Депутаты Госсовета намерены выйти с инициативой о совершенствовании федерального законодательства в сфере обращения с ТКО

10 ноября 2022 г., четверг, 13:41

Государственный Совет планирует внести в Государственную Думу ФС РФ законопроект о внесении изменений в федеральный закон об отходах производства и потребления, а также обратиться к Председателю нижней палаты российского парламента Вячеславу Володину и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложениями по совершенствованию правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами. Об этом стало известно сегодня на совместном заседании двух профильных комитетов - по жилищной политике и инфраструктурному развитию и по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. Заседание прошло с участием Председателя Государственного Совета Фарида Мухаметшина.

«В стране до сих пор не отлажена системная работа по сбору и утилизации ТКО, вопрос дальнейшей переработки мусора законодательно до конца не отрегулирован, - считает Фарид Мухаметшин, - много вопросов также и по жидким бытовым отходам, очистке выгребных ям. От людей идут многочисленные жалобы – сбросы в реки, Волга зеленеет…. Эти вопросы касаются не только Татарстана, но и других регионов. Исключить их локально не получится, нужны федеральные решения».

Глава парламента подчеркнул, что предлагаемые изменения федерального законодательства не ставят задачу увеличения затрат со стороны населения и роста тарифов. «Основная цель – отладить единый механизм, сделать его рабочим, понятным и прозрачным, - сказал он, - данного законопроекта ждут и регоператоры, и представители бизнеса, наши коллеги из разных регионов. Ни граждане, ни бизнес не пострадают, наоборот, после упорядочения процедур станет легче и понятнее работать».

«Уже четыре года в стране реализуется новая система обращения с отходами, - подчеркнул председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат Хамаев, - за этот период многое в отрасли изменилось – выстроен процесс движения отходов, имеются определенные достижения в обустройстве инфраструктуры обращения с отходами. В то же время правоприменительная практика требует модернизации процесса, в том числе и в правовом поле».

Два года назад распоряжением Председателя Государственного Совета была образована межведомственная рабочая группа, которую возглавил заместитель Председателя Госсовета Юрий Камалтынов. Парламентарии республики неоднократно выезжали в другие регионы, чтобы познакомиться с опытом соседей по решению аналогичных вопросов. «Эти встречи позволили выявить значительное количество проблем, требующих принятия, в том числе законодательных решений, на федеральном уровне, - рассказал Азат Хамаев, - с учетом этого Государственный Совет вышел с инициативой, а Президент республики Рустам Минниханов поддержал ее, о проведении в марте этого года в Казани заседания Ассоциации законодательных органов субъектов Поволжского округа. В решении, принятом по итогам заседания Ассоциации, отражены практически все ключевые вопросы, требующие дальнейшего законодательного регулирования. Большая их часть включена в проект разработанного парламентом Татарстана федерального закона».

Принципиальным в предлагаемых изменениях федерального законодательства является комплексность, уверен председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. «Те предложения, которые сегодня внесли два профильных комитета, соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня есть у муниципалитетов, у наших людей, - рассказал Александр Тыгин, - Какие финансовые источники у реформы в целом? Если сделать их прозрачнее, например, в транспорте, у нас появятся деньги на самую больную тему – контейнерные площадки».

Принципиальным, по словам главы профильного комитета, является и вопрос собственности. «Что такое отходы? Кому они принадлежат? Кто несет ответственность? – обратился он к собравшимся,  - если мы на эти вопросы ответы получим, будет понятно, чье мы имущество перерабатываем, что с него можно получить в качестве вторичного, кто должен на это потратить деньги, а кто – получить на этом доход. Тогда все встанет все на свои места».  

Депутат Ирек Салихов обратил внимание на то, что при определении правового статуса собственника мусора следует учесть и тот факт, что, например, несанкционированная свалка может стать проблемой для собственника земельного участка. Законодательного регулирования данного вопроса также нет.  

Разработанным законопроектом предлагается внести изменения в статьи федерального закона, которые касаются строительных отходов, содержания контейнерных площадок, территориальных схем, тарифного регулирования и так далее.

Как отметил Александр Тыгин, до 80% несанкционированных свалок состоит из строительных и ремонтных отходов. В настоящее время законодательно не прописан механизм обращения с отходами строительства и ремонта. Полномочий у регионов на регулирование данной отрасли также не имеется. В связи с этим разработанным законопроектом предлагается ввести новое понятие «отходы строительства и ремонта», правила обращения с ними, по мнению депутатов Госсовета, должны определять регионы с учетом общих требований федеральных норм и правил в области строительства и ремонта.

Немало проблем региональным операторам доставляет вывоз так называемых «зеленых» отходов (ветки, листва, древесные остатки). Сжигание таких отходов запрещено. Законодательно такие отходы не отнесены к ТКО. Парламентарии республики предлагают заполнить этот законодательный пробел.

Заместитель председателя Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев отметил, что «зеленые» отходы – растительного, а значит, органического  происхождения. «Зачем мы будем собирать на дачных участках и в частном секторе, а затем везти в город такие отходы? – задался вопросом он, - не лучше ли оставить их, закомпостировать, тогда они могли бы стать удобрением?». Вопрос имеет место быть, согласился Александр Тыгин.  Он также отметил, что, определив правовой статус таких отходов, не следует «нагружать» граждан дополнительными договорами о вывозе веток и растительных остатков. «Принеслю люди на контейнерную площадку – и хорошо, что в ближайший овраг не сбросили, - сказал глава профильного комитета, - пусть регоператор примет, стабилизирует массу или переработает».  

Четырехлетняя практика реализации «мусорной» реформы, по мнению депутатов, показала необходимость усовершенствования требований к содержанию основного документа, регулирующего работу отрасли, – территориальной схемы.  

Согласно нормам федерального законодательства, сегодня территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении источников образования отходов, мест накопления отходов, оценку объема капитальных вложений, а также прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО.

Поскольку эти данные постоянно меняются (по объективным причинам), территориальная схема также подвергается постоянной корректировке. В таких условиях де-факто постоянно действующей схемы быть не может. Разработанным законопроектом предлагается изложить норму федерального закона в новой редакции, закрепив за уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право на определение целесообразности включения данных в территориальные схемы.

К теме тарифов сегодня обращались не раз. Парламентарии убеждены, что они должны быть прозрачны и понятны для населения. А также учитывать все нюансы – добавляют представители бизнеса. Так, по мнению генерального директора ООО «Гринта» Светланы Ярлыченко, следует предусмотреть единоличную ответственность за контейнерные площадки и учесть это в тарифе. Она также напомнила, что в республике существует еще и мешочный сбор мусора. «В настоящее время мы проводим такой сбор дважды в неделю, а нормы Санпина предписывают каждый день, - рассказала она, - эти нормы тогда тоже должны быть учтены в тарифах».

Законопроектом предлагается установить отлагательный срок вступления его в силу – с 1 сентября 2023 года для разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию его положений.

Закинициатива Государственного Совета будет рассмотрена на ближайшем заседании парламента.

Сегодня же на совместном заседании члены профильных комитетов предложили направить Обращение Государственного Совета к Председателю Государственной Думы ФС РФ Вячеславу Володину и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину о необходимости совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами.

В России только 65% жилого фонда оборудовано централизованной канализацией. В сельских населенных пунктах этот показатель достигает всего 18%. В Татарстане эти показатели чуть выше среднероссийских. То есть основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения, а сбор и вывоз таких отходов осуществляются специализированным транспортом. При этом регулирование тарифов законодательством не предусмотрено.

«Порядок обращения с жидкими бытовыми отходами, образуемыми в домах, в том числе в многоквартирных, не присоединенных к централизованной системе водоотведения (выгребные ямы, септики и т.п.), в настоящее время на законодательном уровне практически не регламентирован, - говорится в обращении, - отсутствует однозначное определение понятия «жидкие бытовые (коммунальные) отходы», отсутствуют разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления таких отходов. Недостаточная урегулированность сферы обращения с ЖБО оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды и создает угрозу здоровью населения, поскольку их сброс нередко осуществляется непосредственно в водные объекты (пруды, озера, реки)».  

Депутаты Госсовета планируют обратиться к руководству страны с просьбой рассмотреть вопросы совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми (коммунальными) отходами с формированием полноценного цикла обращения с ними (тарификация, транспортирование, очистка, утилизация) и введения государственного регулирования тарифов на услуги нецентрализованной системы водоотведения.

Текст обращения будет также рассмотрен на ближайшем заседании парламента.  

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International