Доклад министра финансов Республики Татарстан Р.Р. Гайзатуллина по проекту бюджета на 2025-2027 годы

9 октября 2024 г., среда, 12:13

В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного Кодекса Республики Татарстан Раисом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2025-ый год и плановый период 2026-2027 годов.

Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.

В структуре законопроекта 23 статьи и 35 приложений. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Они содержат информацию наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета. Основные из них – прогноз социально-экономического развития и анализ его исполнения, основные направления бюджетной и налоговой политики, расчеты по доходам, ожидаемая оценка исполнения бюджета, методики расчётов межбюджетных трансфертов, паспорта государственных программ.

Формирование бюджета осуществлялось на основе доведенного «базового» варианта Министерства экономического развития Российской Федерации и основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанных Министерством экономики нашей республики.

Здесь хочу обратить Ваше внимание на изменения федерального законодательства, затрагивающие как доходную, так и расходную часть нашего бюджета.

По доходам это - в основном, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, упрощенную систему налогообложения.

Отмечу, что изменения в части увеличения ставок по налогам не приведут к увеличению поступлений в консолидированный бюджет республики, так как вся сумма прироста будет зачисляться только в федеральный бюджет. При этом отрицательное влияние на доходы бюджета республики окажут отдельные изменения, объемы которых представлены на экране.

Одновременно на сбалансированность бюджета в части роста расходов окажет увеличение минимального размера оплаты труда и снижение уровня софинансирования федеральных программ и национальных проектов из федерального бюджета.

В этих непростых условиях совместно с хозяйствующими субъектами и муниципальными образованиями осуществлялся прогноз по отдельным доходным источникам на 2025 – 2027 годы.

Далее о  доходных источниках бюджета на трехлетний период.

В докладе будут озвучены объемы на 2025 год.

При оценке поступлений налога на прибыль использованы прогноз Министерства экономики, отчетность федеральной налоговой службы, данные крупных и средних организаций республики.

В результате проведенной работы сформирован прогноз  поступления налога в размере 128  млрд. рублей.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 186 млрд. рублей, в бюджет республики – 130,2 млрд. рублей.

Данный налог является основным доходным источником консолидированного бюджета. Его удельный вес в собственных доходах составляет 38 процентов. Расчеты по налогу производились исходя из прогноза Министерства экономики по фонду оплаты труда.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 45, в бюджет республики – 43,4 млрд. рублей.

Следующий налог – налог на имущество организаций. В 2025 году он прогнозируется в размере 41,6 млрд. рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал и данные налоговой отчетности.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу сформирован на основании динамики фактических поступлений с учетом результатов государственной кадастровой оценки и согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,9 млрд. рублей.

Поступления транспортного налога оцениваются в размере 7,3 млрд. рублей. При оценке поступлений учтены данные налоговой отчетности, информация о количестве транспортных средств и льготах по транспортному налогу.

Поступление по налогам на совокупный доход прогнозируется в сумме 35 млрд. рублей. Структуру налогов Вы видите на слайде. Прогноз сформирован исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается порядка 3 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 29,7 млрд. рублей, в бюджет республики – 24,0 млрд. рублей.

В представленном на ваше рассмотрение проекте бюджета не учтены целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Эта сумма определится после соответствующего их распределения в проекте закона о федеральном бюджете по субъектам Российской Федерации.

Далее – о расходах бюджета.

Говоря о подходах к формированию прогноза по расходам отмечу, что в них в основном заложены федеральные макроэкономические показатели. Предлагаемая структура расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан обеспечивает финансирование расходных полномочий.

Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов. 

В первую очередь это – рост первоочередных и социально-значимых расходов. Соответственно их увеличение сокращает расходы капитального характера. Пропорции отражены на экране.

Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами приведен на слайде.

В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 7,8 млрд. рублей.

Также в бюджете предусматриваются средства на введение в эксплуатацию новых учреждений социальной сферы, повышение заработной платы, формирование резервных фондов, ассигнования на капитальные вложения, реализацию региональных проектов, уплату налога на имущество и земельного налога бюджетными учреждениями. Предлагается предусмотреть выделение межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан.

Далее, о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.

Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов консолидированного бюджета по разделу на 25 год прогнозируется в сумме 66,4 млрд. рублей, бюджета республики – 57,2 млрд. рублей. В данный раздел входят расходы резервных фондов; содержание аппарата управления; учреждений науки, госкомитета, мировых судей, предоставление грантов городским и сельским поселениям, централизованные средства по отдельным расходным направлениям.

Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 51,6 млн. рублей.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 3,1 млрд. рублей, по бюджету республики – 2,2 млрд. рублей. По этому разделу предусматриваются содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб.

Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 99,3, по бюджету республики – 97,2 млрд. рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт.

В отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 30,1, по бюджету республики – 20,2 млрд. рублей.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 734, по бюджету республики – 443 млн.рублей. Расходы направляются на реализацию природоохранных мероприятий, содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов, подведомственных учреждений.

Далее сkедует наиболее крупный раздел расходов бюджета – «Социально-культурная сфера».

Параметры расходов на социальную сферу, которые вы видите на слайде, свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции.  К базовому 2024 году расходы в 2027 году вырастут более чем на сорок процентов.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 25 году объем расходов консолидированного бюджета достигнет 176, бюджета республики – 104,4 млрд.рублей.

В этих расходах учтены: новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации, средства на повышение заработной платы, ряд социальных республиканских целевых программ.

Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме по консолидированному бюджету на 25 год в 23,6, бюджету республики – 12,6 млрд.рублей.

Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, библиотек, творческих коллективов.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 122,2, из них средства бюджета республики – 47,6 млрд.рублей.

В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя высокотехнологичную помощь, содержание учреждений, обеспечивающих оказание услуг в сфере здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и оборудования, проведение процедур гемодиализа, одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.

Следующая по объему отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 62,3, по бюджету республики – 62,1 млрд.рублей. В данных объемах предусмотрены проиндексированные все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 13,5, по бюджету республики – 5,9 млрд.рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

Расходы на поддержку средств массовой информации отражаются в соответствии с бюджетной классификацией в 12-ом разделе. Здесь объем финансирования составит по бюджету республики – 1,7 млрд. рублей, в том числе на телерадиовещание – 1 млрд. 76 млн. рублей, периодическую печать и издательства – 616,0 млн. рублей.

Заключительный раздел – «Обслуживание государственного  (муниципального) долга». Расходы по данному разделу в консолидированном бюджете составят 1,2 млрд. рублей, по бюджету республики – 815 млн. рублей.

В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2025 год прогнозируется в объеме 512,1, расходная часть – 525,6, дефицит – 13,5 млрд. рублей. 

Бюджет республики на 2025 год по доходам определяется в сумме 425,5, по расходам – 439, дефицит – 13,5 млрд. рублей.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International