Государственный Совет направит инициативы по совершенствованию федерального законодательства в сфере обращения с ТКО и ЖБО

18 ноября 2022 г., пятница, 12:11

Государственный Совет направит в Государственную Думу и Правительство России инициативы по совершенствованию федерального законодательства в сфере обращения с ТКО и ЖБО. Такое решение было принято сегодня на заседании парламента. В частности, Государственный Совет внесет в Государственную Думу ФС РФ законопроект о внесении изменений в федеральный закон об отходах производства и потребления, а также обратится к Председателю нижней палаты российского парламента Вячеславу Володину и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложениями по совершенствованию правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами.

«Данные инициативы - определенные итоги деятельности рабочей группы по мониторингу реализации «мусорной реформы», - отметил председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин, - учет самой широкой палитры проблем и предложений, максимально широкий взгляд на состояние реформы ТКО потребовал не самых стандартных решений и площадок обсуждения. Так, парламент республики вышел с предложением открытой дискуссии в рамках Ассоциации законодателей Поволжья и получил поддержку Президента республики. По сути, это стало «отправной точкой» наших законодательных инициатив и предложений».

Переходя к анализу предлагаемой закинициативы по ТКО, Александр Тыгин отметил, что понятийный аппарат федерального закона об отходах производства и потребления предлагается дополнить «строительными» и «зелеными» отходами, а также ввести специальную правовую норму регулирования собственности ТКО (вводится специальная статья – «Отходы как объект права собственности»). «На наш взгляд, уточнение института собственности позволит сформировать более полноценную предпринимательскую среду и повысит эффективность тарифного регулирования, - сказал Александр Тыгин, - мы также не должны забывать о конечных национальных целях реформы до 2030 года: формирование культуры сортировки и обработки мусора».  

На муниципальном уровне важнейшим остаются вопросы обустройства и содержания контейнерных площадок. В настоящее время это зона ответственности собственника земельного участка по месту расположения, по факту - органа местного самоуправления, не имеющего бюджетных ресурсов на эти вопросы.  До 2019 года федеральный законодатель определял роль муниципалитетов как «участие в организации деятельности по обращению с ТКО». Законопроектом предлагается привести эту норму в соответствие с вопросами местного значения, а создание и содержание площадок возложить на регоператоров.

«Анализ правоприменительной практики и высокая территориально-пространственная рассредоточенность отходов показали необходимость расширения полномочий субъектов, - считает Александр Тыгин, - по данным экологических служб, до 80% морфологии несанкционированных свалок состоит из строительных и ремонтных отходов. Сейчас обращение с такими отходами не имеет полноценного механизма правового регулирования, полномочий субъектам на самостоятельное установление правил в данной отрасли закон также не предоставляет. В целях вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот, исключения условий для образования несанкционированных свалок законопроектом предлагается выделить их в отдельную группу, с определением порядка на региональном уровне».

В действующем федеральном законе, как отметил глава профильного комитета, не прописана обязанность регоператоров по утилизации «зеленых отходов» (веток деревьев и другого растительного мусора). Более того, в законе есть прямой запрет на хранение данных отходов на полигонах, в то же время как жители приносят их на существующие контейнерные площадки. «В принципе, регоператоры готовы заниматься утилизацией, необходимо законодательно предусмотреть эту возможность, - сказал Александр Тыгин, - в этих целях проектом предлагается расширить понятие твердых коммунальных отходов».

Еще один немаловажный вопрос – территориальные схемы, основной документ, регулирующий работу отрасли. Состав сведений, подлежащих включению в территориальные схемы по обращению с ТКО, определен Федеральным законом тринадцатью обязательными разделами. В целях исключения постоянной корректировки территориальных схем законопроектом предлагается исключить из обязательной части такие разделы, как «нахождение источников образования отходов», «места накопления отходов», «оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство» и т.п. «Процедура принятия территориальной схемы жестко регламентирована, требует большого количества времени. Таким образом, мы практически постоянно находимся в режиме изменений», - пояснил необходимость принятия данных изменений Александр Тыгин.  Законопроектом предлагается уполномоченному органу дать право самостоятельно определять целесообразность включения указанных данных в территориальные схемы.

Немаловажным остается вопрос нормативов. «Регионы сталкиваются с судебными решениями по отмене нормативов накоплений ТКО, - констатировал Александр Тыгин, - нормативы устанавливаются профессиональными организациями, имеющими лицензию. Отдельные споры с региональным оператором переходят в судебную плоскость, принимают решения об отмене. Соответственно, в этот период часть предприятий, образующих отходы, имеет возможность не оплачивать данную услугу. Мы считаем, что необходимо на федеральном уровне утвердить временно заменяющие нормативы, которые регионы могут применять в судебный период».

Разработанный законопроект будет предварительно направлен в Правительство РФ для получения позиции федеральных органов исполнительной власти.

В ближайшее время также будет направлено Обращение Государственного Совета к Председателю Государственной Думы ФС РФ Вячеславу Володину и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину о необходимости совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами.

«Вопрос жидких бытовых отходов затрагивает не столько городской сектор, сколько одноэтажные и малоэтажные дома, ЛПХ, - отметил Александр Тыгин, - представляя проект Обращения, - ЖБО жилищ, не подключенных к централизованной системе водоотведения (выгребные ямы, септики и т.п.), законодательно практически не регламентируются. Сегодня отсутствует определенность в вопросах принадлежности жидких бытовых отходов, тарифного регулирования и обязательств транспорта сливать отходы только на объектах очистки».

В России только 65% жилого фонда оборудовано централизованной канализацией. В сельских населенных пунктах этот показатель всего 18%. В Татарстане показатели чуть выше среднероссийских. То есть основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения, а сбор и вывоз таких отходов осуществляются специализированным транспортом.

Проблема усугубляется ежегодным ростом ввода индивидуального жилья. «Для понимания масштаба вопроса в республике: в последние годы в республике дополнительно появляется порядка 15 тысяч объектов ИЖС. Это прекрасно, что наши сограждане улучшают свой уровень жизни, но вы представляете каков уровень роста воздействия на окружающую среду», - пояснил позицию парламента Александр Тыгин.   

Депутаты Госсовета обратились к руководству страны с просьбой рассмотреть вопросы совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми (коммунальными) отходами с формированием полноценного цикла обращения с ними (тарификация, транспортирование, очистка, утилизация) и введения государственного регулирования тарифов на услуги нецентрализованной системы водоотведения.

«Данное обращение поддержано профильными министерствами и ведомствами республики, - отметил председатель комитета, - также поступили детализированные предложения от Минэкологии (определение регоператора, лицензирование спецтранспорта и т.д.), которые будут нами учтены в рамках дальнейшей работы на федеральном уровне».

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International