Вопросы обеспечения педагогическими кадрами обсудили на заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам

5 июля 2022 г., вторник, 16:44

Об обеспечении педагогическими кадрами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ речь шла на выездном заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, которое прошло сегодня в Казанском педагогическом колледже. Кроме того, парламентарии обсудили вопросы капитального ремонта общеобразовательных организаций, рассмотрели ряд федеральных законопроектов и подвели итоги работы комитета в период весенней сессии 2022 года.

Как отметил первый заместитель министра образования и науки республики Андрей Поминов, в настоящее время в системе образования республики трудятся более 64 тыс. педагогических работников (более 31 тыс. учителей и более 16 тыс. воспитателей). В вузах Татарстана по педагогическим специальностям обучается более 16 тыс. студентов, 85% из которых – учащиеся К(П)ФУ и филиалов Казанского университета (Елабужский и Набережночелнинский институты). Активно готовят педагогов и шесть учреждений среднего образования республики один из которых – Казанский педагогический колледж.

Перед заседанием члены профильного комитета в сопровождении директора Казанского педагогического колледжа Анфисы Заляловой осмотрели учебные аудитории и лаборатории колледжа, ознакомились с деятельностью этого образовательного учреждения. Восемь лет назад на базе Казанского педагогического колледжа, - учреждения среднего образования со 146-летней историей, был открыт Ресурсный центр по подготовке педагогических кадров - учителей начальных классов и педагогов дошкольных образовательных организаций. Именно здесь апробируются образовательные инновации, и обобщается накопленный педагогами опыт.

Колледж является экспертным центром России по компетенции «Воспитатель детей дошкольного возраста» по стандартам WorldSkills и имеет статус региональной инновационной площадки. Студенты колледжа - постоянные участники конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и многократные победители национальных чемпионатов (студенты педколеджа с 2014 года удерживают «золото» национального чемпионата). Эти успехи позволили колледжу войти в ТОП-100 лучших образовательных организаций СПО РФ движения «Молодые профессионалы».

Несмотря на сформированную инфраструктурную базу и давние традиции педагогического образования, в республике все равно ощущается нехватка педагогических кадров. «Министерством образования и науки ведется большая работа по анализу прогнозных потребностей в обеспечении педкадрами, - подчеркнул первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, - сегодня в республике есть потребность в учителях русского языка, математики и физики. Учителей начальных классов выпускается на 20% меньше, чем требуется. Серьезная проблема с учителями иностранных языков. Выпуск в полтора раза больше заявок, но трудоустраивается лишь около 20%». При этом, по словам первого заместителя министра, муниципалитетам следует серьезнее относиться к составлению данных прогнозов, поскольку данные ложатся в основу заявок на обучение.

По мнению Андрея Поминова, школы и дошкольные учреждения сегодня нередко сталкиваются с «текучкой кадров». Безусловно, чтобы закрепить молодого специалиста в образовательном учреждении, нужны социальные гарантии (заработная плата, обеспечение жильем и т.д.) и развитие наставничества.   

С 2016 года в республике реализуется проект стипендиальной поддержки подготовки будущих учителей по дефицитным в республике предметам (русский язык, математика, физика, химия, биология, педагоги начальной школы), в первую очередь, для сельской местности. Повышенные стипендии в настоящее время получают около 650-ти студентов, из них 336 – обучаются по программам для работы в полилингвальных школах. При успешной сдаче сессии студенты могут претендовать на ежемесячную стипендию за счет республиканского бюджета в размере 15 тыс. рублей. По окончании вуза выпускники должны отработать в школе в течение пяти лет.  

Проблема дефицита кадрового обеспечения школ, расположенных в сельской местности и малых городах республики, частично решается и за счет федеральной программы «Земский учитель». В этом году определено 10 победителей, которые после заключения трудового договора получат компенсационную выплату, а сельская школа – профессиональных учителей. «Закрывать вакансии» в сельской местности также позволяет проект «Мобильный учитель», когда квалифицированный педагог одной из школ района или города на автомобиле осуществляет совместительство в соседних школах.

К работе в школах и детских садах привлекаются студенты вузов третьих – четвертых курсов, обучающиеся по педагогическим специальностям и успешно прошедшие промежуточную аттестацию. В школы и детские сады в этом учебном году, таким образом, было привлечено 438 студентов.

Детально о системе подготовки педагогических кадров в вузе доложил ио ректора Казанского (Приволжского) федерального университета Дмитрий Таюрский. Он, в частности, отметил, что в последние годы число студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, растет. Так, в настоящее время в КП(Ф)У специальность педагога получают более 11 тыс. учащихся, а это 22% всех студентов Казанского университета. Растет и число бюджетных мест для будущих педагогов. Ежегодно 13 – 14 тыс. педагогов республики проходят повышение квалификации на базе К(П)ФУ, более 10 тыс. – из других регионов России.   

Вопрос подготовки кадров для общеобразовательных школ и дошкольных учреждений республики стал предметом активного обсуждения на заседании комитета. Следующий 2023 год Президентом России объявлен Годом педагога и наставника, что, по мнению парламентариев и профильного министерства, безусловно, будет способствовать росту авторитета учителя и повышению интереса к педагогической деятельности. Тем не менее, проблем остается немало. По итогам обсуждения председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов предложил создать совместно с Министерством образования и науки РТ рабочую группу по выработке предложений по совершенствованию мер поддержки и стимулирования педагогических работников на федеральном и региональном уровне. 

Отдельно члены профильного комитета сегодня остановились на вопросах проведения капитального ремонта в образовательных учреждениях республики.

В этом году в рамках Программы капитального ремонта образовательных организаций, утвержденной распоряжением Кабинета Министров РТ (с общим объемом финансирования 5,6 млрд. рублей), планируется капитально отремонтировать 141 образовательное учреждение. Министерством образования и науки республики также сформирован перечень объектов, предполагаемых к включению в республиканскую программу капитального ремонта образовательных организаций РТ в 2023 году. В рамках данной программы планируется проведение капитального ремонта в 55 дошкольных образовательных организациях и 15 школах.

Как отметил заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ильдус Насыров, большая работа также проводится по ремонту пищеблоков школ.

Депутаты Государственного Совета намерены четко следить за проведением капитального ремонта общеобразовательных организаций в своих округах и оказывать необходимое содействие.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International