Выступление заместителя Председателя Счетной палаты Республики Татарстан А.Ш. Валеева по проекту бюджета Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

20 октября 2022 г., четверг, 13:42

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемый Фарид Хайруллович!

Уважаемые депутаты!

Проект закона о бюджете Республики Татарстан на 2023 год и плановый период прошел экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства.

Счетной палатой при подготовке заключения рассмотрены вопросы обоснованности прогнозных параметров и полноты отражения доходов и расходов. Использовались сведения, дополнительно представленные по запросам Счетной палаты Министерством финансов  и отдельными администраторами доходов. В целях оценки объемов безвозмездных поступлений проанализированы показатели проекта федерального бюджета на 2023 год.

Все установленные бюджетным законодательством ограничения, в частности, по объему государственного долга и расходов на его обслуживание, размеру дефицита, Резервного фонда Правительства в представленном проекте бюджета соблюдены.

Рассматриваемый сегодня Законопроект соответствует положениям Бюджетного кодекса и принятым в их развитие актам Министерства финансов Российской Федерации. О необходимости ряда корректировок редакционного характера проинформировано Министерство финансов.

Показатели по основным налоговым доходам на 2023 год сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательства.

В сравнении с сопоставимыми - первоначально утвержденными показателями бюджета на 2022 год, прогнозируется увеличение объемов поступлений по основным налогам - по налогу на прибыль с ростом на 14,3 %, по НДФЛ - на 25%.

Системные ограничения, связанные с ценовой конъюнктурой на мировом энергетическом рынке, сокращение внешнего спроса,   оказывают определенное влияние на планируемые объемы отдельных доходных источников в сравнении с показателями, ожидаемыми по итогам текущего года.

В случае превышения прогнозных значений будут задействованы установленные бюджетным законодательством механизмы использования дополнительных доходов.

Также в отношении доходов отмечу следующее. В Заключении на проект федерального бюджета на предстоящий период, Счетной палатой Российской Федерации указано на потенциальные резервы их увеличения и в первую очередь за счет погашения задолженности по обязательным платежам в бюджет. По России это три миллиарда семьсот семьдесят пять миллионов рублей, по Татарстану объем недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет республики, и региональным налогам и сборам, составляет порядка  двух миллиардов семьсот миллионов рублей.

В общем объеме доходов доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляет 15,5%.

В предстоящем году на показатель ожидаемых трансфертов  оказывает влияние следующий фактор – осуществление социальных ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка передано федеральному государственному внебюджетному фонду. В текущем году эти выплаты производились через бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджете республики предусмотрены в объеме 4 миллиарда 180 миллионов рублей. Таким образом, в сопоставимых показателях общий объем трансфертов не сокращается, по отдельным направлениям отмечается рост.

Также в проекте бюджета на 2023 год запланированы целевые средства на новые направления. В частности: на снижение напряженности на рынке труда и организацию временного трудоустройства, организацию общественных работ, на создание новых мест в общеобразовательных организациях.

В целом, как и в предыдущие годы, показатель по безвозмездным поступлениям не окончательный.

В проекте федерального бюджета на 2023 год не распределено между субъектами Российской Федерации более трехсот пятидесяти четырех миллиардов рублей, по тем же направлениям, по которым республика Татарстан получает трансферты в текущем году.

Как и в предыдущие годы, бюджет характеризуется социальной направленностью – сохранены меры поддержки граждан, основной объем капитальных вложений предусматривается на развитие социальной инфраструктуры.

Финансовое обеспечение межбюджетных отношений с муниципальными образованиями республики к уровню текущего года в целом увеличивается на пять миллиардов семьсот пятнадцать миллионов рублей или на 9,7%.

Содержание расходной части Законопроекта подчинено решению задач и достижению целей реализуемых национальных проектов и государственных программ Республики Татарстан.

Программная часть расходов бюджета включает ассигнования на исполнение мероприятий 32 действующих государственных программ республики.

Счетная палата отмечает необходимость корректировки 25 программ с учетом запланированных бюджетных ассигнований, которые, например, увеличены по программам развития здравоохранения; образования и науки; сельского хозяйства и еще по 12 государственным программам.

Осуществляя полномочия по экспертизе проектов государственных программ и вносимых в них изменений, в текущем году Счетная палата представила в Правительство республики 41 заключение. Целью этой совместной работы является создание условий для эффективного расходования бюджетных ассигнований путем своевременной актуализации ожидаемых результатов в зависимости от объемов выделяемых ресурсов в целях исключения рисков формального освоения средств, а также повышения прозрачности и конкретизации направлений финансирования. 

Уважаемые депутаты!

В заключении Счетной палаты, которое у вас имеется,  содержится подробная информация по доходам и расходам, финансовому обеспечению межбюджетных отношений, ассигнованиям на реализацию каждой государственной программы, структуре государственного долга, источникам финансирования дефицита.

В завершение доклада отмечу:

1. Представленный на рассмотрение в первом чтении Законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.

2. Бюджет республики на 2023 год сбалансирован. Объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.

3. Предлагаемые Законопроектом источники финансирования дефицита по составу соответствуют бюджетному законодательству.

4. Ряд вопросов редакционного характера, не оказывающих влияние на основные параметры проекта бюджета, по информации Министерства финансов, планируется решить ко второму чтению Законопроекта.

Благодарю за внимание.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International