Татарстан станет участником федерального проекта по расширению доступности среднего профессионального образования

19 ноября 2025 г., среда, 14:56

Сегодня в Казанском хореографическом училище состоялось совместное выездное заседание Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам и Экспертного совета при комитете, на котором депутаты обсудили вопросы развития среднего профессионального образования в области искусств. Также парламентарии рассмотрели федеральный законопроект, согласно которому Татарстан станет одним из участников эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования. Заседание провел председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов. В работе заседания принял участие помощник Раиса РТ, полномочный представитель Раиса РТ в Государственном Совете Александр Терентьев.

До начала пленарной части депутаты ознакомились с деятельностью Казанского хореографического училища, методикой обучения, осмотрели учебные аудитории и залы, пообщались с преподавателями и учащимися.

Подробно вопросы работы средних профессиональных учреждений образования Татарстана в области искусств обсудили на заседании комитета. Как отметила первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, в этом году система среднего профессионального образования России отмечает свое 85-летие. В Татарстане работает 141 детская школа искусств, где обучаются более 70 тыс. школьников. Республика занимает первое место в ПФО и пятое в России по количеству детских школ искусств.

Программы среднего профессионального образования в области искусств в Татарстане реализуют 9 учреждений, включая музыкальные колледжи - Казанский, Альметьевский, Нижнекамский, хореографическое, театральное и художественное училища, техникум народных художественных промыслов и колледжи культуры и искусств в Елабуге и Набережных Челнах. «В 2024 году в этих учебных заведениях обучались 2416 студентов, в 2025-ом – 2422, - рассказала Юлия Адгамов. – Рост есть, что при общих демографических вызовах и конкуренции за абитуриентов, является значительным достижением. Особенно важно, что подавляющее количество студентов учатся на бюджетной основе - в этом году 1944 человека, или 80% от общего числа».

По словам первого заместителя министра культуры, конкурс в учебные заведения республики в области искусств варьируется от одного - двух до 16-ти человек на место. Один из самых высоких конкурсов - в Казанском художественном училище. Высокие показатели также - в театральном (7 человек на место) и хореографическом училище (5 человек на место). В колледжах республики обучаются студенты более чем из 30-ти регионов России.

«Такая межрегиональная открытость не просто показатель качества, а подтверждение статуса наших учреждений как национальных центров художественной педагогики. Среди других субъектов ПФО у Татарстана – одна из самых сильных позиций», - отметила Юлия Адгамова.

В ходе обсуждения вопроса депутаты Ильшат Аминов, Ркаил Зайдуллин и Эмиль Губайдуллин поинтересовались размерами зарплат в отрасли, влиянии искусственного интеллекта на творческие профессии, созданием центра креативных индустрий, возможностями увеличения количества детских спектаклей.

Сегодня же на заседании комитета парламентарии поддержали внесение изменений в Федеральный закон о проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования.

Эксперимент проводится с 1 апреля 2025 года. Он предусматривает упрощенную процедуру поступления выпускников 9-х классов в образовательные организации СПО. Им достаточно сдать экзамен только по двум предметам вместо традиционных четырех – русскому языку и математике.

В качестве пилотных субъектов реализации проекта были выбраны Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область. По итогам проведения эксперимента количество выпускников девятых классов, не прошедших государственную итоговую аттестацию, сократилось почти на 40%: с 3347 человек в 2024 году до 2057 человек в 2025 году. Увеличился прием на востребованные профессии строительства, металлургии, машиностроения, специальности в сфере цифровых технологий, педагогики и медицины.

Сейчас законопроектом предлагается расширить перечень участвующих в эксперименте регионов, дополнив его Республикой Татарстан, а также Ростовской, Тверской и Тюменскими областями. Кроме этого, документом предлагается продлить период проведения эксперимента до 2029 года.

«Возможность реализации эксперимента позволит учесть потребности как самих обучающихся, так и субъектов страны с учетом специфики рынка труда, социально-экономических особенностей и общего уровня образования в соответствующем регионе», - подчеркнул председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International