Доклад заместителя председателя Счетной палаты РТ А.Ш. Валеева по проекту бюджета Республики Татарстан на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

9 октября 2024 г., среда, 12:22

Проект закона о бюджете Республики Татарстан на 2025 год и плановый период прошел экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства.

Счетной палатой при подготовке заключения рассмотрены вопросы обоснованности прогнозных параметров и полноты отражения доходов и расходов. Использовались, в том числе, сведения, дополнительно представленные по запросам Счетной палаты Министерством финансов и отдельными администраторами доходов.

Рассматриваемый сегодня внесенный к первому чтению Законопроект соответствует положениям Бюджетного кодекса и принятым в их развитие актам Министерства финансов Российской Федерации, в нем соблюдены все установленные бюджетным законодательством ограничения, в частности, по объему государственного долга и расходов на его обслуживание, размеру дефицита, условно утверждаемым расходам.

Показатели по налоговым доходам на 2025 год сформированы с учетом прогноза социально- экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательства.

В сравнении с сопоставимыми - первоначально утвержденными показателями бюджета на 2024 год, прогнозируется увеличение объемов поступлений по основным налогам - по налогу на прибыль с ростом на 13,5 %, по НДФЛ - на 35%.

Как уже было отмечено, ряд внешних и внутренних факторов оказывают определенное влияние на предусмотренные Законопроектом к первому чтению объемы отдельных доходных источников в сравнении с показателями, ожидаемыми по итогам текущего года.

Бюджет республики на 2025 год представлен на рассмотрение Государственного Совета (25 сентября) до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета (30 сентября), что определило ограниченность информации, необходимой для прогнозирования объема поступлений межбюджетных трансфертов.

В проекте федерального бюджета на предстоящий период для всех субъектов Российской Федерации предусмотрены субсидии на софинансируемые расходы в общем объеме один триллион двести тридцать восемь миллиардов рублей (1 238 484 млн. рублей).

Как было отмечено Председателем Счетной палаты Российской Федерации Борисом Ковальчуком на Парламентских слушаниях Совета Федерации по проекту федерального бюджета на 2025-2027 годы, Законопроектом распределено только 12,5% от общего объема межбюджетных трансфертов, что является наименьшим показателем за последние 6 лет. Этим тезисом подтверждено существенное влияние низкого уровня распределения средств федерального бюджета на качество и управление планированием бюджетов регионов.

В случае превышения в 2025 году прогнозных значений будут задействованы установленные бюджетным законодательством механизмы использования дополнительных доходов.

При утверждении бюджета республики текущего года объем поступлений межбюджетных трансфертов составлял 67 миллиардов 151 миллион рублей. Это значение является средним также в бюджетах трех предыдущих лет. (На 2025 год для республики предусмотрено 8,7 млрд. руб.)

По сложившейся практике, не противоречащей положениям бюджетного законодательства, предусмотренные для Татарстана целевые поступления из федерального бюджета учитываются ко второму чтению бюджета.

По расходной части законопроекта.

Расходы в полном объеме сформированы за счет собственных средств республики.

Отмеченные выше обстоятельства, оказавшие влияние на неотражение в доходной части средств, поступающих из федерального бюджета, соответственно определили и объем расходов бюджета республики на 2025 год в рассматриваемом сегодня в первом чтении Законопроекте.

В указанных обстоятельствах сравнительный анализ динамики расходов по большинству направлений не проводился, без учета федеральных средств соответствующая оценка не информативна.

В Законопроекте сохранены меры поддержки граждан, осуществляемые за счет средств республики. На 2025 год расходы на социальную поддержку увеличиваются на 7% и составят 62 миллиарда 54 миллиона рублей, из них 6 миллиардов 59 миллионов рублей – это меры поддержки в денежной форме (рост на 10%).

В составе капитальных вложений основной объем ассигнований - 70 миллиардов 305 миллионов рублей предусматривается на развитие социальной инфраструктуры.

Также сохранены все подходы к финансовому обеспечению межбюджетных отношений с муниципальными образованиями республики. Его объем к уровню текущего года увеличивается (0,7%) и составит более 73 миллиардов рублей (73 631,5 млн. руб.). В Законопроекте по муниципальным образованиям распределено 97,7% запланированных трансфертов.

Программная часть расходов бюджета включает ассигнования на исполнение мероприятий 30 действующих государственных программ республики.

Исходя из показателей Законопроекта Счетная палата отмечает необходимость корректировки 14 программ с учетом увеличения бюджетных ассигнований. Например, по программам развития здравоохранения; культуры; образования и науки.

В соответствии с бюджетной классификацией в состав государственных программ включаются мероприятия, направленные на достижение целей национальных проектов. Объем средств, предусмотренный Законопроектом, не окончательный и зависит от выделяемых субъекту Российской Федерации целевых ассигнований при условии участия республики по конкретным направлениям. Реализация поставленной Раисом республики в Послании Государственному Совету на 2025 год задачи по активному участию в национальных проектах должна способствовать привлечению в бюджет республики дополнительных поступлений.

Результаты проводимых Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подтверждают ежегодно высокий уровень исполнения расходов бюджета, отсутствие фактов недостаточности или невостребованности бюджетных ассигнований. Указанное свидетельствует о комплексном, обоснованном и взвешенном подходе к расчету потребности в средствах.

Счетная палата республики на постоянной основе анализирует итоги проверок, определяя требующие повышенного внимания направления контроля.

В зоне особого внимания находятся:

освоение средств на предоставление социальных выплат населению. Ежегодно образуемые остатки имеют объективный характер, зависят от фактически складывающегося числа получателей.

использование в муниципальных образованиях предоставляемых из бюджета республики трансфертов. Отдельное внимание (в связи с обращениями граждан) уделяем реализации мероприятий, проводимых с привлечением средств самообложения граждан;

предоставление субсидий юридическим лицам. Существенное значение здесь имеет своевременное принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок распределения мер финансовой поддержки.

Контроль за целевым, эффективным и законным расходованием государственных средств Счетной палатой будет продолжен с ежеквартальным предоставлением в Государственный Совет Республики Татарстан информации о ходе исполнения бюджета 2025 года и результатах проведенных мероприятий.

В завершение доклада отмечу:

Представленный на рассмотрение в первом чтении Законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.

Бюджет республики на 2025 год сбалансирован. Объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.

Предлагаемые Законопроектом источники финансирования дефицита соответствуют бюджетному законодательству.

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International