительным органом, как органом народного представительства, и жителями муниципального образования, избравшими депутата, досрочно прекратившего депутатские полномочия, считают парламентарии.

«В любом случае при переходе с двухуровневой системы местного самоуправления, которая была не совсем правильная,  не нарушит связь населения с местной властью, - подчеркнул Президент Татарстана Рустам Минниханов, подводя итог обсуждению, - все структуры останутся, просто будут наделены полномочиями муниципального округа. Мы не видим в этом каких-то проблем и угроз. Просто более эффективно должна работать система муниципальных и городских округов и их представители на местах. Не вижу, что будет какое-то ухудшение».

Принятые поправки сегодня направят в Государственную Думу ФС РФ. Представлять их в нижней палате российского парламента поручено Айрату Фаррахову.  

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International