Выступление министра финансов Республики Татарстан Р.Р. Гайзатуллина на заседании Государственного Совета по проекту бюджета на 2023-2025 годы

20 октября 2022 г., четверг, 13:41

Уважаемый Президент Республики Татарстан!

Уважаемый Председатель Государственного Совета!

Уважаемые депутаты!

Уважаемые приглашенные!

В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного Кодекса Республики Татарстан Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 23-ий год и плановый период 24-ого-25-ого годов.

Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.

В структуре законопроекта 23 статьи и 41 приложение. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Документы и материалы содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.

Формирование бюджета проводилось одновременно в двух направлениях: по доходной и расходной составляющим.

В процессе работы над доходной частью бюджета Министерством финансов совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями проведены расчеты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по доходам местных бюджетов.

В рамках формирования бюджета по расходам проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.  

В результате совместной работы прогноз бюджета в сценарных условиях согласован с муниципалитетами и главными распорядителями бюджетных средств без разногласий.

Таким образом, составлены проекты на 23 – 25 годы бюджета Республики Татарстан, 45-ти бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911-ти бюджетов поселений. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.

Далее – о доходах бюджета.

Формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанными Министерством экономики нашей республики.

Одновременно, в прогнозе учтены изменения федерального бюджетного и налогового законодательства. Они приведены на экране.

Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Республики Татарстан, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период. Их перечень и объемы вы видите на слайде.

Подробнее о доходных источниках бюджета на трехлетний период.

В докладе будут озвучены объемы доходов и расходов на 23 год. Показатели на плановый период, то есть на 24 и 25 годы, будут отражены на экране.

При оценке поступлений налога на прибыль принят прогнозный объем показателя «Прибыль»  по данным Министерства экономики Республики Татарстан, использованы данные крупных и средних организаций республики, а также динамика  поступления налога за истекший период 22 года. Охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60-ти процентов от общей суммы налога на прибыль.

В результате прогноз поступления налога на прибыль в 23 году  составил 103,1 млрд. рублей.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 116,8 млрд. рублей. В бюджет республики поступления составят 81,9 млрд. рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, ожидаемой суммы поступлений налога в текущем году и темпов его роста в планируемом периоде.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 37,9, в бюджет республики – 36,6 млрд.рублей. Структуру акцизов по видам подакцизных товаров вы видите на экране.

Следующий налог – налог на имущество организаций. В 23 году он прогнозируется в размере 31,2 млрд. рублей. При планировании учтен прогноз инвестиций в основной капитал за счет всех источников.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,3 млрд. рублей.

Поступления транспортного налога в 23 году оцениваются в размере 6,6 млрд. рублей. При оценке поступлений учтена динамика поступлений налога за ряд лет. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах.

Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 23,5, в бюджет республики – 15,7 млрд. рублей. Структуру Вы видите на слайде.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 23 году оценивается в сумме 2,6 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 11,2, в бюджет республики – 6,1 млрд.рублей. В данный объем включены доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 23 год в сумме 51,9 млрд. рублей. На слайде отражена структура федеральных средств.

Далее – о расходах бюджета.

Объемы расходов консолидированного бюджета рассчитаны на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального и республиканского уровней. Направления расходов ориентированы на реализацию перспективных задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в Послании Государственному Совету.

Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов. 

Растёт уровень первоочередных, социально-значимых и текущих расходов. В плановом бюджете на 23 год они составят более 80-ти процентов от общего объема расходов. Прогноз вы видите на слайде.

В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Показатели роста расходов консолидированного бюджета на оплату труда с начала реализации майских Указов Президента России вы видите на экране.

Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами составит восемьдесят восемь процентов. В составе государственных программ нашли отражение национальные и федеральные проекты.

В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 7,3 млрд. рублей. Их перечень вы видите на экране.

Далее, о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.

Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов консолидированного бюджета по разделу на 23 год прогнозируется в сумме 42,5, бюджета республики – 36 млрд. рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства; содержание аппарата управления; Академии наук, архивов, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.

Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 167,8 млн. рублей.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 2,4, по бюджету республики – 1,7 млрд.рублей. По этому разделу предусматривается содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований и другие расходы.

Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 89,9, по бюджету республики – 88,4 млрд. рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт. Распределение средств по отраслям Вы видите на экране.

 разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 26,6, по бюджету республики – 16,8 млрд. рублей.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 2,9, по бюджету республики – 2,7 млрд.рублей. Расходы направляются на реализацию природоохранных мероприятий, содержание аппарата Министерства экологии, подведомственных учреждений.

Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социаль­но-культурная сфера».

Параметры расходов на социальную сферу, которые вы видите на слайде, свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. В результате расходы социальной сферы в консолидированном бюджете в 25 году растут к базовому 22 году – на 24 процента.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 23 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 128,6, бюджета республики – 78,4 млрд.рублей.

В этих расходах дополнительно учтена новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.

В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 97,1, из них средства бюджета республики – 39,2 млрд.рублей.

В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, содержание учреждений здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и оборудования, проведение процедур гемодиализа, одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.

Следующая по объему отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 57,7, по бюджету республики – 57,5 млрд.рублей. В данных объемах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.

Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме по консолидированному бюджету на 23 год в 18,6, бюджету республики – 10,6 млрд.рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 10,3, по бюджету республики – 4,4 млрд.рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

По разделу «Средства массовой информации» расходы на 23 год прогнозируются по бюджету республики в объеме 1,7 млрд. рублей, в том числе на телерадиовещание – 992 млн. рублей, периодическую печать и издательства – 703 млн. рублей.

По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в бюджете республики предусмотрены дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера в сумме 22,9 млрд. рублей.

Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» составляет 853,7 млн. рублей, по бюджету республики – 529,5 млн. рублей.

Таким образом на 23 год:

консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объеме 394,4, расходам – 421,5 млрд. рублей, с дефицитом в 27,1 млрд. рублей;

бюджет республики по доходам – 333,9, по расходам – 361 млрд. рублей, дефицит – 27,1 млрд. рублей.

На следующем слайде приведены параметры консолидированного бюджета и бюджета Республики Татарстан на 24 год.

Далее – показатели на 25 год.

Уважаемые депутаты!

Проект бюджета на 23 год и на плановый период 24 – 25 годов был подробно обсужден на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях и совещании со всеми районами и городами республики.

Исходя из вышеизложенного, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.

Ихтибарыгыз өчен рәхмәт.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International