Выступление заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики РТ М.Р. Шагиахметова на заседании Государственного Совета Республики Татарстан «О прогнозе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2023-2025 годы»

20 октября 2022 г., четверг, 13:40

Хөрмәтле Рустам Нургалиевич!

Хөрмәтле Фарид Хайруллович,

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сезнең карашка Татарстан Республикасының икемеңдә егерме өч һәм икемең дә егерме бишенче елларга социаль һәм икътисад фаразларын тәкъдим итәм.

На Ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2023-2025 годы.

Параметры прогноза рассмотрены на заседании Правительства, Парламентских слушаниях, заседаниях комитетов Государственного Совета, республиканском совещании с участием муниципальных образований республики.

В текущем году прогноз социально-экономического развития сформирован в условиях высокой неопределенности развития экономики, которая во многом определяется геополитическими факторами.

Введенные беспрецедентные санкции оказывают значительные ограничения в развитии экономики страны:

- ограничения внешнеторговой деятельности и транспортная блокада, отражаются на экспортно-импортных операциях;

- технологические ограничения влияют на реализацию инвестиционных проектов;

- блокировка доступа российских компаний и банков к глобальной финансовой системе привела к значительным сложностям по проведению платежей с иностранными контрагентами;

- различные гуманитарные санкции отразились как на передвижении людей, так и на проведении образовательных, культурных и спортивных мероприятий.

При этом санкционное давление не статично, оно будет усиливаться, в том числе в части вторичных санкций, дополнительных ограничений на экспорт и дальнейшего расширения списка подсанкционных товаров и технологий, что значительно повышает фактор неопределенности условий дальнейшего развития.

По данным Минэкономразвития Российской Федерации, введено уже более 11 тысяч санкций.

В условиях санкционного давления предприятиями и организациями республики оперативно организована работа по:

- налаживанию новых кооперационных связей;

- перестраиванию логистических цепочек;

- поиску новых рынков сбыта;

- импортозамещению.

В целях поддержки бизнеса на федеральном уровне принят и реализуется План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

В рамках реализации указанного плана:

- системообразующие организации республики, включенные в федеральный перечень, получили свыше 40 млрд рублей льготных кредитов на пополнение оборотных средств;

- отсрочкой по страховым взносам предприятия и организации республики воспользовались на сумму 20 млрд рублей;

- предприятия малого и среднего бизнеса поддержаны на сумму более 60 млрд рублей.

Республиканским оперативным штабом на постоянной основе принимаются соответствующие меры реагирования по проблемным вопросам предприятий.

Совместно с Горьковской и Куйбышевской железной дорогой, предприятиями перевозчиками рассмотрены вопросы, связанные с доставкой грузов, приняты конкретные решения, предложены новые логистические маршруты.

С Татарстанской таможней выработан поэтапный алгоритм действий для участников внешнеэкономической деятельности по вопросам перемещения товаров через таможенную границу.

С использованием Республиканского маркетингового центра предложено порядка 140 тыс. позиций продукции производителей из России и дружественных стран для замещения ранее закупаемой импортной продукции.

Адаптация субъектов малого и среднего предпринимательства к новым условиям – проводится, в том числе за счет максимального использования федеральных и республиканских мер поддержки.

Совместно с депутатами Государственной Думы и федеральными министерствами проработаны и внесены предложения по мерам поддержки предприятий и организаций республики в соответствующие федеральные органы власти.

Благодаря фундаменту, заложенному в предыдущие годы, бесперебойной работе предприятий и организаций, стабильной работе кредитно-финансовых организаций, федеральным и региональным мерам поддержки, реализации национальных проектов и республиканских программ по итогам 2022 года валовой региональный продукт республики оценивается на уровне 3,7 трлн рублей.

В текущих условиях высокой неопределенности прогнозные показатели социально-экономического развития республики на 2023-2025 годы сформированы на основе:

- реализации приоритетов экономической политики страны, которые представлены на слайде,

- а также с учетом данных предприятий и организаций,

- отраслевых министерств,

- прогнозов развития муниципальных образований

- и реализации национальных проектов, государственных программ, комплекса мер поддержки для устойчивого развития экономики и благополучия граждан.

Валовой региональный продукт в 2023 году прогнозируется на уровне 3,9 трлн рублей.

Наибольший удельный вес в структуре экономики занимает промышленность.

С учетом реализации планов предприятий индекс промышленного производства планируется в 2023 году на уровне 100,7%.

Важнейшим фактором выполнения прогнозных показателей является обеспечение бесперебойной работы промышленных предприятий. При этом необходимо обеспечить максимальное участие предприятий в федеральных мерах поддержки, предусмотренных в том числе в рамках программ:

- по импортозамещению;

- по разработке и созданию новой продукции;

- по использованию механизма льготной программы кредитования для производственных предприятий «Промышленная ипотека».

- по встраиванию предприятий в новые логистические цепочки и диверсификации экспортных рынков.

Объем сельскохозяйственной продукции в 2023 году планируется на уровне 280 млрд рублей.

Факторами обеспечения выполнения прогнозных показателей в сфере АПК должны стать:

- реализация и запуск в планируемые сроки инвестиционных проектов, направленных в том числе на переработку сельскохозяйственного сырья;

- увеличение производимой продукции, в том числе за счет участия в федеральных мерах поддержки, улучшения плодородия почв, развития мелиоративного комплекса и вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель;

- дальнейшая поддержка и развитие малых форм хозяйствования, формирующих половину сельхозпродукции в республике;

- а также в целом повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций.

Оборот розничной торговли прогнозируется в 2023 году на уровне 1,3 трлн рублей.

Уход отдельных иностранных компаний с нашего рынка дает возможность отечественным производителям занять их место и закрепиться в своих товарных группах.

Продолжается также тенденция по увеличению доли электронной торговли в общем обороте.

С начала года в республике увеличивается количество поставщиков на маркетплейсах.

В строительном комплексе республики предусмотрено сохранение объемов жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.

С учетом реализации крупномасштабных проектов в дорожном строительстве удельный вес данного сектора в структуре строительства превысил 40%.

Реализация проектов позволит к 2025 году:

- практически вдвое увеличить протяженность дорог первой категории;

- и ввести два моста через реки Волга и Кама.

Прогноз в жилищном строительстве предусматривает ввод жилья на 2023 год – 2 млн 830 тыс. кв. м жилья; за три года ввод 8 млн 835 тыс. кв.м.

Факторами обеспечения выполнения прогноза являются:

- подготовка территорий для строительства новых жилищных комплексов;

- импортозамещение в производстве строительных материалов;

- продолжение реализации проектов в дорожном строительстве;

- а также сокращение инвестиционно-строительного цикла.

Уважаемые депутаты!

Одним из главных факторов обеспечения прогноза является реализация инвестиционных проектов.

План по объему инвестиций в основной капитал на 2023 год – 782,7 млрд рублей.

В текущих условиях для стимулирования инвестиционной активности российских инвесторов и инвесторов из дружественных стран необходимо на постоянной основе продолжать эффективную работу по улучшению инвестиционного климата.

Наряду с созданием благоприятных условий введения бизнеса важно использовать существующие меры поддержки для стимулирования инвестиций.

В июне текущего года Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы, в сентябре принято постановление Правительства Российской Федерации, направленные на перезапуск механизма защиты и поощрения капиталовложений.

Нам необходимо использовать указанный механизм и отработать с предприятиями заключение соответствующих соглашений.

Привлекательным условием для инвесторов является наличие подготовленной инженерной инфраструктуры. Одним из инструментов обеспечения резидентов необходимой инфраструктурой является возмещение затрат на создание, и модернизацию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и ОЭЗ в рамках постановления Правительства РФ № 1119.

В настоящее время создаются индустриальный парк и парк в сфере высоких технологий под управлением ОЭЗ Иннополис и планируется создание индустриального парка под управлением ОЭЗ Алабуга.

Одним из факторов роста инвестиций является реализация инвестиционных проектов на территориях моногородов, в том числе на территориях опережающего развития.

Строительство инфраструктуры благодаря программе софинансирования Фонда развития моногородов и предоставляемые налоговые льготы резидентам ТОР позволили создать более 20 тыс. новых рабочих мест и привлечь порядка 50 млрд рублей инвестиций.

В текущем году федеральным центром приняты важные решения в сфере поддержки развития моногородов:

-  утверждены Порядок и основные условия участия ВЭБ.РФ в реализации проектов;

- в обороте ВЭБ.РФ сохранены средства Фонда развития моногородов;

- кроме того, продлен на 2 года срок действия территорий опережающего развития на территории моногородов России.

Главам моногородов, соответствующим отраслевым министерствам необходимо активно использовать названные инструменты.

Ключевая задача по-прежнему – обеспечение повышения занятости населения во всех муниципальных образованиях.

Службы занятости совместно с муниципальными образованиями республики продолжают проводить системную работу: по персональному трудоустройству безработных; вовлечению их в самозанятые; организации профессиональной переподготовки.

К концу текущего года численность безработных прогнозируется на уровне не более 15 тыс. человек.

Хөрмәтле хезмәттәшләр!

Социаль һәм икътисад фаразына ирешүдә кече һәм урта бизнес роле зур, анда эшләүчеләр саны 2023 елда сигез йоз дә дүрт (804) меңнән артык булырга тиеш.

Уважаемые коллеги!

Для обеспечения прогноза социально-экономического развития республики важная роль отводится малому и среднему предпринимательству, численность работников этой сферы в экономике в 2023 году должна достичь более 804 тыс. человек. 

Одним из факторов, направленных на достижение целевых параметров являются меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Задача муниципалитетов и бизнес-объединений:

- продолжать адресную работу с целью максимального вовлечения предпринимателей в федеральные и республиканские меры поддержки.

Эффективность данных мер подтверждается цифрами. Мы провели анализ деятельности республиканских предприятий, получивших поддержку в текущем году, у них наблюдается увеличение показателей по численности занятых, среднемесячной заработной платы и выпущенной продукции.

Наша задача, чтобы меры поддержки предприниматели получали своевременно.

Значительный вклад в выполнение плана по численности занятости у МСП отводится институту самозанятых.

Задача муниципалитетов:

- обеспечить максимальное вовлечение самозанятых в реализуемые в рамках нацпроекта МСП меры поддержки.

- и продолжить проведение в городах и районах республики специальных ярмарок для самозанятых.

Еще одним важным фактором для развития малого и среднего бизнеса является стимулирование спроса производимой продукции через Республиканский маркетинговый центр.

По итогам 9 месяцев текущего года более 3,5 тысяч субъектов МСП получили, благодаря данному ресурсу, выручку порядка 130 млрд рублей.

Ключевым резервом для роста занятости является развитие муниципальных промышленных парков.

За первое полугодие, благодаря реализуемой концепции развития промпарков с учетом использования республиканских налоговых льгот, наблюдается рост их наполняемости, привлечены новые резиденты, увеличилась численность работающих.

В прогнозном периоде в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова наша совместная с муниципалитетами и управляющими компаниями ведущих промышленных парков республики задача – тиражировать успешный опыт и реализовать мероприятия по снятию сдерживающих факторов развития муниципальных парков, в том числе направленных на развитие и модернизацию существующей инженерной инфраструктуры с соответствующими обязательствами управляющей компании и органов местного самоуправления по привлечению резидентов и инвестиций.

На эти цели в предстоящем году планируется дополнительное финансирование.

Кроме того, в 2023 году на мероприятия поддержки малого и среднего бизнеса планируется дополнительно предусмотреть финансирование на микрозаймы и поручительства в связи с востребованностью и эффективностью данных мер поддержки.

Задача обеспечить максимальное информирование и эффективность для бизнеса оказываемых мер поддержки.

Уважаемые депутаты!

Реализация обозначенных задач является основой для обеспечения социальной стабильности и благополучия населения.

На 2023 год планируется рост реальной заработной платы на уровне 102%.

Муниципальным образованиям необходимо продолжить работу по обеспечению достижения целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведения соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Важно также обратить внимание на организации, заработная плата в которых ниже средней по отрасли и району в целом.

Илкүләм проектлар социаль һәм икътисад фаразына ирешүдә өстәмә өлеш кертү  инструменты булып тора.

2022 елда Татарстан Республикасында 13 илкүләм проект буенча 49 региональ проектлары тормышка ашырыла, аларга утыз алты бөтен биш (36,5) миллиард сум каралган.

Одним из важных инструментов достижения поставленных целей социально-экономического развития республики является реализация мероприятий национальных проектов.

В 2022 году в Республике Татарстан в рамках 13 национальных проектов реализуются 49 региональных проектов, на которые определен лимит в размере 36,5 млрд рублей.

На сегодняшний день, в рамках реализации национальных проектов необходимо:

- завершить работу по заключению государственных контрактов;

- увеличить темпы освоения средств, выделенных из федерального бюджета;

- держать на контроле своевременность выполнения работ, поставки оборудования и оказания услуг;

- обеспечить выполнение целевых значений 165 показателей качества жизни населения нашей республики.

В целях достижения поставленных прогнозом задач всеми исполнительными органами государственной власти республики, участвующими в реализации национальных проектов, проводится работа с федеральными проектными офисами по установлению целевых показателей национальных проектов и выделению соответствующего финансирования, обеспечивающего прогнозные параметры социально-экономического развития республики на 2023-2025 годы.

Уважаемые депутаты!

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2023-2025 годы.

Для обеспечения выполнения задач, обозначенных Президентом Республики Татарстан в своем Послании, достижения прогнозных параметров необходима согласованная и скоординированная работа всех уровней власти, предприятий и организаций республики, оперативное реагирование на возникающие проблемы для поиска их решений и выявления резервов экономического развития.

Спасибо за внимание!

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International