Законопроект о бюджете республики принят в первом чтении

29 октября 2020 г., четверг, 14:26

Законопроект о бюджете Республики Татарстан на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 годов принят сегодня на заседании Государственного Совета в первом чтении. Поправки к главному финансовому закону республики будут приниматься до 7 ноября, затем документ рассмотрят во втором чтении.

Законопроект о бюджете, направленный в Государственный Совет Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, был рассмотрен на заседаниях всех профильных комитетов парламента. Прошло его широкое обсуждение в формате парламентских слушаний. Кроме того, состоялось республиканское совещание с участием всех муниципалитетов республики. Бюджет-2021, по оценке депутатов, социально направлен и программно ориентирован. Доля социально-значимых и первоочередных расходов в проекте бюджета-2021 составляет 77% от общего объема расходов. Более 90% бюджетных средств направляется на реализацию утвержденных ранее госпрограмм.

Социальная направленность бюджета в ближайшие три года будет усилена. Это связано с необходимостью решения вопросов, связанных с проводимой в республике социальной политикой, а именно - оказание социальной поддержки населению с низким уровнем доходов, семьям с детьми. Особую важность данное направление приобрело в этом году. Работа по усилению мер социальной поддержки должна продолжаться все последующие годы, считают депутаты. 

Традиционно в режиме первого чтения предметом обсуждения становится прогноз социально-экономического развития Татарстана на очередной финансовый год и плановый период.

«Для мировой экономики текущий год стал одним из самых сложных за последние десятилетия, - отметил заместитель министра экономики Олег Пелевин, - в результате распространения коронавирусной инфекции экономики стран одновременно столкнулись и с ограничением предложения, и с ограничением спроса, а также волатильностью цен на энергоресурсы».

По итогам января-сентября этого года валовой внутренний продукт России сократился на 3,5%. Валовой региональный продукт Татарстана снизился на 2,1%, индекс промышленного производства составил 97,6%.

В 2021 году ВРП, по оценке профильного министерства, прогнозируется в 103,9% к уровню 2020 года. Среди основных факторов роста Олег Пелевин отметил постепенное восстановление нефтедобычи в рамках Соглашения ОПЕК+, увеличение объемов в обрабатывающих производствах и энергетике, в том числе за счет ввода новых мощностей, увеличения их загрузки и выпуска новых видов продукции в рамках реализации инвестиционных проектов.

«В нефтепереработке и нефтехимии – это, в первую очередь, проекты групп компаний «Татнефть» и «ТАИФ», - рассказал заместитель министра экономики, - в машиностроительном комплексе – проекты «КАМАЗа» и Казанского авиационного завода им.С.П.Горбунова. В энергетической отрасли также продолжается реализация проектов группы компаний «ТАИФ», «Татэнерго» и «Сетевой компании»». В целом индекс промышленного производства в 2021 году прогнозируется на уровне 105,2%.

Объемы сельскохозяйственной продукции прогнозируются на уровне 101,9%. «Вместе с тем важно не только обеспечить увеличение валовой продукции в отрасли, но и ее переработку, - подчеркнул Олег Пелевин, - объемы производства в пищевой промышленности прогнозируются на уровне 102% - 105,2%».

В строительном комплексе республики с учетом увеличения в рамках реализации национальных проектов объемов жилищного и инфраструктурного строительства среднегодовые темпы роста прогнозируются на уровне 101%.

В 2021 - 2023 годах ожидается постепенное восстановление потребительской активности. Оборот розничной торговли прогнозируется на уровне порядка 102,5%. Причем, все большую роль играет электронная торговля.

По инвестициям в основной капитал планируется рост на уровне 104,5%. «Это достаточно высокий напряженный прогноз, - считает Олег Пелевин, - и здесь основными факторами для запуска нового инвестиционного цикла должны стать увеличение государственных инвестиций и создание стимулов для роста инвестиций».

Одним из эффективных инструментов по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест являются территории опережающего социально-экономического развития. Сейчас они созданы в пяти моногородах республики. «Институт ТОСЭР доказал свою эффективность: сумма отчислений во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды практически в два раза превышает сумму предоставленных налоговых преференций, - сказал заместитель министра, - в течение трех лет в рамках ТОСЭР планируется создание более 6 тыс. новых рабочих мест. В экономику республики будет привлечено более 22 млрд. рублей инвестиций».

Треть занятого населения республики работает у субъектов малого и среднего предпринимательства – более 532 тыс. человек, а с учетом самозанятых - около 624 тыс. человек. «Резервом для роста малого и среднего предпринимательства является повышение эффективности инфраструктуры, - считает Олег Пелевин, - наша задача на ближайшие годы - сделать акцент не только на количестве инфраструктурных объектов, но и на их качестве. В целом повысить привлекательность промышленных площадок и парков».

«Будут ли корректироваться целевые показатели Стратегии-2030 в связи с современными реалиями?» - поинтересовался у замминистра экономики депутат Тахир Хадеев. «Цели и задачи, прописанные в Стратегии, остаются неизменными, однако сами показатели могут быть скорректированы, к этому вопросу мы еще вернемся», - уточнил Олег Пелевин.

Депутаты также подняли вопрос роста цен на продукты питания. «Какие меры примет Правительство в связи с ростом цен на основные продукты питания? Да, проводятся сельхозярмарки, но цена на мясо, например, и на ярмарках поднялась», - спросил депутат Николай Рыбушкин. «Вопрос находится на контроле, - ответил Олег Пелевин, - действительно, рост цен на ряд продуктов питания был, соответствующие материалы направлены в УФАС, сейчас роста цен мы не наблюдаем».

Как отметил министр финансов Радик Гайзатуллин, формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с основными показателями социально-экономического развития, разработанными Министерством экономики республики. Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Татарстана, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период.

Анализируя доходную часть бюджета, Радик Гайзатуллин отметил, что в 2021 году поступление налога на прибыль оценивается в сумме 77 млрд. рублей. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет составит 81,5 млрд. рублей, в бюджет республики – 57,2 млрд. рублей. Поступления акцизов в консолидированный бюджет оцениваются в сумме 41,2 млрд. рублей, в бюджет республики – 40 млрд. рублей. Налог на имущество организаций поступит в размере 26 млрд. рублей. Поступления земельного налога ежегодно оцениваются в размере 7,7 млрд. рублей. Поступления транспортного налога в 2021 году ожидаются в размере 5,5 млрд. рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета определяются в объеме 16,8 млрд. рублей, в бюджет республики – 12,6 млрд. рублей. Это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2021 году составят 40,9 млрд. рублей.  

Комментируя расходную часть бюджета, Радик Гайзатуллин отметил, что традиционно наиболее крупный раздел расходов – «Социально-культурная сфера». «Параметры расходов на социальную сферу свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции, - сказал он, - расходы социальной сферы в консолидированном бюджете в 2021 году вырастут на 5,6%, в 22 году - на 8,6%; в 23-м году – на 11,7%».  

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 2021 году объем расходов консолидированного бюджета по данной статье достигнет 101,7 млрд. рублей, бюджета республики – 68,5 млрд. рублей.

Общий объем расходов на здравоохранение с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 76,8 млрд. рублей, из них средства бюджета республики – 26,7 млрд. рублей.

Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований составят 16,5 млрд. рублей.

Таким образом, на 2021 год консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объеме 312,7 млрд. рублей, расходам – 315,7 млрд. рублей, с дефицитом в 3 млрд. рублей. Бюджет республики по доходам – 268,5 млрд. рублей, по расходам – 271,5 млрд. рублей, дефицит – 3 млрд. рублей.

Доклад министра финансов вызвал много вопросов депутатов. Ильшат Аминов поинтересовался, предусмотрены ли в проекте бюджета средства на капитальный ремонт учреждений культуры. Радик Гайзатуллин отметил, что сейчас этот вопрос детально обсуждается в Кабинете министров.

Альберт Хабибуллин попросил уточнить, будут ли возможности привлечения бюджетных кредитов, и какие источники будут привлечены для погашения дефицита. Министр финансов ответил, что дефицит, как правило, покрывается за счет остатков средств по итогам финансового периода, не исключено также привлечение краткосрочных бюджетных кредитов.   

Геннадий Глушков отметил важность организации долечивания работающих граждан после стационарного лечения. Министр финансов заверил, что средства на эти цели предусмотрены из двух источников - за счет фонда ОМС и республиканского бюджета, в общей сложности 785 млн. рублей.  

«Все процедуры по рассмотрению проекта закона до первого чтения завершены. Высказанные мнения и предложения свидетельствуют о том, что проект бюджета республики формировался исходя из необходимости решения задач, поставленных Президентом в Послании Государственному Совету, - подчеркнул председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, выступая с содокладом по вопросу, - главные задачи бюджета – это выполнить как все базовые социальные обязательства, так и обеспечить ресурсами новые меры поддержки. Национальные цели, прописанные в документе, остаются неизменными: создание комфортной и безопасной среды для жизни, укрепление экономики, внедрение цифровых технологий».

Проект бюджета глава профильного комитета охарактеризовал как «очень напряженный». «Доходная часть бюджета на 2021 год всего на 2 млрд. рублей меньше, чем мы утверждали первоначальные цифры на текущий год, несмотря на то, что потери бюджета за 9 месяцев текущего года составляют около 30 млрд. рублей, - подчеркнул он, - в текущем году мы не успеем полностью возместить потери, а это значит, что задача по восстановлению дохода бюджета перейдет на начало года. Следовательно, необходимо рационально планировать расходную часть бюджета и не перегружать ее дополнительными условиями».

В проекте бюджета, по словам Леонида Якунина, предусмотрены средства на обеспечение оказания действующих мер социальной поддержки жителей Татарстана (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и другие), а также средства на их расширение. На эти цели ежегодно планируют выделять более 31 млрд. рублей.

Предусмотрено и ежегодное повышение оплаты труда педагогическим, медицинским, социальным работникам, персоналу учреждений культуры, научным сотрудникам и прочим категориям бюджетников. Цена вопроса, заложенная в проекте на следующий год, составит 5,7 млрд. рублей.

«Бюджет был сформирован в условиях снижающейся динамики основных макроэкономических показателей и неопределенной ситуации на мировом нефтяном рынке, - завершил председатель комитета, - нам нужно адаптировать наши действия к новой реальности».

Свое заключение на проект бюджета дала Счетная палата республики. Как отметил заместитель председателя Счетной палаты Альберт Валеев, все установленные бюджетным законодательством ограничения, в частности, по объему государственного долга и расходов на его обслуживание, размера дефицита, Резервного фонда Правительства в представленном проекте бюджета соблюдены. «Бюджет республики на 2021 год сбалансирован, объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов», - заключил Альберт Валеев.

В целом одобрив законопроект, парламентарии высказали ряд замечаний и предложений. Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов отметил, что нужно удержать социальную направленность бюджета. «Задача Правительства в условиях пандемии коронавируса – защищать и поддерживать все категории граждан», - подчеркнул он. Хафиз Миргалимов посетовал, что пятый год подряд не увеличивается размер минимальной оплаты труда, которая сейчас в целом по России составляет 12 500 рублей.

Депутат Эдуард Шарафиев усомнился, насколько учтены новые реалии в проекте бюджета. «В частности, в проекте бюджета я  не увидел роста расходов на борьбу с коронавирусом, - подчеркнул он, - не заложены средства и на закупку вакцин». Эдуард Шарафиев считает, что при подготовке бюджета ко второму чтению этот нужно обязательно учесть, не перекладывая расходы на плечи граждан.

Депутат Марат Галеев считает, что в целом проект бюджета, представленный Правительством, с учетом конкретной ситуации заслуживает поддержки. Он напомнил, что основной финансовый закон состоит из двух половинок, доходной части и расходной. «Надо помнить, что бюджет – это, образно говоря, то одеяло, которое заставляет «протягивать ноги» по его длине, с учетом дефицита 3 с лишним миллиарда», - обратился он к коллегам.

Большим плюсом экономической политики федерального центра, по словам Марата Галеева, стало создание резервных фондов. «В кризисные годы это всегда пригождается, - прокомментировал он, - было много охотников начать «потрошить» накопленное, но федеральное Правительство и руководство в целом удерживалось от этого».

Остановился Марат Галеев и на минусах, одним из которых, как он считает, стало то, что не удалось создать систему, стимулирующую развитие субъектов. «Если посмотреть на текущую ситуацию, странное дело получается: стало выгодно быть дотационным регионом», - посетовал он.

«Очень трудный к исполнению бюджет, - так Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин охарактеризовал проект основного финансового закона республики, подводя итог обсуждения, - тем не менее, он сохраняет свою социальную направленность. Конечно, деньги, заложенные на эти расходы, нужно еще заработать, пополнив бюджет. Следовательно, важно одновременно максимально сохранить социальную защиту нашего населения и в то же время создать условия для быстрого восстановления экономики».

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International